Не веселая история
Хочу вам поведать, как мне испортили настроение в Сбербанке. Повод был простой – скопилось немного свободных денег, которые я вознамерился приобщить к уже лежащей на счету банка сумме.
Итак, я пошел в отделение Сбербанка на улице Якиманка, дом 18, чтобы положить двести долларов на свой валютный счет. И, кстати, проверить, как там поживают мои денежки.
А проверять, поверьте, есть что.
Попадая в эту бизнес среду, пенсионер сразу становится легкой добычей банкиров, норовящих подсунуть кредит, который не возьмет ни один здравомыслящий человек, даже под пыткой. Или вам предложат никчемную услугу, сулящую одни расходы. Примут на счет помятые доллары с дисконтом, поскольку те якобы не соответствуют неким стандартам качества банка. А могут, просто, зажать пенсионные деньги, и выдавать их частями, в несколько приемов.
Часами просиживая в очередях, я пришел к выводу, что сбережение денег граждан – даже не второстепенная задача Сбербанка. Гораздо охотнее и быстрее проводятся совсем другие финансовые операции. Система электронной очереди запрограммирована так, что первыми к окошку попадают желающие получить кредит, оформить ипотеку, сделать денежный перевод, взять сберегательный сертификат или денежную карту.
Здесь же, в Сбербанке, в 1991 и 1998 годах пропадали все мои накопления с немалой прибылью для последнего.
На сей раз я столкнулся вот с чем.
Долго-долго, минут двадцать, ждал, когда подойдет очередь.
Затем, еще минут пятнадцать сидел перед столом специалиста, ждал, когда тот, наконец, соизволит появиться. Время было утреннее, и куда, в начале смены, подался сотрудник банка из двенадцатого окна, было не понятно – за соседними столами вовсю кипела работа.
Но, вот, наконец, и он, появился, мило беседуя с коллегой по работе женского пола.
Где так долго пропадал, - Мрачно поинтересовался я.
- А где был ты?
Хорошенькое начало для деловых переговоров!
По возрасту парнишка мне не то, что в сыновья, во внуки годился.
Перегнувшись через стол (с некоторых пор я плохо вижу) на бейдже нахала прочитал: Алексанян.
Гордый народ, как с самого раннего детства внушают нам.
Поэтому сразу перешел к делу: У меня есть 59 долларов (показываю), снимите с пенсионной карточки (показываю карточку) еще 149 долларов, они там в рублях, переведите в доллары по курсу, и положите 200 долларов вот на эту сберегательную книжку (показываю книжку). Простая арифметическая и банковская операция.
- Вам ясно?
- Сейчас.
Ржавое колесо российской банковской системы с натугой провернулось, как стоп…
- Согласно договора, вы не можете положить на свой счет менее 100 долларов.
К такому повороту событий я был готов. Обычно, кассир в начале операции условно покупает для меня с рублевого счета доллары, а затем всю сумму кладут на книжку.
- Но я же не кладу на книжку 59 долларов.
Только и успел это сказать, как в меня полетели паспорт, сберегательная книжка, пенсионная карточка и пятьдесят девять долларов, данных мне клиентами на чай.
- Отказываюсь вас обслуживать.
Впервые эту яркую особенность национального характера мне довелось наблюдать в 1988 году после землетрясения в городе Спитак.
В то время, как вся страна героически восстанавливала этот маленький городок из руин, жителей отправили отдыхать в лучших санаториях и пансионатах на берегу Черного моря.
Их тогда просто завалили бесплатной гуманитарной помощью.
Предпочтение отдавалось кроссовкам и костюмам Адидас. Все остальное, по преимуществу отечественного производства просто выбрасывалось из окна.
Многие тогда привезли из Сочи гуманитарные трофеи, не пришедшиеся по сердцу гордым выходцам с Кавказа. Лично я, помнится, тогда выудил из кустов несколько вполне добротных рубашек, шаровары и пару кожаных ботинок. Они потом прослужили мне много лет.
Позже, не раз мне доводилось наблюдать на рынках и в магазинах, как торговцы с юга бросают в покупателей горсть мелких монет, которыми те пытаются расплатиться за товар.
Теперь в ход пошли долларовые купюры. Причем, в центре Москвы.
Проводить остаток дней в местах не столь отдаленных за нападение на сотрудника банка как то не хотелось. За специалиста банковских услуг Алексаняна наверняка вступилась бы вся его могучая и влиятельная диаспора, а за меня?
Народ вокруг, и глазом в мою сторону не повел. Более того, тут же кто-то из очереди подбежал к столу номер 12 договариваться о переводе денег в ближнее зарубежье. Ничего личного.
Подобрав с пола документы и деньги, я начал искать кого-нибудь из начальства.
От меня отмахивались как от назойливой мухи. То ли начальства банка в этот момент не было, то ли все специалисты были безумно заняты, но мои настойчивые просьбы о помощи долго оставались без ответа.
Наконец, минут через двадцать стояния над душой одного из работников банка, ко мне вышел старший специалист.
На бейдже я прочитал фамилию - Красавина.
- Только что ваш сотрудник отказался меня обслужить.
- Что вам угодно?
- Хочу положить на книжку 200 долларов, 59 наличными и 141 с рублевого счета на моей пенсионной карточке.
- Секундочку. Не волнуйтесь. Мы все уладим. Давайте свои документы, назовите пин-код, через пять минут я принесу их назад, все будет готово.
Назовите свой пин-код. Это было уже слишком!
- Простите, передо мной точно, старший специалист банка? Правильно ли я понял, вы просите назвать вам мой пин-код?
Пот прошиб старшего специалиста Сберегательного банка. Крупные капли появились на лбу, потекли по бровям и ресницам.
- Извините. Пройдемте к рабочему столу. Мы все решим.
Но, и за рабочим столом, ничего не решалось.
Вначале, Красавина перевела с пенсионной карточки на книжку деньги, 141 доллар. А затем, после неудачной попытки сложить эту сумму с наличными 59, сказала, что, согласно договора, доложить туда же остальные 59 невозможно.
Пришлось старшему специалисту еще раз объяснять суть банковской операции, которую я в этом же банке делаю ежемесячно.
Красавина еще больше вспотела. И начала куда-то звонить, чтобы вернуть доллары назад, в рублевый счет.
Там, по ходу дела, сидели такие же специалисты. Обратный перевод денег оказался невозможным. Сумма, которую можно было вернуть, была меньше той, что взяли.
Отчаявшись что-либо сделать, и боясь, как бы не было хуже, я забрал документы, и покинул негостеприимный Сбербанк. Доллары так и остались в кошельке, зато в сберкнижке красовалась новая проводка на 141 доллар прибыли.
На другой день я выложил все, что со мной произошло, уже другому старшему специалисту в здании штаб-квартиры Сбербанка на улице Вавилова, дом 19.
Она меня добросовестно выслушала, записала домашний телефон и посоветовала не волноваться.
Через месяц я получил из Сбербанка письмо. Оно достойно того, чтобы быть на страницах этого рассказа.
Уважаемый А.М.!
ОАО "Сбербанк России" (далее по тексту - Банк) благодарит Вас за оказанное внимание. Выражаем глубокую признательность за сотрудничество с нашим Банком и неравнодушное отношение к организации его работы.
Банком анализируется и учитывается вся информация о недостатках обслуживания, предъявленная нашими клиентами. По результатам ее анализа принимаются меры по улучшению качества или устранению выявленных недостатков, а в частности оптимизация дисциплинарного и материального воздействия, а также кадровые ротации.
Качество обслуживания клиентов является наиболее приоритетным направлением развития Банка и нам очень неприятно осознавать, что ситуация, возникшая при Вашем обращении в Банк, может негативно сказаться на оценке работы Банка в целом.
В ходе проведенной проверки установлено, что в связи с переформатированием Дополнительного офиса он временно находится в Дополнительном офисе и имеет ограничения на совершение ряда операций, что и привело к возникновению сложившейся ситуации.
Приносим свои извинения за недостаточно клиентоориентированные действия сотрудника Банка. Ваши замечания, указанные в обращении, приняты во внимание и обязательно будут учтены в дальнейшей работе нашего структурного подразделения. Надеемся и в дальнейшем видеть Вас клиентом нашего Банка.
Подпись: специалист управления удержания клиентов. Имя и фамилию этого уникального специалиста указывать не буду - она мне ничего плохого не сделала.
Сейчас сижу дома, пишу эти строки, и размышляю, кто из двух сотрудников был выбран в качестве козла отпущения за недостаточную клиентоориентированность, и как бы перевести свои денежки в другой, более респектабельный банк. Только вот, какая мысль смущает и не дает осуществить задуманное: не учились ли их специалисты в одном университете, что и специалисты Сбербанка?
Некоторые из моих читателей спрашивают: почему вы пишете так мрачно и занудно, откуда такой негатив? Нельзя ли что-нибудь веселенькое?
Что тут ответить? Читайте газеты, журналы, смотрите телевизор, слушайте Путина, наконец. Вот, истинный кладезь неподдельного оптимизма и задорного жизнеутверждающего юмора!
Зачем вам я? Вы взваливаете на свои плечи непосильный труд – перевоспитать того, кто ходит по земле, а не летает с журавликами в облаках.
Все, все, молчу, молчу. А то был тут у нас в старое, и как теперь выяснилось, доброе время один писатель. Любил на страницах своего романа вести задушевные беседы с проницательным читателем. Чем это тогда для него закончилось? То-то.
2014г.
Свидетельство о публикации №215011101989