Бонус
Пусти душу в ад, будешь богат.
Русская пословица
Биро остановил их везделаз, вездеброд и вездеплав прямо посреди широкой дороги и внимательно посмотрел в правое окно.
Кауд проследил за его заинтересованным взглядом.
- Ты что, хочешь войти в это древнее здание? – спросил он. – Почему именно в него?
- Монументальное строение, - сказал Биро. – Вокруг развалины, а оно стоит непоколебимо.
- Может, ему здесь повезло больше, чем другим?
- После интенсивных атомных бомбардировок и спустя тысячу лет?.. – сказал Биро с иронией. – Нет, просто его строили с гораздо бОльшим запасом крепости, чем все прочие здания. Я не ошибусь, если скажу, что в нём хранились некие материальные ценности бывшей местной Цивилизации. Можешь сходить со мной для проверки моей правоты.
- Пари?.. – спросил Кауд, выбираясь из вездехода.
- Идёт, - сказал Биро. – Если я ошибся, в следующий раз дам тебе поводить аппарат, хотя это и является нарушением Инструкции.
Они вылезли из машины, и глубоко провалились ногами в пыль и мусор, толстым слоем покрывшие некогда асфальтированное шоссе.
- Удивительно, - сказал Биро, идя к зданию, точно по снегу. – Всего тысячелетие – и почти никаких следов Цивилизации! Всё занесло! Чистота – это, конечно, развлечение Разума. Природа гораздо больше любит мусор.
Они поднялись по полуразрушившимся ступенькам, тоже покрытым продуктами жизнедеятельности Времени, и замерли у дверей здания, которые оказались приоткрытыми.
Биро взялся за ручку одной из них.
- Никто не возражает против нашего визита сюда, значит, нам можно быть и незваными гостями…
За дверью находился просторный холл с высоким потолком, пол которого тоже был покрыт пылью, но в гораздо меньшей степени, чем погибший город снаружи.
- А тут, похоже, хотя бы иногда прибирались, - предположил Кауд. – Уже после всего…
- Нет, я подозреваю другое. Видимо, стёкла в окнах бронированные. – Биро огляделся. – Ударные волны выдержали все, кроме одного. Возможно, и оно лопнуло уже после, от Времени, так что лазеек для пыли было минимальное количество.
Посреди холла в стене имелась круглая дверь большого диаметра, которая тоже оказалась незакрытой.
- Это наверняка – хранилище того, о чём я тебе говорил, - сказал Биро уже совсем уверенно. – Почти не сомневаюсь в этом.
Он потянул дверь на себя.
Внутри довольно тесного помещения были сейфы и многочисленные металлические шкафы, состоявшие из встроенных ящиков; некоторые из них были выдвинуты.
Подсвечивая фонарём в темноте, Биро без особого любопытства заглянул в них, потом открыл один из сейфов.
- Золото, - сказал он. – И платина, судя по цвету. А ещё то, что они считали драгоценностями, и полусгнившие остатки их бумажных денег.
- Да, - уныло признал своё поражение Кауд. – Везделаз мне в ближайшее время не поводить. – А что я должен тебе?
- Нарисуешь мне картину на заказ. Пейзаж. У тебя этот жанр здорово получается.
- Проигрыш – как признание твоего таланта, - усмехнулся Коуд. – Неплохо звучит, если честно.
Они покинули хранилище.
- Почему тут ничего не закрыто, и почти совсем не разграблено?.. – Кауд оглянулся на дверь сокровищницы, которую они оставили распахнутой для всех и ни для кого.
- Деньги не откупаются от Хаоса, они его только оплачивают. Подозреваю, что всё вскрыто или открыто самими служащими заведения, но, думаю, взят отсюда лишь минимум – из любопытства и по инерции. Мир на краю гибели интересует еда, а не деньги на неё.
- Надо будет прислать сюда наших спецов: физиков-химиков, - сказал Кауд. – Пусть заберут золото и платину для утилитарных целей. Проба у них должна быть высокая. А драгоценные безделушки тоже привлекут чьё-нибудь внимание. Увезут домой в подарок жёнам, подругам и детям. Как сувениры с ещё одной погибшей планеты…
- Удивительно, – сказал Биро, глядя на руины города, покрытые пылью Времени. – Это уже пятый, погубивший себя мир, обнаруженный нами, в котором материальные ценности надолго пережили своих бывших хозяев. Они убеждают нас в том, что кое-где деньги – превыше всего, всё остальное либо покупается ими, либо за них продаётся.
- Покупается Жизнь, чтобы продавать Смерть, - сказал Кауд. – Теперь на этой несчастной планете живёт лишь малое количество переживших всё животных, растений и насекомых. А Разум ушёл из этого мира. Навсегда или очень надолго…
- Разум слаб, потому что требует слишком многих благоприятных условий. Наверняка в долгой Истории этой планеты было немало катаклизмов, связанных с падениями астероидов, которых в этой звёздной системе предостаточно. Растения, насекомые и животные, как виды, существуют сотни миллионов лет. Какие-то из них гибли, но выжившие вырабатывали в своих генах защитные функции. А Разум был здесь всего несколько тысячелетий, по-видимому, достаточно спокойных. Поэтому он и ушёл со сцены Жизни первым. Умственная и физическая деградация уцелевших в войне под воздействием длительной радиации, ранняя смерть, дети, рождавшиеся мутантами, или не способные к дальнейшей репродукции. Несколько поколений – и планета чиста от тех, кто убил себя и пытался уничтожить её тоже. А до нового варианта Разума ещё миллионы лет. Сначала нужно компенсировать чудовищные потери количества видов, и их численностей, потом Эволюция выберет среди них наиболее перспективный, и погонит его по длинной дистанции Прогресса.
- Мы нашли здесь очень мало костей скелетов, лежащих на поверхности земли, - сказал Кауд.
- Часть трупов съели выжившие хищные животные, другие бесследно растворило Время, а остальных захоронили в землю временно уцелевшие жители. Есть у них тут такая странная традиция обращаться с мёртвыми. Была… - поправился Биро. – Да и в целях санитарии это тоже следовало сделать. Огромное количество разлагающихся трупов – это жуткий смрад, а ещё - полная гарантия всевозможных эпидемий и эпизоотий.
Они стали спускаться по лестнице, ступая в собственные следы, потому что так было легче идти.
- Ладно, так и быть, садись за руль, - щедро сказал Биро. – Победитель должен быть великодушным, а я у тебя постоянно выигрываю, поэтому уже могу открывать у себя в доме твою картинную галерею…
- Кому не везёт в играх, к тому приходит счастье в любви… - хитро сказал Кауд, довольный неожиданным подарком.
- Если считать десять твоих неудачных браков и один мой, удачный, длящийся до сих пор… - подколол его Биро.
- Смотря как оценивать результаты, - всё так же хитро подмигнул Кауд. – Или всю жизнь есть одно блюдо из женщины, или регулярно пробовать массу их кулинарных изысков… А как с моей картиной?..
- Это уже вопрос твоей чести, - сказал Биро, занимая не привычное для него водительское кресло, а соседнее. – Проиграл – признай своё поражение.
Кауд с видимым удовольствием сел за руль.
- Как ты думаешь, у нас ещё будут миры, в которых деньги переживают своих хозяев?
- Там, где есть пять, может быть и пятьдесят, - хмуро глядя вперёд, сказал Биро. – И, похоже, не столь важно, гуманоиды ли они, как мы, и эти бывшие живые, или вообще непонятно что. Нам, я думаю, просто эволюционно повезло в том, что мы в ещё доядерные свои древние эпохи сразу сориентировались на натуральный обмен, и вовремя построили общество, уже не нуждавшееся в товарно-денежных отношениях. Опыт показывает, что в противном случае мы вполне пополнили бы список всех этих бедолаг… Деньги, ставшие основной жизненной философией, как мы уже знаем на чужом негативном опыте, начинают тормозить Прогресс, а потом приводят к финишу и Эволюцию. На последнем этапе своего существования эта Цивилизация уже жалела тратиться на освоение Космоса, перегрузила свою планету избытком населения, пыталась экономно справляться с нарастающими экологическими проблемами, но в конечном итоге дошла до коллапса и катастрофы. Как ни странно, планета была не единой, а разделённой на сотни государств, которые постоянно грызлись из-за тех же денег, которых кому-то не хватало на жизненноважное, а у других они уходили на избыточное…
- Жуть какая-то… - Кауд наградил погубивший себя от жадности мир брезгливой гримасой. – Никого нет, а то, ради чего они себя загубили, это просто химические элементы, которые мы банально утилизируем…
Прежде, чем тронуть с места везделаз, Кауд наградил своим прощальным взглядом и здание бывшего хранилища.
- Пожалуй, я выпрошу у технарей штуки три слитков, и с десяток эффектных украшений. Украшения буду для смеха дарить своим перспективным будущим жёнам, и брошу в аквариум – для красоты. Ну а золотые и платиновые слитки тяжёлые, так что использую их в качестве хорошего гнёта при засолке овощей. Я их люблю и, как ты знаешь, они у меня получаются ничуть не хуже моих картин….
Взявший в долг
деньги,
иногда с бОльшими
процентами
отдаёт Жизнь…
Свидетельство о публикации №215011100351
рассказ повеселил, как всегда в нем отражено зеркало реальности существующей действительности;)
Мар Кезон 14.01.2015 11:43 Заявить о нарушении
Чем больше
в мире
денег,
тем меньше
в нём
остаётся людей... :-)))
Валерий Брусков 14.01.2015 12:58 Заявить о нарушении