Художественная правда...

Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания взирают спокойно и равнодушно. Исократ. // Как часто при чтении романа показываются слёзы на глазах читателя, который прежде чем успеет сообразить, что всё это не что иное, как вымысел, мгновенно поражается верным воспроизведением происшествия. Исаак Дизраэли. // Над вымыслом слезами обольюсь. Александр Пушкин. // Степень веры художника в надуманное им. Художественный вымысел должен быть таков, что в него веришь безоговорочно, как в саму реальность. // Ведь правда в природе даётся художнику только путём фантазии. Учёный ничего не создаёт, а открывает готовую и скрытую в природе правду. Художник создаёт подобия правды. Наблюдаемая им правда отражается в его фантазии, и он переносит эти отражения в своё произведение. Это и будет художественная правда. Иван Гончаров. // Правда, рождённая в таинственных извилинах моего воображения. Валентин Катаев. // Следовательно, художественная правда и правда действительности – не одно и то же. Большею частью в действительности мало бывает художественной правды. Значение творчества именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины. Явление, перенесённое целиком из жизни в произведение искусства, потеряет истинность действительности и не станет художественною правдою. Поставьте рядом два-три факта из жизни, как они случались, выйдет неверно, даже неправдоподобно. Отчего же это? Именно от того, что художник пишет не прямо с природы и жизни, а создаёт правдоподобия их, то есть образы. В этом и заключается процесс творчества. Иван Гончаров. // Художественная правда создаётся писателем так же, как пчелою создаётся мёд: от всех цветов понемножку берёт пчела, но берёт самое нужное. Максим Горький. // Художник не может воспользоваться ни одним элементом действительности в найденном виде. Его создание во всех своих частях должно быть идеальным, если как целое хочет иметь реальность и согласоваться с природой. Фридрих Шиллер. // При передаче реальности как раз строгая реальность и невозможна. Всякая литература, по определению, более или менее фантастична, то есть представляет скорее угол зрения автора, чем сами увиденные им вещи. Ана Бландиана. // Поставим знак равенства между интуитивной догадкой художника и поэтическим вымыслом, – по существу это одно и то же. Александр Гладков. // Задача искусства не в том, чтобы копировать природу. Она в том, чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт! Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую форму с модели. Ну, так сними её с руки своей возлюбленной. Ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа. Тебе придётся обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Впечатления! Впечатления! Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины. Оноре Бальзак. // …ибо драматургия – это вымысел. Для неё важна не правда, а впечатление. Необходимое условие для неё – тот «временный отказ от неверия», о котором писал Кольридж. Сомерсет Моэм. // Родные думают, что я описываю лишь пережитое, что действительно со мной случалось. Но всё толковое, что мне удалось написать, я выдумал, и получилась правда. Ничего этого не было, было другое. Может статься, что лучше. Дедалус в «Улиссе» – сам Джойс, и в этом его слабость. Работает слишком близко к натуре. Блума он выдумал, и тот замечателен. Миссис Блум он выдумал тоже, и это настоящее чудо. Эрнест Хемингуэй.


Рецензии
Впечатлил М.Горький -
"... как пчелою создается мед...
понемножку... но ... самое нужное..."!!!
Спасибо, Анатолий!
Успехов всегда и во всем !

Ордина   11.01.2015 20:12     Заявить о нарушении
Римма, спасибо за добрые слова.

Анатолий Шуклецов   12.01.2015 00:46   Заявить о нарушении