Земля Обетованная, часть вторая

               


 (продолжение путешествия по Израилю и Палестине)
   В этой части я расскажу  о долине Армагеддон, реке Иордан, море Галилейском, посетим мы и  гору Блаженств – место Нагорной проповеди, а также  другие места, упоминаемые в Библии.

Земля Ротшильда – райский уголок

Дорога от Тель-Авива идет на Север в сторону сирийской границы. За окном автобуса проплывают зеленые долины и невысокие холмы, на верхушках которых белеют плотно сбитые поселения.
Позади остались плантации Ротшильда, тянувшиеся километров 20, где апельсиновые рощи с вызревшими оранжевыми плодами сменялись плантациями бананов, финиковых пальм и авокадо. Кое-где желтели и поля пшеницы, уже обкошенные по краям. Хотя на дворе еще только апрель, но тепло, как у нас летом, а пейзаж очень напоминает Кубанское предгорье в июне.
Плантации Ротшильда – это особая тема. Они размещены на низменных местах вдоль побережья Средиземного моря. Сто лет назад здесь были малярийные болота. Казалось бы, Израиль и болота – вещи несовместимые (с мая и по октябрь здесь не бывает дождей), но вот совместилось, а виной тому – человек.
…Во времена крестовых походов (1095 – 1270 годы) в этих местах протекали полноводные реки, но арабы засыпали их, дабы крестоносцы не воспользовались водными путями для продвижения в глубь страны, что и привело в последствии к образованию болот.
  Французский миллиардер Ротшильд в начале 20 века скупил по дешёвке эти земли, высадил на них привезенные из Австралии эвкалипты, которые высасывают влагу как насосы, а где и они не помогали, провел мелиорацию. Болота исчезли, малярия – тоже, на их месте появились эвкалиптовые рощи и обширные плантации фруктовых деревьев, а имя Ротшильда увековечено в названиях улиц, парков и земель, которые так и называются – «Земли Ротшильда».
  Такие земли могут  быть даже в городах, как, например, в Холоне. Огороженные высоким забором, за которым, кроме плантаций, есть и прекрасный парк,  животноводческая ферма и жилые постройки, для тех, кто тут работает.
  Доступ сюда закрыт, на воротах охрана. Не буду рассказывать, как я попал за высокий забор и пару часов бродил по этому райскому уголку.
 Время здесь точно застыло среди вековых эвкалиптов, пальм и построек тридцатых годов прошлого века. Тишина и покой: поют птички, и огромные попугаи с криками проносятся меж высоких пальм. Вот только доильный агрегат с компьютером на ферме да крутой серебристый джип напоминают о сегодняшнем дне.
  А с холма открывается потрясающий вид на окрестности (снимок, представленный здесь, сделан там). И здесь я понял, почему население в Израиле предпочитает селиться на возвышенностях и ценится тут жильё соответственно: чем оно выше, тем - дороже. Особенно наглядно это видно в самом красивом городе Израиля Хайфе.
Город расположен по холму вокруг бухты, высотой почти полкилометра. Главная улица на самой вершине, здесь же в зелени сосен и пальм прекрасные виллы, утопающие в цветах.
 Спускаясь вниз, видишь, как дома меняются на глазах, становясь все проще и дешевле. А внизу, у порта –  панельные коробки, типа наших «хрущевок».
Но, возможно, что это проявление генетической памяти народа о Всемирном потопе. По преданию  из этих мест отплыл Ноев ковчег.

Долина Армагеддон – место последней битвы на земле

  Но вернемся на дорогу в Назарет. За окном автобуса пейзаж начал меняться, холмы стали переходить в горы, и они все теснее подступают к дороге - мы въехали на знаменитый  караванный путь из Дамаска в Египет. Это одна из самых древних дорог на земле, но сегодня она покрыта асфальтом, а в отдельных местах даже пористым, чтобы вода не застаивалась.
  Поселения тоже забрались повыше, но местами спустись и в долины, однако оставаясь на высоте по отношению к дороге. В этих местах, в основном живут арабы, и островерхие  пики мечетей, возвышающиеся в центре каждого поселения, напоминают об этом.
 А еще на крышах домах арабов стоят железные бочки для подогрева воды, выкрашенные в черный цвет, а у евреев такие бочки покрашены белой краской, и этот отличительный знак по всему Израилю.
  Издревле местный народ жил здесь при дороге, промышляя, кто чем, а в основном, грабежами. Как свидетельствуют египетские папирусы, купцы неоднократно жаловались фараонам на здешние бесчинства.
  По этому пути проходили и все войска, идущие дальше на север, где дорога выходит из гор в широкую и просторную долину, а имя ей Армагеддон. И  вот она перед нами, уходящая к горизонту: зеленая, таинственная и… мирная.
  Согласно предсказанию Иоанна Богослова, в долине Армагеддон на последнюю битву на земле сойдутся силы  Добра и Зла (ангелы и демоны) и здесь наступит конец Света. Но почему именно в этой долине? Может, тайна сия сокрыта в её истории?
  …Когда-то здесь, на пересечении торговых и военных путей, был город Мегидо. Он появился задолго до Иерусалима, Фив и Рима, и тогда можно было сказать, что все дороги ведут в Армагеддон.
  Это место имело зловещую и в тоже время притягательную силу. Здесь гибли целые цивилизации, проходили страшные битвы, в этом месте снискали славу и терпели поражения великие воины, начиная от ветхозаветных и заканчивая Наполеоном.
  Говорят, что в долине на каждый квадратный метр земли приходится килограмм человеческих костей. Кровавые битвы продолжались здесь на протяжении восьми тысяч лет.
  А еще задолго до прихода сюда евреев, люди, жившие в этой долине,  поклонялись богу Ваалу, больше известному как Князь Тьмы, и жертвы ему приносились соответствующие.
Возможно, что все это и дало основания для рождения легенды, что именно здесь  произойдет  последняя битва и наступит конец Света. Но сегодня лишь Голливуд весьма активно эксплуатирует эту  тему в своих фильмах, устраивая «Армагеддоны» в разных частях света, а то и в космосе.
   А пока долина тихо млеет под солнцем, засеянная и засаженная различными культурами,  на горизонте мирно возвышается не менее знаменитая гора Тель-Мегидо, у подножия которой и находился некогда город Мегидо.   
  Долина Армагеддон остаётся позади, а впереди уже поднимаются новые возвышенности – это холмы Нижней Галилеи, там и расположился Назарет.

Назарет, здесь все начиналось

  По серпантину дорога круто забирается вверх, поднимаясь на высоту 300 – 400 метров, последний поворот и мы на вершине. Горизонт уходит далеко, далеко и тает в синей дымке. Первая мысль: «Он тоже видел все это, сидел на этих камнях и, скорее всего, что именно здесь пришли к нему первые заповеди Нового Завета и новой морали для устройства мира».
  И, возможно, что с этих огромных валунов у обрыва и хотели его сбросить  селяне Назарета, услышав откровения молодого Иисуса: «Дух господень на мне…».
  Так ли все было, не берусь судить. Но чем больше я езжу по местам его пребывания, тем все больше убеждаюсь, что такой человек жил, слишком реальны места, где он бывал и слова, что говорил.
  Проезжаем чуть дальше и перед нами открывается город. Он в котловине,  напоминающей, «огромные лепестки розы» - это отметили  еще первые монахи.
Окраины Назарета вполне современные, и дороги приличные, только крутые и закрученные, а вот ближе к центру улицы превращаются в узкие тоннели. Они извиваются, карабкаясь по склонам гор, в них не въехать машиной. На узких улочках можно увидеть только пешеходов, а для подвозки товаров, говорят, как и в былые времена, здесь используют ослов.
На столбах вдоль дорог висят красные флаги, на некоторых серп и молот. Как нам пояснили, скоро здесь выборы, и местные коммунисты хотят попасть в городскую власть. А в Назарете, кстати, самая сильная компартия в Израиле.
Так что не спроста, еще во времена всемогущей КПСС, некоторые товарищи говорили, что если Иисус Христос  существовал, то он, несомненно, и был первым революционером и коммунистом. Возможно,  поэтому идеи коммунизма в этом городе  и процветают.

Храм Благовещения

Оставляем автобус внизу и пешком поднимаемся по людной улочке к Храму Благовещения, возвышающемуся в центре города. Бросается в глаза, что местное население, в основном, арабы. Живут здесь и христиане, иудеи, но их не более 20 процентов.
Самое интересное, что когда-то здесь, как и на всей Земле Обетованной, все были иудеями. Но потом одни приняли христианство, другие ислам, однако и тех и других евреи считают своими братьями младшими, которые просто оступились на долгом пути.
Вокруг Храма большой прямоугольный двор с высоким каменным ограждением, на котором размещены иконы Марии с младенцем. Это подарки католических общин разных стран. Есть здесь и японская Мария с Иисусом, филиппинская, китайская с характерными чертами лиц для этих народов. Только вот  из России, а точнее из бывшего Советского Союза, такого дара Храму не предоставили.
Еще большие по размеру и красоте иконы-дары от государств есть и в самом Храме. Они размещены на трех стенах основного зала, высота их четыре - пять метров, ширина – не меньше двух. Выполнены они из различных материалов: дерево, металл, мозаика, гипс с позолотой. И это скорее красочные картины на различные библейские сюжеты, чем  иконы.
Сам Храм по заказу католической церкви построен в пятидесятые годы прошлого века итальянским архитектором в стиле, как сейчас бы сказали – хайтек, а тогда это был модерн. В стены Храма включены и останки строений византийского периода и крестоносцев.
На первом этаже огромный зал с углублением посередине, куда ведут ступени. Здесь останки жилища, как считается девы Марии – небольшая комната, соединенная с пещерой.
Около тысячи лет назад на этом месте был огромный Храм 70 на 30 метров (нынешний 44 на 27 метров). Но его в 1263 году разрушили арабы и только в1735 году, вокруг комнаты в пещере, христиане евреи возвели часовню. Затем её перестроили в небольшую церковь и только в 1954 году начали строить нынешний Храм.
При рытье котлована под  Храм открылись постройки времен жизни Иисуса, их оставили и они доступны сейчас для осмотра.
Здесь же были найдены и следы синагоги, в которой бывал молодой Иисус и где он впервые назвался посланником Бога, что не понравилось назаретянам.

Братья, сестры и кузены

По утверждению ученых, изучавших родословную Иисуса, у него были сводные братья Яков и Симон от первого брака Иосифа (жена у него умерла) и сестры Соломея и Мириан. Некоторые историки называют и другие имена детей Иосифа от первого брака и не четверых, а шестерых.
Предположительно, из трех сыновей Марии (Девы Марии), второй жены Иосифа, Иисус был старшим, младше его были Иосиф и Иуда. Вообще-то,  на иврите имя Иисус произносится как Иешуа (Спаситель). Имя ему дала мать Мария. Исследователи полагают, что это был своего рода протест против римского владычества и отождествление с восстанием иудеев против Рима.
Яков был старшим среди сыновей и все относились к нему по особому, как к продолжателю рода и наследнику. Он чувствовал своё положение и, несомненно, пользовался этим.
Иисус тоже был первым от второго брака Иосифа, но никаких прав в том устройстве общества он не имел, а наоборот был ущемлен в них. Возможно, что его даже не пустили на похороны отца, который умер, когда Иисусу было 12 - 13 лет, хотя отец любил его и учил плотницкому ремеслу.
После его смерти права отца перешли к Якову. Не исключено, что Иисус стал изгоем в семье. Если судить по его внешности, как это представлено на картинах и иконах, то он не похож на иудея, что само по себе уже вызывало кривотолки окружающих.
Возможно, Иисус в молодости  был одинок и много думал: кто он и откуда? А когда понял и осознал - это и стало отправной точкой в его движении к христианству и на Голгофу.
Что касается родственников, то, если следовать  евангелисту Луке, Иоанн Креститель - его кузен (троюродный брат), потому что,  Мария – мать Иисуса  и Елизавета - мать Крестителя, двоюродные сестры.
Его братья, предположительно Яков и Симон, были среди 12 апостолов. Помогали Иисусу и сестры, они готовили ужин для Тайной вечери, были первыми христианками. 

Нет пророка в своём Отечестве

Возвратившись в Назарет после крещения на Иордане и пребывания в пустыне, Иисус посещал синагогу, а в те времена это был еще и  своеобразный клуб по интересам, место дискуссий. В одну из суббот, он вспомнил пророчество Даниила: «Послан был ангел Гавриил от Богов в город галилейский Назарет к деве Марии и сообщил он ей: «Радуйся, ты обрела благодать у Бога, зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус». 
  Иисус взял книгу пророка Исаии, раскрыл, нашел место, где было написано: «Дух господень на мне, ибо Он помазал меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».  Потом закрыл книгу и сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
  Этим откровением он удивил и возбудил народ в синагоге, да так, что назаретяне грозились с ним разделаться.
Чтобы не искушать судьбу, Иисус ушел из Назарета со словами: «Никакой пророк не принимается в своём Отечестве». И направился в богатые и зажиточные, по тем временам, земли Нижней Галилеи.

Чудеса начинаются с Канна

Мы спускаемся из средневекового Назарета по пути, которым уходил отсюда Иисус, и попадаем в другой город: молодой и красивый. Широкие улицы изящно вписались в гористую местность, трех - пятиэтажные светлые дома поднимаются по склонам, между ними современные корпуса фабрик и заводов, и это тоже Назарет.
Его построили недавно,  заселили гражданами из бывших  республик развалившегося Советского Союза, и место выбрали подходящее.
Население Назарета на 80 процентов - арабы, а вокруг города их еще больше. Чтобы не получить  здесь вторую Газу,  решили «разбавить» местное население выходцами из СССР.
Город закончился и почти сразу же на склоне холма появились  извилистые улочки  знаменитого селения Канна Галилейская. Здесь Иисус совершил своё первое чудо – на свадьбе превратил воду в вино.
"На третий день был брак в Канне Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Тебе, Жено? - ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Канне Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его".
(Евангелие от Иоанна).
События, описанные Иоанном, происходили на свадьбе Симона. Кем он был и как Иисус и Его Мать попали сюда? Напомним, муж Марии, Иосиф, был женат в первом  браке на некоей  Соломее. У него были от этого брака  сыновья и среди них  Симон. Таким образом, он был братом Иисуса по отцу.
Увидев чудо, совершённое Иисусом на свадьбе в Канне, Симон  так уверовал в него, что последовал за Иисусом, не смотря на то, что только вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано в Библии: "…уневестив душу свою Жениху бессмертному".
Впоследствии, как и все апостолы, он нес в Мир учение Иисуса, был подвергнут гонениями и по преданию захоронен на территории нынешней Абхазии.
В Канне есть церкви, посвященные первому чуду Иисуса. Среди них самая известная Францисканская церковь Венчания. Две её башни  символизируют собой венчающихся. А священный кувшин, в котором вода превратилась в вино, находится в крипте (некоторые утверждают, что подлинный кувшин стоит в Кельнском соборе в Германии). Время от времени служители перемещают кувшин из крипты к алтарю.
Греческая православная церковь Первого Чуда скромнее францисканской, но по своему привлекательна. Церковь была построена на русские средства за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. Два древних водоноса стоят справа и слева от алтаря. В одном из них  освящают воду, а в другом крестят детей.
По дороге  находится ещё одна святыня, связанная с Иисусом, это Церковь Святого Нафанаила.
"Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки; Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев".
("Евангелие от Иоанна").
Так и ехали мы от одного места к другому, где бывал Иисус со своей матерью и братьями, когда шел, творя чудеса и удивляя народ по пути из Назарета в Капернаум, который в последствие евангелисты назовут «Его городом».

Капернаум - знаменитый и проклятый

   Две тысячи лет назад Капернаум был цветущий, зажиточный городок на берегу озера Кинерет - самого большого водоёма на всем Ближнем востоке. Раньше озеро называлось Геннисаретское, а еще - море Галилейское.
   В те времена здесь процветали: торговля, рыболовство, сельское хозяйство.
А на дороге из Сирии в Египет находилась  римская таможня и гарнизон  воинов, охранявших в разное время  границу царств Ирода Антипы и Филиппа.
Таможенники (мытари) взимали пошлину при пересечении границы. Мытарем был и Матфей, который в последствии  стал одним из апостолов Иисуса и Евангелистом - автором одной из четырех Евангелий. Кроме него Евангелистами были Лука, Иоанн и Марк.
В местной синагоге Иисус вел большую проповедническую деятельность, творил чудеса: исцелял людей, изгонял бесов. Большая часть всех чудес Иисуса (8 из 11) свершились именно здесь, на холмах Нижней Галилеи - в этом городе и его окрестностях.
В Капернауме и на берегах озера Иисус обрел  своих  учеников – апостолов: Петра, Андрея, братьев Завидеевых, Иоанна Богослова, Иакова и Ливия Матфея. Он неоднократно уходил из этого города с проповедями по Галилее, но снова возвращался. Поэтому в Библии Капернаум и назван «Его городом».
Но деятельность Иисуса, и особенно проповедь: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Новый завет) не понравилась  служителям синагоги, и они прогнали его. Уходя, Иисус с горечью сказал: «И ты, Капернаум, до неба возвысившийся, до ада низвергнешься».
Через пять веков предсказание Иисуса начало сбываться. По непонятным причинам город был засыпан песком и затянут илом, а в седьмом веке он и вовсе прекратил своё существование.
В настоящее время Капернаум относится к израильским национальным паркам. В 1838 году здесь были обнаружены развалины Белой синагоги (построенной из белого известняка), возведенной в 3 – 4 веках н. э. Но здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно, синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос.
В Капернауме есть и греческая церковь 12 апостолов. Как известно, в этом городе родился апостол Петр,  его тещу Иисус исцелил от паралича, чем и покорил молодого Петра и тот пошел за ним.

Озеро Кинерет и первые колхозы на земле

Мы едем на юг по берегу озера Кинерет в сторону Тверии. По этой дороге ходил, проповедуя Новый завет, Иисус. Тогда уже его сопровождали не только родственники, но и апостолы, а также иудеи, признавшие его Господом. 
Появились в его свите и женщины Мария (Магдалена), Иоанна, Сусанна и «многие другие», как отмечено в Библии.
А вот наше продвижение вдоль озера тормозилось пробками - дорога забита машинами,  израильтяне отмечает свою Пасху (Песак), и народ выехал на природу. Весь берег уставлен авто и палатками. Сизый дым от мангалов стелется по воде.
Жарить шашлыки на Пасху – здесь национальная традиция, а отмечают этот праздник в Израиле целую неделю и по закону она нерабочая. Так что мы стоим, больше, чем едем, и есть повод сказать несколько слов о самом озере и первом колхозе (кибуце) на его берегах, в который мы тоже заглянули.
Озеро Кинерет (море Галилейское) –  один из самых низких участков суши на земле – 213 метров ниже уровня моря. Оно находится в том же земном разломе, что и Мертвое море. По этому разлому протекает и река Иордан. С севера она впадает в озеро, а с юга вытекает из него и тянется до Мертвого моря.
Иордан – это пограничная река. Её западный берег –  территория Палестинской автономии, часто упоминаемая в сводках новостей, а русло реки - граница Израиля с Иорданией.
Треть всей пресной воды, потребляемой в Израиле, приходится на озеро Кинерет. На него претендует и Сирия, у которой Израиль отвоевал  озеро вместе с Голландскими высотами, подступающими к озеру с Севера.
Берега Кинерет – это почти сплошная курортная зона. Здесь есть здравницы, действующие  до сих пор, где поправляли своё здоровье еще легионеры  Древнего Рима.
  На берегу озера возник и первый кибуц – коллективное хозяйство, где общее имущество и равенство в труде и потреблении. Организовали его в 1909 году российские евреи, активно участвовавшие в революции 1905 года и бежавшие из России после её поражения.
В кибуцах были соединены идеи социализма и заповеди библейских мудрецов о братстве, равенстве, взаимовыручке и помощи ближнему.
Что-то похожее было здесь и во времена Иисуса, а называлось  - Кумранская община, где занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, врачеванием, ремеслами. Здесь все было общим, её члены отрицали рабство, войны, уделяли внимание воспитанию младших.
Некоторые считают, что это и были первые христиане. Не исключено, что в общине бывал, а, возможно, и жил в молодости Иисус. Чем он занимался, и где был с 15  и до 30 лет,  сведений практически нет, по крайней мере в Библии.  А то, как он жил в бытовом плане со своими учениками, очень напоминает общину.
Первый же кибуц на Земле Обетованной разместился на холме. Серые приземистые дома под потемневшей черепицей,  а вокруг желтые поля вызревшего ячменя и пшеницы. Дальше к озеру, по низине, огромная плантация финиковых пальм – высоких, стройных, а за ними - апельсиновая роща.
У дороги стела, посвященная столетию этого кибуца. Всего же  по стране сейчас их около трехсот. Это высокотехнологичные сельхозпредприятия, они живут и процветают, чего, увы, не получилось с нашими колхозами. А все потому, что все выращенное в кибуце принадлежит его членам, а у нас колхозников государство обирало до нитки.

Нагорная проповедь на Горе Блаженств

Мы добрались, наконец, до Тверии – красивого курортного городка, славящегося более двух тысяч лет своими термальными водами. Здесь, кстати, и поправляли своё здоровье  древние  римляне.
Иисус тоже бывал в Тверии, но более знаменитые места его пребывания – это Табха и Гора Блаженств. К ним мы и продолжили свое движение вдоль берега.
Табха известна тем, что здесь Иисус насытил пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей. Здесь, на прибрежной скале, он явился своим ученикам после воскрешения и разделил с ними трапезу. А еще в этом месте он переправлялся на лодке через озеро, попал в бурю и укротил её.
Оставляем автобус, проходим через тенистый парк вековых деревьев, мимо останков древней часовни и входим в Храм Умножения Хлебов и Рыб, расположенного у самого берега. Убранство его скромное,  главное здесь – огромная верхушка рыжеватого камня, поднимающегося из пола в центре. Камень отполирован до блеска тысячами прикосновений. Погладили и мы его прохладную поверхность. Возле этого камня все и происходило, и сегодня он единственный свидетель тех событий…
Пологий берег усыпан галькой, вода в озере теплая. Здесь когда-то по воде и ходил Иисус «как и посуху», а еще встречался с рыбаками, помогал им с уловом.
В тенистом парке небольшой амфитеатр из каменных плит и стол из камня, а напротив, под огромным деревом, молодой Иисус из бронзы смотрит на озеро.
   Недалеко от Табхи у берега находится и гора, на которую, как сказано в Евангелии от Луки: «…Взошел Он и пробыл всю ночь в молитве к Богу, а когда настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».
А затем, на этой горе, Апостолам - своим ученикам, и собравшемуся народу Иисус сказал: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь…».
Это была самая значимая для христианства Нагорная проповедь Иисуса, а место потом  назвали Гора Блаженств.
Но дальше есть и другие слова, которые надо бы повторять некоторым нашим господам на сон грядущий:
«Горе вам, богатые, ибо вы уже получили своё утешение.
Горе вам пресыщенные ныне, ибо взалчите.
Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступают с лжепророками отцы их.
А вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
…И как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Есть в Нагорной проповеди много и других советов. Проповедь на века и значима она для каждого.
На вершине горы красивый Храм Блаженств, вокруг тенистый сад. А на склонах  растут оливковые деревья. В самом низу, на перекрестке дорог, стоит полицейская патрулька, и местный «гаишник» разруливает движение, а на склоне горы, между оливами, пасутся коровы и козы. …Жизнь идет своим чередом.
Мы проехали через перекресток, и направились к южной точке озера, где из него вытекает река Иордан.

            Иордан…И взял он здесь на себя все грехи мира

 «И приходил Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него», - сказано в Библии. А было ему  в то время 30 лет (Иоанн Креститель был старше Иисуса всего лишь на полгода). И сказал Иоанн: «Это мне надо креститься от тебя».
Но Иоанн – человек, посланный от Бога, на полгода раньше, рождения Иисуса (он Предтеча), чтобы  крестить его. А крещение  –  один из самых значимых актов: это очищение, раскаяние, погребение, передача грехов мира Иисусу.
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить Духом Святым», - скажет Иоанн, а на следующий день, увидев Иисуса, добавит: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира».
Крещение и последующее распятие Иисуса – это и наше очищение, раскаяние и передача греха Ему. Он наш Спаситель.
Жизнь Иоанна Крестителя закончилась раньше, чем Иисуса. По приказу царя Ирода Антипы, его голову на блюде преподнесли Соломее, племяннице царя, по её просьбе и наущению её матери, ненавидевшей Иоанна Крестителя.
Иордан – это священная для всех христиан  река,  не раз упоминаемая в Библии. Она берёт своё начало в горах, на границе Израиля и Сирии, из нескольких источников, которые соединяются затем в одно русло, отсюда и начинается  Иордан.
Пройдя около двух километров, Иордан впадает в небольшое  мутное озеро Маррон, и воды его, до сих пор чистые и прозрачные, делаются тоже мутными. За этим озером Иордан течёт по узкому каменистому руслу и воды его снова очищаются и усиливаются притоками.
Затем Иордан вливается в озеро Кинерет (Геннисаретское) в северной его части и выходит из него с южной стороны,  имея уже ширину около двенадцати метров. Иордан течёт с постоянно усиливающейся быстротою, отдаляясь от гор, через плодородные равнины, называемые Иорданской долиной. И, наконец, вблизи Иерихона река впадает в Мёртвое море.
Широта Иордана в различные времена года бывает неодинаковая, как и глубина. Зимой от частых дождей Иордан нередко выступает из своих берегов. Летом вода прозрачная, но осенью, зимой и ранней весной, когда идут дожди, делается мутной и быстрой.
Температура воды в течение года также различная, в январе она около десяти градусов. Но тысячи паломников и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне его и при этом, как говорят, без всякого вреда для своего здоровья.
    Сегодня в предполагаемом месте крещения Иисуса вырос целый туристический комплекс. Здесь за плату вам предоставят белую до пят рубаху и раздевалку, где можно в неё облачиться, а потом по ступенькам…и  в Иордан.
Кто не желает окунаться, можно спуститься на площадку у воды, омыть лицо и руки и покормить сомов, их у берега целая стая. Килограммов на 5 - 7 не меньше, они  снуют вдоль берега и выпрашивают у туристов корм.
Меж ними, как тени, плавают еще внушительнее сазаны. А возглавляет эту рыбью стаю нутрия. Она плавает вдоль берега, вылезает на сушу и ждет подачек. К этому месту, вслед за ней, подплывает и стая рыб.
В этом месте по берегах Иордана растут деревья и вода укрыта тенью, а река  чем-то напоминает наш Афипс в летнюю пору.
А на противоположном берегу тишина и благодать. Меж высоких трав, расцвеченных полевыми цветами, пасется серая лошадка с рыжими подпалинами, и … никого.
Возможно, так было здесь и две тысячи лет назад…

Иерусалим – город тайн

В те времена, да и сейчас, все дороги на Земле Обетованной ведут в Иерусалим, туда и направился Иисус из Галилеи, туда отправимся и мы.
Иерусалим, как охарактеризовать его одним словом? К примеру: Париж – веселый; Питер – величественный; Москва – широкая; Краснодар – степной (особенно, когда смотришь с самолета); Тель-Авив – деловой (тоже видно с высоты). А вот Иерусалим больше всего ассоциирует со словом - таинственный.  И, в самом деле, у него  много тайн, и это ощущается везде.
Идешь по улочке старого города, посередине каменный сруб под стеклом,  за которым на глубину до 10 метров уходит раскоп с древними строениями, и такое здесь на каждом шагу, стоит только копнуть.
 А еще, кто-то сказал: «Каким бы вы его не представляли, Иерусалим все равно будет другим», - и в этом я убедился сам, побывав здесь четыре раза (по два раза в приезд). И два раза   пытался найти  Горницу Тайной вечери с картой Старого города в руках.
Попросил, знающего иврит, спросить у проходящих евреев, где комната Тайной вечери и он спрашивал, но те удивленно пожимали плечами. «Что их  удивляет?» - спросил я.  Он пояснил, что на иврите «Тайная вечеря» звучит, как «секретный ужин», по-другому не переведешь.  Разумеется, о таком ужине они ничего не слышали. В третий раз помог экскурсовод.
Но, как оказалось, я и раньше ходил  вокруг этого места, однако мне и в голову не могло прийти, что вход в Горницу - через мечеть. Проходишь зал мечети, поднимаешься наверх и попадаешь в комнату Тайной вечери Иисуса.
А под мечетью (вход с другой стороны) находится еврейская святыня – могила царя Давида. Три святыни: иудеев, мусульман и христиан - под одной крышей, такое возможно только в Иерусалиме.
Здесь можно пройтись и по  улочке, где половина её арабская, а другая часть - еврейская, посередине железные ворота, которые запирают на ночь, перекрывая проход.
На арабской половине свежеразделанные туши баранов на крюках и вываленные в тазы их внутренности (запах специфический). А через пару метров картины и сувениры еврейских художников в чистеньких и светлых магазинчиках.
В этом ряду тайн и Вечеря Иисуса.  Его искали,  он прятался, а в четверг – первый день опресноков (еврейской Пасхи, когда потребляется только пресный хлеб – маца, символизирующая исход евреев из египетского плена), Иисус с Апостолами  собрался отметить еврейскую Пасху, последнюю в его жизни. Он знал, что « …пришел его час, перейти от мира сего к Отцу своему».
И хотя выполняли они обряд таиства еврейский – преломляли пресный хлеб и запивали его красным вином, но уже с другим смыслом. Как сказал Иисус: «Хлеб – тело моё, вино – кровь моя. Сие творите в моё воспоминание». И это было уже другое таиство -  Таинство святого Причащения. Иисус установил его в этот вечер. Отсюда и название «Тайная вечеря».
…А потом он ушел молиться в Гефсиманский сад на Елеонскую гору, где и был схвачен стражниками. Затем скорый суд и Голгофа.
Раньше, во времена Иисуса, прощаясь, говорили: «До встречи в Иерусалиме».
Пожелаю и вам хотя бы раз в жизни встретиться с этим городом.

     …И в заключение
Эти две части путевых заметок – результат двух поездок на Святую Землю. Но через полтора года автору посчастливилось побывать там еще раз,  уже по приглашению Министерства культуры и туризма Израиля.  Дело в том, что опубликованные путевые заметки участвовали в международном конкурсе, на лучшую публикацию об Израиле, который проводило посольством Израиля в России и странах СНГ, при поддержке АРС-ПРЕСС, и заметки  заняли первое место в номинации «Израиль – святая Земля». А награда – недельная поездка по Израилю.
О том, как это все проходило, где на этот раз пришлось побывать и что увидеть, представлено в третьей части: "Семь дней на Святой земле".
               


Рецензии
Очень интересно и познавательно. Спасибо! :)

Аарне Лутта   02.03.2015 16:03     Заявить о нарушении