И куда нас наши страсти

11 января 2015


"И куда нас наши страсти",
Катерина и Анна, "Гроза" и "Анна Каренина", А.Островский и Л.Толстой

"И куда бы наши страсти нас с тобой не завели,
Неизменно впереди две дороги, та и эта -
Без которых невозможно, как без неба и земли."
Б.Окуджава


"Гроза" - пьеса, играют актёры на сцене и потом выходят кланяться в конце, отыграв - все живые и здоровые. Т.е. события в пьесе не реальные, а показ внутреннего мира и протеста души. Самоубийства в реале в пьесе не происходит - оно лишь изображается символически, как протест в внутреннем мире души. Сам человек притом остаётся живой и выходит кланятся зрителям.

"Анна Каренина" - книга и подробное описание-роман, создаёт иллюзию реальной жизни и реального самоубийства женщины под колёсами поезда.

Т.е. Островский свою героиню не убил для зрителей по де факту восприятия - ведь она им появляется опять, живой, и кланяется в конце пьесы. А Лев Толстой героиню убил. Конец есть конец. И потом никто уже не появляется - героиня мёртвая, труп.



Спросите ребёнка - что ему лучше:

 - Появиться на свет и жить? Или не появиться, если  "меня моя мама не устраивает, какая она есть?"

- Не устраевает? Лезь опять назад в животик и в небытиё!?



Родители есть родители - какие они есть. И мама есть мама - какая она есть, родила на свет.


"Книга "Анна Каренина" Льва Толстого. Женщина увлекается и влюбляется в любовника, бросает маленького сына и мужа, уходит к любовнику жить, быстро ему надоедает, любовник её бросает. Муж не прощает и не принимает ей обратно. Она кидается под поезд, самоубийство, погибает.

Русская традиция одназначно требовала, чтобы мама своих детей не бросала и поднимала их, терпела всё.

Но когда Анна Каренина ушла - она оставила своего ребёнка с отцом ребёнка? с кормилицей? с нянями? с гувернатками? с прислугой? с поварами? с прачками? с крепостными крестьянами, трудящимися в полях собрать урожай? на обеспечении отца - богатого человека? т.е. под присмотром и в благополучии?



Долг, терпение, труд, обязанности, выполнение обязательств. Страсти, инстинкты, биологические инстинкты, эгоизм, эмоции, грехи. Выборы души и тела и обстояельств. Ошибки и победы и поражения.
Работа души прощать и терпеть. Сила духа выстоять. Но тогда - в чём? что определено целью?



Женщины генетически зациклены искать в отцы детей и в мужья лучших мужчин. У женщины, Анны Карениной, могла быть послеродовая депрессия, и оттого отторжение от её мужа, как источника перенесённой ей родовой боли. Особо как рожали тогда без обезбаливающих вообще.


Любовник бросил? Но у Карениных был христианский брак в церкви и потому жена оставалась быть его женой? Даже грешная? был вариант простить её и впустить в дом и воссоединить семью? Притом она бы уже тогда потом считала, что именно её муж - лучший.


Христианская традиция прошлого любила обыгрывать сцены прощения и воссоединения грешных и блудных обратно в семью. Прощение блудного сына. Прощение и защиты блудницы Христом.
"Не судите и судимы не будите!". Так что вариант прощения жены и возвращения её в семью Карениных был у писателя. Но он этот вариант не выбрал.

Был вариант уйти в монашки. Женщины уходили в монахини в те времена многие массово, стараясь замолить свои грехи и грехи остальных. Писатель и этот вариант не выбрал.

Был вариант, что героине встретился другой мужчина, как мужчин то в мире всё таки много, и женщины им нравятся. Но это могло означать начало таких последующих встреч и расставаний, что для мужчины могло быть неприемливой мыслью, как блуд. И писатель этот вариант не выбрал.

Он показал - в обществе, если мать бросает ребёнка и мужа и семью, ей потом нет места, она становится никому ненужной.


Писатель не описывает и воссоединение её с её родителями, как вариант.

Писатель не описывает её смерть от голода из-за утраты финансового обеспечения и содержания, чтобы эти сцены не вызвали бы жалости к ней и сострадания и сочувствия у кого-то из сердобольных читательниц или читателей.

Лев Толстой предпочёл жёсткий страшный вариант - ей убить - убить под колёсами поезда, показать эгоизм считаться только со своими собственными чувствами и не с чувствами других людей.

И что это мерзко.



А он сам - простите - кто? судит - кто?

Изменявшей своей жене постоянно с крестьянками своей деревни? "Право первой брачной ночи" тех лет? Оттого оставивший кучи незаконорождённых детей у крестьянок, детей, кто не знали имени и фамилии своего настоящего отца и не имели финасовой и моральной поддержки и общения - т.е. были брошены отцом на их матерей и на других мужчин в их семьи.



Даже сейчас. Куча списков официальных потомков Льва Толстого - и нет исследований генетиков генетических потомков Льва Толстого. Или даже упоминания о таких.

Это что? Имея секс на стороне на постоянной основе - и ни одного зачатия детей не было на стороне? т.е. Лев Толстой, как Анна Каренина, бросал своих детей. Причём, даже и имён то их всех не зная?

И не одного сына, а многих своих сыновей и дочерей. И его законной жене досталась нервотрёпка от его идей и характера. "И куда нас наши страсти нас с тобою заведут".



Мужчины совершают больше грехов, измен, кидания детей и уходят, порой и преступлений. Но притом мужчины всегда самооправдывают себя. Их просто не заботят такие вещи, но они готовы осуждать женщин за грехи поменьше ихних.

Думаю тот факт, что среди кучи крестьянских детей, бегают дети, которых он "по праву первой ночи" или слабости и греха, зачал, как их отец, мог иногда приходить иногда во внимание писателя Льва Толстого. Он мог увидеть кого-то, кто очень сильно напоминал ему его самого, чертами лица или чем-то.

А, может быть, в "Анне Карениной" Лев Толстой иносказательно описал самого себя? Кидающего своих незаконорождённых детей и имеющего измены с любовницами? И уходящего? И кидание под поезд - иносказание духовного мучения?



Мне никогда не нравилась книга-роман "Анна Каренина" Льва Толстого, и эта история о кидающей детей матери, уходящей с любовником от мужа, и ещё таким страшным выбором и концом жизни - самоубийством под колёсами поезда.

Не нравится мне и тенденция виноватить матерей. Даже если она бросила ребёнка - то вначале то дала ребёнку жизнь? выносив беременной и родила? Дала возможность жить и быть живым, а выбор поступков - он индивидуальный.

Женщины тогда массово умирали при родах и вообще умирали от туберкулёза и болезней лёгких. Сыну Анны Карениной всё же повезло немного с матерью пообщаться.

Потом. Анна Каренина не была крестьянкой, кто оставила своего ребёнка голеньким на меже и ушла? Она оставила своего ребёнка - своего сына в полном благополучие и в попечении его отца? в окружении нянек, гувернанток, поваров, прислуги, лагеев, и - главное - родного отца.



Катерина из пьесы-драмы "Грозы" А.Н. Островского в этом смысле более открытый эмоциональный человек, наивный человек и простой человек:

- "Почему люди не летают? Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"

- "А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то." 

- "Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или.. . уж и не знаю."

- "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. ... Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это!"

- "Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду"



Монолог Катерины из драмы А.Н.Островского "Гроза":

Катерина. Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать. )
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина (помолчав) . Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или.. . уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку) . А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой. )
Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина. Здорова.. . Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду



И Катерина и Анна кончают жизнь самоубийством. Катерина кидается с обрыва в реке в драме-пьесе "Гроза" А.Н.Островского, Анна Каренина в романе "Анна Каренина" Л.Н.Толстого кидается под колёса поезда.

Но при этом, отыграв пьесу "Гроза", актёры выходили кланяться публике - живые и здоровые, и публика видела, что Катерина жива. И публика воспринимала историю как иносказание пересказа внутренней трагедии и поиска и ощущения человека: "Луч света в тёмном царстве!" (Н.А. Добролюбов о драме "Гроза" А.Н.Островского).

История же Анны Карениной иная. Там конец окончательный и бесповоротный и конец. Драма отыграна и актёры на сцене, живые и здоровые, перед публикой уже не появятся. История игры жизни и смерти и страстей человеческих закончена и побеждает бесповоротно смерть, и крест на могиле ушедшей.


Скажи, нельзя было простить, согреть?
Ведь мы же люди - можем ошибаться?
Бесповоротно всё - то холодом смердит,
Крест над могилкой. Смерти улыбаться!

Где теплота души и доброта?
Прощенье, что дарует счастье снова
Живому быть живым и среди нас,
Протянутой помочь рукою?

Христос Завет давал нам "Не Суди!",
"И не судимым будешь!" - это наставленье
Что права на мораль тут не у нас -
Для нас одна обязанность прощенья.

Короткий миг,
Мелькнёт, исчезнет жизнь.
Кто был живой - тот будет уж не с нами.
Пока же тут - простим, и шанс дадим.
Молясь, судьба чтоб шансы всем давала.

О, как дикарски по инстинкту поступить
Наворотить, чтоб всё бесповоротно!
Где просто всё, где белое-бело,
А чёрное-черно. Без красок, что в природе.

Но даже чёрная земля вдруг по весне
Пригрета солнышком, и пробивает землю -
Трава зелёная надеждою растёт
На жизнь счастливую на этом свете.

Не знаем мы, когда конец. И что ж?
Так посмотри ж кругом! Пока мы тут и живы!
Глаза людей! И как мы все идём!
Щебечут дети! И запомни это!

Быть может там, куда в полёт душа
Умчит, оставя тело в прахе,
Ты будешь это вспоминать ни раз
Кого-то встретя, это всё расскажешь.


Рецензии