Бить

                Б И Т Ь

Тот, кто однажды ударил женщину, убил в себе мужчину.
Пинать женщину ногами имеет право только тот, кто находится у неё в животе.
Лежачего не бьют.
Били дубьём, а теперь рублём.
Родные люди бьют больно потому, что знают куда.
Бьют по морде, а не по паспорту.
Чистым соколом, да по поганой шее.
Кого не бьёт слово, того не будет бить и палка.
Тот, кто не любит бить, не любит быть битым.
Сильного бить – только будить.
Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти, - говорит древняя мудрость.
Побьют, не воз навьют.
Входя в дом хозяев не бьют.
Умеючи и ведьму бьют.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Драчливый петух жирен не бывает.
Орлы бьются, а молодцам перья достаются.
От битой коровы не жди молока много.
Хорошо бьет ружьё: с полки упало – семь горшков разбило.
Бей лихом об землю, как сапожник голенищем об лавку.
Кто сызмала мало бит, мало порот, того не перекуёт и молот.
Рубашка худеет не от мытья, а человек плошает не от битья.
Палка лечит, а недогляд калечит.
От битья железо крепчает, человек мужает.
За наше жить нас и побито.
Паны с панами дерутся, а у холопа кости трещат.
Жаль кулаков, да надо бить дураков.
Бьют не по годам, а по ребрам.
Побои, полученные из-за любимой, синяков не оставляют.
Семеро одного не бьют.
Побои мучат, а не учат.
И пастух овцу бьёт, что не туда идёт.
Кто побьёт, тому не больно.
Быть собаке битой и палка найдётся.
За одного битого, двух небитых дают.
Тот, кто любит бить, не любит быть битым.
Лося бьют в осень, а дурака всегда.
Лоза не измучит, лишь добру научит.
Бей бабу молотом, будет баба золотом.
Самая опасная битва – это битва с самим собой.
Кто мешает – того бьют.
Робкого только ленивый не бьёт.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Не умеющий бить кнутом, по себе ударяет.
Даже умирающий лев может несколько раз ударить лапой.
Чем больше бьёшь собаку, тем больше она льнёт к хозяину. (Кубинская п.)
Не за то отец сына бил, что играл, а за то, что отыгрывался.



Не жалея жизни, бьется смело,
Подвигом отмечен каждый шаг.
В шрамах и в царапинах всё тело.
Вся душа –
                в крови
                и в синяках.
          В. Степанов «Дон-Кихот»

     - Знаешь, о чём я думаю в последнее время? Есть птицы певчие и птицы ловчие. Так вот, ловчие, даже когда они сыты, могут ударить острым клювом в затылок. Смысл? Его нет. Но желание ударить есть. Причин тысячи. И одна мельче другой…
                Юрий Бондарев «Игра».

     Учитель положил Егорку на скамейку, лицом вниз, велел спустить штаны и отстегал, на первый раз, впрочем, довольно милостиво. Ударяя розгой, он приговаривал:

Розга ум вострит, память возбуждает
И волю злую в благо прелагает:
Учит господу богу ся молити
И рано в церковь на службу ходити.
Целуйте розгу, бич и жезл лобызайте,
Та суть безвинна, тех не проклинайте
И рук, я же вам язвы налагают,
Ибо не зла вам, а добра желают…

     После порки учитель сказал:
     - Сии стихи приготовь к завтрему. В назидание за леность.
                А. Волков «Два брата»

Бить человека по лицу
Я с детства не могу.
          В. Высоцкий «Песня о сентиментальном боксёре»

Мой завистник доносит
В кнутобойный Приказ,
Что холоп-де поносит
Государев Указ…
Не отыщешь управу
На боярский устав.
Волокут на расправу
По тесовым мостам…
Бьет палач с разворотом.
Сочно свищут кнуты.
Выхожу за ворота,
Подбирая порты…
         В, Белкин  «Правёж»

     Если Старец хотел оказать кому-нибудь помощь в болезни, он ударял рукой по больному месту – а иногда и палкой своей! – и представьте, боль проходила. Я сам был свидетелем такого занятного случая: один монах целый день жаловался на зубную боль. Отцу  Амвросию уши про это прожужжал. Тогда тот, проходя мимо, неожиданно изо всех сил ударил монаха кулаком в зубы и весело спросил: «Ловко?»
     - «Ловко, батюшка, - ответил монах, - да только уж очень больно…»
     Однако боль у него уже через минуту прошла. А ещё я слышал, как некоторые старухи просили: «Батюшка Амвросий, побей меня, голова болит!..»
           А. Крестинский «В Оптину – за правдой»  (Амвросий Оптинский)

     …Но это была, опять-таки, видимая часть подвига, самая же тяжкая часть его незримо свершалась в душе монаха. Много лет спустя он скупо рассказывал об этом. Его терзали видения. Он видел духов зла, яростно бросавшихся на него. Ему был доступен мир, который сегодня ощупью отыскивает наука… Границы между миром видимым и тем, который закрыт обычному человеку, для отца Серафима не существовало. И этот невидимый мир был полон борьбы, где монах был борцом и воином.
     Можно сказать: всё, что видел отец Серафим, существовало только в его воспалённом сознании. Но рассказывали, что оставались вещественные доказательства битвы великого подвижника с тёмными силами.
     В его келье после одной из страшных ночей оказались выбитыми косяки, к ногам Старца был брошен (в келье) громадный кряж дерева, который с трудом вынесли восемь человек. Иногда после молитвы монах был избит так, точно вышел из тяжёлой рукопашной схватки.
     Изнурённый этой борьбой, Старец уже не находил в себе сил ходить к обедне в монастырь. Поэтому он принял решение вернуться из леса, чтобы быть ближе к храму. Однако строгости подвига своего не оставил.
              Б. Алмазов  «Любимый народом»  (Житие Преподобного Серафима Саровского – Чудотворца)

Долго нас помещики душили,
Становые били,
И привыкли всякому злодею
Подставлять мы шею.
          (Автор неизвестен   1861 г.)

     - Так. Если нам что-нибудь запрещают, то всегда говорят, что дядя каноник не любит этого: нельзя шуметь потому, что это беспокоит дядю-каноника; нельзя трогать потому, что это дяди-каноника; нельзя съесть грушу или персик потому, что это из сада дяди-каноника; даже если нас ласкают и хвалят, то приговаривают: за то, что дядя-каноник вами доволен.
     - Разве его бояться потому, что он архидиакон Аяччо?
     - Его не бояться, Панориа, но папа сам слишком беден, чтобы брать нам хороших учителей; да и занят – ему некогда за нами смотреть, дядя и взялся нас учить. Он вовсе не злой, но строгий, и беда, если провинишься: приколотит.
     - И ты называешь его не злым?
     - Да, он не злой: а разве тебя не бьют, Панориа?
     - Никогда. Мама говорит, что это корсиканский обычай бить детей, а мы – греки.
     - Как бы я желала быть гречанкой, Панориа, неприятно быть битой…
                «Наполеон Бонапарт» (Детство знаменитых людей)

     Непокорного – палкой, так что секнет надвое кожа.
     На изменника – семихвостая плётка, семь подхвостников: раз хлестнёт – семь рубцов, другой хлестнёт – четырнадцать.
                А. Ремизов «Корочун»

Не пропадают наши битвы,
Все наши смертные бои.
Они – подковы будто – вбиты
В походку и в дела твои.
И, ставшие твоею сутью,
Звучат в тебе, как высший глас.
Определяют наши судьбы
Они – подчас – помимо нас.
              Михаил Львов


Рецензии