Яблонька

     Мама дала малышу яблоко. Оно было румяным и ароматным, а внутри яблока были твёрдые семечки.
–  Ну, как, – тебе понравилось яблочко? – спросила мама.

–  Да, – отвечал малыш, – только семечки мне не нравятся. Для чего они?
–  А для того, что если ты посадишь семечко в землю, то из него вырастет яблонька и на ней будет много таких больших и красивых яблок. Ты хочешь посадить семечко?

–  Хочу. Но как из такого маленького семечка может вырасти такая большая яблонька? – удивился малыш?
–  А она будет расти вместе с тобой, сынок.

–  У, как долго ждать, – разочарованно протянул малыш. – Я хочу, чтобы побыстрее было.

–  Быстро только в сказке бывает, – говорила мама, – а в жизни так не бывает.
–  Хочу сказку! Расскажи мне сказку! – залепетал малыш.
–  Ну, хорошо, расскажу я тебе сказку о Яблоньке. А ты слушай внимательно.

     Давным–давно в одном селении жили люди. Они любили сажать деревья. Деревья кормили людей, одевали,обогревали, лечили от болезней. И были у людей тех особые праздники: день берёзы, день липы или день яблони, например. И эти праздники были весной или осенью. В праздничные дни мужчины копали землю, девушки сажали саженцы, женщины пели песни, а дети сеяли семена и исполняли танцы яблони, берёзы или липы – смотря какой был праздник. По утрам и вечерам люди молились солнцу – источнику жизни на земле.

В том селении жил мальчик, который очень любил яблоки. Родители велели ему посадить семечко в землю, чтоб деревце росло вместе с мальчиком. Так он и сделал. Посадил семечко; из земли со временем показался росток и стал расти. Мальчик ухаживал за Яблонькой – поливал, вскапывал, освобождал от сорняков, разговаривал с ней, как будто со своей сестричкой:
               
                Здравствуй, милая Яблонька!
                Ты пока ещё маленькая.
                Поднимайся поскорее,
                Солнышко тебя согреет.
                Я полью тебя водицей,
                Чтобы ты могла напиться.

       А Яблонька слушала мальчика и понимала, то опуская листочки, то поднимая их.
      Когда мальчику исполнилось шестнадцать лет, он встретил девушку, которая ему очень понравилась. Девушка была стройной, красивой и доброй. И юноша вскоре полюбил её. В тот же год на Яблоньке появились первые цветы. И юноша с девушкой стали вместе гулять возле Яблоньки, напевая:


                К нам весна-красна пришла,
                Солнышком пригрела.
                Яблонькою расцвела, 
                Птицами запела.

        И вот, когда яблоки созрели, юноше приснился сон, будто пришла к нему любимая девушка и сказала: «На твоей Яблоньке созрели первые плоды. Эти плоды волшебные. Поделись ими со своими родными – и обретёшь крепкое здоровье».
       
Проснулся юноша, удивился. Подошёл к Яблоньке. Утро бодрило, а свет восходящего солнца красил деревце в нежно-розовые тона. Плоды, казалось, сияли изнутри, будто свет восходящего солнца проник в них. Яблок было немного. «А вдруг и вправду плоды волшебные – первые плоды моей Яблоньки? – подумал юноша. – Сорву я одно яблоко, съем и посмотрю, что будет». Так он и сделал. Съел одно яблоко и почувствовал в себе силу великую.

    Ему захотелось бегать и прыгать. Казалось, что он может теперь свернуть горы. Обрадовался юноша, и захотелось съесть ему остальные яблоки, чтобы стать ещё сильнее. «Я буду самым сильным человеком, и тогда меня никто не сможет побороть! Ведь это же так здорово! – думал юноша. – Да вот только яблок мало. А нужно ещё поделиться с родными и друзьями. А что, если я не буду делиться? Моя яблоня,  хочу – делюсь, хочу – не делюсь. Съем и остальные яблоки».

  Так съел юноша все яблоки. Но голова у него закружилась, и он упал. Хорошо, что люди поблизости были, подняли его, привели в чувства. В тот же вечер юноше приснился сон, будто пришла к нему любимая девушка и сказала: «Эх, ты не прислушался к моему совету. Теперь жди следующего года». Дождался юноша следующего года. На Яблоньке скова появились плоды. Но их было также немного. И снова юноше приснился сон, будто пришла к нему девушка и сказала: «Эти плоды волшебные. Поделись ими со своими родными – богатство обретёшь немереное».
      
 «Опять мне приснился удивительный сон, – подумал юноша. – На этот раз я буду умнее. Сделаю так, как было сказано». Так юноша одно яблоко съел, а остальные собрал в лукошко и пошёл к родным и друзьям:

Мои яблоки берите, не стесняйтесь.
Я их вырастил на славу, угощайтесь.
Пусть они пойдут на пользу добрым людям.
В скором времени, ведь, я богатым буду.

        Так юноша роздал все яблоки и стал ждать богатства. День ждал, второй, третий. Но всё оставалось по-прежнему – денег не прибавлялось, вещей – тоже. Опечалился юноша, меньше стал ухаживать за Яблонькой, поливать её и вскапывать землю около неё. Заросла она сорняками. И снова приснилась юноше любимая девушка и с упрёком сказала: «Опять ты меня не смог понять. Богатство было в твоём сердце, но едят его теперь черви корыстолюбия. Изгони их. У тебя ещё есть возможность. Дождись третьего года. Когда на Яблоньке созреют новые плоды, поделись ими со своими родными – обретёшь ты счастье великое».

       Снова стал юноша ухаживать за Яблонькой, как прежде – очистил от сорняков, вскопал и дождался, наконец, пока на яблоньке созрели плоды. «На этот раз яблок уродило много. Так позволю себе я на этот раз съесть три яблока», – подумал юноша и сорвал их. И тут обнаружил, что они – с  дырочками, а значит, – червивые. Юноша собрал в лукошко остальные яблоки, но все они были порченые. «Что же делать? – думал юноша, – все яблоки порченые, а мне нужно поделиться ими со своими родными и друзьями. А если я не поделюсь, то не стану счастливым. Всё же попробую поделиться, авось, не заметят». И пошёл юноша к родным и друзьям:

Мои яблоки берите, не стесняйтесь.
Я их вырастил на славу, угощайтесь.
Пусть они пойдут на пользу добрым людям.
В скором времени, ведь, я счастливым буду.

–  Да у тебя, добрый юноша, яблоки червивые, – говорили родные, – все они с дырочками. И мы не хотим брать твоих порченых яблок.
–  Разве яблоки порченые? – юноша сделал вид, что удивился, – а я и не заметил, простите. Но что же мне делать? Ведь я же тогда не буду счастливым. Разве вы не желаете мне добра?

–  Мы желаем тебе добра, – отвечали ему, – но вот желаешь ли ты его нам, угощая нас своими порчеными яблоками? Не совестно ли тебе?
–  А я не знаю, почему они порченые, – пытался оправдаться юноша.
–  Знать, причина в твоём сердце. Подумай над этим.
И юноша задумался. Так никто и  не взял у него яблок. Что было с ними делать? «Может, самому их съесть, пока они ещё совсем не сгнили? – думал юноша. – Нет, всё же не буду я их есть такими. И чистить их неохота. Уж лучше я возьму хорошие яблоки с другого дерева, а эти выброшу».

      Так юноша и выбросил свои яблоки. Прошёл день и ночью юноше приснился сон, будто пришла к нему девушка и сказала: «Что же ты наделал? Ты выбросил счастье своё. Но ты можешь его вернуть, если будешь помнить меня. Пусть сладость яблок напомнит о моей преданной любви к тебе, а горечь – о моей скорби». С этими словами девушка превратилась в Яблоньку.
Проснулся юноша, вскочил и побежал туда, где жила его любимая девушка. Но её не оказалось дома. И никто не мог сказать, куда она исчезла. И лишь один мудрый старец знал об этом.
–  Эх, дорогой юноша, выбросил ты счастье своё. Иди и ищи, – сказал он.

       Кинулся юноша в надежде, что может ещё спасти яблоки, да только яблок тех не оказалось в яме. Бросился юноша к своей Яблоньке, стал её обнимать, целовать и просить прощения:
–  Прости меня, милая Яблонька, что не послушался тебя, думал, что это пустые сны.

–  А я на тебя не в обиде, – услышал он голос в своих мыслях, – да вот только я теперь на всю оставшуюся жизнь останусь Яблонькой.
–  Кем бы ты ни была, но я тебя никогда не оставлю. Теперь я понял, что моим богатством была любовь, а моим счастьем  – ты. Но моя жадность сгубила меня и тебя. И нет мне прощения.
–  Хорошо, что ты это понял и, может быть, мы еще встретимся…

        С тех пор девушка больше не приходила к юноше во сне. А Яблонька растёт себе и поныне и приносит плоды. И плоды эти обыкновенные. А юноша стал Тополем…
Если тебе грустно на душе, то подойди к Тополю, обними его. Он тоску твою снимет и облегчение душе твоей даст. А Яблоню не обижай, веток её не ломай.
У каждого дерева, как и у человека, своя история есть, и мы очень связаны друг с другом.
А теперь, сынок, пора спать. Завтра посадишь семечко, и у тебя начнётся новая жизнь, – сказала мама, тихонько напевая ему колыбельную.


Раздаются звуки лиры
И цветы цветут в садах.
Принесут пусть пользу миру
Плоды вашего труда.
 Не скупитесь, не сердитесь
И награды вы не ждите.
Солнцу просто улыбнитесь
И что есть у вас – цените.
Так в сей сказке есть намёк –
добрым молодцам урок.
***


Рецензии