Неудачная шутка

                Неудачная шутка

  Я находился на ночном дежурстве в своём аппарате управления.
Было такое служебное занятие. Из-за нехватки диспетчеров привлекались другие работники треста «Горняк», чтобы за ночь собрать сведения о работе подведомственных предприятий, проанализировать утром на оперативке, которую проводил управляющий трестом Аристарх Матвеевич Градобоев,  и доложить в главк в Москву.
   Работа тяжёлая и ответственная: в течение ночи нужно было принять звонки от 15-ти предприятий, записать десятки показателей в специальные журналы, установить причины невыполнения плановых показателей и подбить итоги работы предприятий за истекшие сутки, а также с начала месяца. И это, при том, что оргтехника тогда ещё была представлена простым карандашом и авторучкой, арифмометром «Феликс», да старыми конторскими счетами с костяшками чечевичной формы.
  Попробуйте-ка бессонной ночью, принять сводки по междугородному телефону и подсчитать вручную тысячи многозначных цифр два раза (чтобы исключить ошибки),
и вы поймете, что это такое! Под утро у дежурного слипались глаза, и нередко раскалывалась голова от боли. Сознание мутилось, и он начинал плохо соображать, что очень раздражало начальство.
  Аристарх Матвеевич был строгим руководителем, типичным представителем господствующей тогда административно-командной системы. Он считал, что все подчинённые его должны бояться, и тогда во вверенном ему аппарате будет порядок. Выражение лица его всегда было мрачным и озабоченным. Никто не видел, как он смеётся. А улыбался он редко и ехидно, приговаривая: « Вот, ты сидишь, своей задницей протираешь штаны, а на предприятиях люди работают… Или: вот, у тебя голова большая, а соображаешь ты туговато… Молодому человеку говорил: Как ты смеешь мне возражать?!  Ты ещё у мамки в ….. сидел, а я уже работал!» Излишне говорить, что ко всем, независимо от пола и возраста он обращался только на ты. Добавьте к этому брезгливо искривлённые губы, вертикальную гневную складку на лбу, мрачный орлиный взгляд, проходящий сквозь человека, как сквозь стекло, и вы получите некоторое представление об этом начальнике.
Любимыми его выражениями были: я тебе покажу кузькину мать,.. ты у меня узнаешь,где раки зимуют…, ты мне рака за камень не заводи,..выгоню тебя к едрёной матери,.. иди ты нах,.. и так далее. Директорам подведомственных предприятий, независимо от их возраста, нередко говорил: «я тебе дам такой план, что,  старый ты пень, кровью харкать будешь!...»
Однажды он уволил работника отдела капитального строительства за то, что в обеденный перерыв тот вылез из под стола, похлопал себя по бокам руками и спел петушком: «Ку-ка ре-ку!…»   Он на спор проиграл шахматную партию и сделал это, как раз в момент, когда в отдел неожиданно  вошёл управляющий. «У нас здесь не цирк, а государственное учреждение!»,- сказал руководитель. И все присутствующие согласно закивали головами.
Начальнику отдела, который робко попросил пожалеть «хулигана», было сказано: я тебя самого под стол загоню  ты у меня запоёшь петухом!
  Каждую ночь Аристарх Матвеевич звонил дежурному, чтобы узнать, как идут дела, и не было ли аварий и несчастных случаев. Кроме него звонил его заместитель по финансово-коммерческой части Лев Давидович Трахенберг
    … Не успел я подсчитать результаты, как пол четвёртого ночи раздался звонок и грубый голос спросил: «Кто это?!»  « Дежурный Фёдоров!»   -  ответил я. «Какой на хрен ещё Фёдоров? – произнёс чей-то заплетающийся язык,  - я звоню на конный двор, туды-т тебя, растуды-т!»  У  телефона лошадь,и она вас просит больше её не беспокоить!»- сердито ответил я и бросил трубку. Вскоре  опять звонок: «Кто это?!»  « Позвольте, - вежливо ответил я, - вы должны сначала поздороваться, назвать себя, а уж затем спросить с кем разговариваете». «Здравствуйте, это Градобоев, я звону в трест «Горняк» , а кто у телефона?»  …. «Ой, …. Здравствуйте, Аристарх Матвеевич! Это Фёдоров…»  « Да ты что, с ума сошёл меня воспитывать?!» «Извините, Аристарх Матвеевич, я Вас не узнал, тут какой-то алкаш только-что звонил…»  «Ты что же, меня с алкашом путаешь?!  Ну ладно, докладывай…» Так как  показатели работы были удовлетворительными, начальник успокоился и сказал: «Ты смотри там у меня, следи!..»
   Спустя полчаса позвонил Трахенберг и спросил о выполнении плана по отгрузке товарной продукции.
   Весь следующий день, получив законный отгул, я отсыпался. А вечером было нужно идти опять на дежурство, но в этот раз в добровольной народной дружине.
  Наша задача заключалась в наблюдении за общественным порядком на выделенной нам территории, вылавливании сильно пьяных лиц с доставкой в опорный пункт райотдела милиции, где их регистрировали, журили, а некоторых особенно буйных направляли в вытрезвитель . Недобросовестные наряды дружинников иногда просто перегоняли нарушителей на чужой участок, но мы дежурили честно. На улице было спокойно, и мы зашли погреться в опорный пункт.  Было скучно. Рассказаны уже были все анекдоты не по первому разу, когда я сказал: «А давайте-ка я позвоню дежурному диспетчеру треста и голосом Градобоева потребую отчета о работе за вторую смену.»  «Кто это?!»- рявкнул я в трубку. «Дежурный Лодочкина, Аристарх Матвеевич!»- и мы засмеялись. «Докладывайте…» 
Рассеянно выслушав доклад, я спросил, почему не выполнил план рудник им. Дзержинского. «Там вышли очень крепкие породы, крепостью 15 по Протодьяконову…
Принимаются меры по выправлению положения…»  «Вы мне там протодьяконовщину не разводите! Следите!»-  я положил трубку, и мы покатились со смеху… Наверное, она всё-таки поняла, что это не Градобоев.
   Наутро я зашёл в производственный отдел, чтобы спросить у Лодочкиной, как ей понравилась моя шутка. Она сидела в слезах. «Вы знаете, я получила нагоняй от Градобоева. Он наверное с ума сошёл. Вечером звонил дважды и ещё ночью. Первый раз позвонил  около 9-ти часов, и я ему всё рассказала, а через 15 минут позвонил опять и снова потребовал отчёта. «Но я ведь только что Вам всё сообщила…»  «Вы в своём уме, или пьянствуете что ли на рабочем месте во время дежурства?!»  Я схватился за голову: «Галя, неужели ты не поняла, что первый раз звонил я, а не Градобоев? Прошу  меня извинить, я даже не подумал, что ты меня не узнала! Хотите, я пойду и объясню всё Градобоеву? »  «Не нужно, будет только хуже, Вас отругают, и мне ещё раз попадёт за то, что я не могу отличить настоящего начальника от розыгрыша…»

 


Рецензии