К событиям во Франции

Преступления радикальных исламистов в Париже потрясли весь мир и заставили более серьёзно взглянуть на проблемы современного мира.
Франция – страна с богатой историей и культурой. Её культурные традиции складывались веками. Частью этих традиций являются карикатуры и в целом сатира.

 «Жанр эпиграммы, непременно веселой, лаконичной, «нежданной», сросся с французской шуткой, всегда острой и тонкой, вообще с французским («галльским») складом мышления. (Острый галльский смысл...А. Блок)
За три века расцвета эпиграммы французские поэты создали много маленьких шедевров, блещущих остроумием, изяществом, тонкой мыслью; эти виртуозные миниатюры недаром пленяли русских поэтов конца XVIII века и пушкинской поры, столь охотно писавших в этом дьявольски трудном «легком жанре». Эти стихи не могут не заинтересовать и сейчас, ибо они складываются в своеобразную сатирическую летопись своего времени, ибо в них отразился скептический гений французского народа, неизменно веселого и ироничного».
(А. Михайлов. ТРИ ВЕКА ФРАНЦУЗСКОЙ ЭПИГРАММЫ).
Что касается карикатур, то имена Гюстава Доре, Оноре Домье, Арманда Кардона, Жана Эффеля широко известны во всём мире, как мастеров социальной и политической сатиры. Даже известный импрессионист Клод Моне начинал как карикатурист.

Но вот приезжают во Францию люди с другими традициями, религиозными правилами, с другой  культурой. И им всё во Франции не нравится – образ жизни французов, их традиции и культура. И они начинают с этим бороться самыми жестокими методами.

Кстати, эту тему затронул Салман Рушди в своём романе «Сатанинские стихи». Два главных персонажа этой книги оказываются в Лондоне. Один из них старается лучше узнать эту новую для него страну, её историю, культуру, освоить язык. Другому, наоборот, всё в Лондоне не нравится – климат, люди, их образ жизни, сам город. И он хочет всё поменять на ему привычное. Впрочем, сам Рушди из-за этого романа впал в немилость к мусульманам. Я читала эту книгу два раза, в оригинале и в переводе, но так и не поняла, из-за чего на Рушди ополчились.

Если уж приезжим тут всё враждебно, то зачем тут жить? Нет, они хотят изменить это на свой манер. Со своим уставом в чужой монастырь. И зачем читать, смотреть, что вам не нравится? Почему бы религиозным деятелям не запретить своим верующим  смотреть, слушать и читать, что им не положено, а не запрещать это всему миру? Или  хотят разрушить в чужой стране культуру этой страны? Эта проблема не раз вставала в мире, и было разрушено немало культур. Но мы живём в 21 веке, в веке  цивилизации и сохранения культурных ценностей. И с варварскими методами надо бороться.

Есть ещё и другой аспект этой проблемы. Если вы впускаете в свою страну жить людей, и не малое число, другой религии, других взглядов, другой культуры, к тому же они вам ещё и полезны чем-то,  то будьте к ним внимательны.
Представьте простого мусульманина, не агрессивного, честного трудягу, живущего в вашей стране. Но он верит в своего Аллаха, почитает Магомета, считает их своими святынями. А тут над ними издеваются, высмеивают их. Такой человек может стать лёгкой добычей всяких радикальных организаций.

Наш современный мир стал очень подвижным и, в то же время, очень тесным. Всё в нём переплелось, и разные культуры взаимосвязаны и не могут не влиять друг на друга. И с этим приходится мириться. Человечество это отдельное сообщество на Земле. Это единый организм, и если в нём появляются болезненные очаги, они разрушают его. И мы должны осознать, что мы все люди – это единый организм, а разные культуры это просто части целого. И мы должны обогащать друг друга знаниями, культурными ценностями.

Я отношу себя к атеистам, но считаю, что религии – это часть культуры народов. Хотя и не могу к религиям относиться серьёзно, так уж меня воспитали и обучили. Для меня это мифы, сказки. А сказки, как известно, должны учить добру. В таком случае и к религиям соответствующее отношение. Пока они не становятся воинственными и агрессивными и не начинают указывать нам, как жить и что делать, да ещё и с оружием в руках.


Рецензии