Образцова. Благодарите Бога за все, что Он дал!

 На фото: Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

   Елена Васильевна Образцова  приняла приглашение Губернатора Вячеслава Позгалева и находилась несколько дней на Вологодчине. Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии, легенда мировой оперной сцены побывала в Соборе и музее Ферапонтового монастыря.

12.01.15


+


  Ушла из жизни земной в жизнь вечную - во дни Святок Величайшего праздника Господского - Рождества Христова: жизненный боец, талантливейший и честнейший человек, друг, безмерно любящая Россию русская женщина, православная христианка, труженица, истинная  жена, наставница, лицо Российской и мировой Культуры - Елена Васильевна Образцова.
 
Как точно Господь дал ей фамилию! Она - ярчайший образец того, каким человечным должен быть человек.

Тело певицы  из Германии, где остановилось после продолжительной тяжелой болезни ее сердце, будет перевезено в Москву.

Соболезнования, в связи с кончиной известной певицы, ее родным и близким уже выразил президент России Владимир Владимирович Путин. (Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.)

   Елена Образцова была выдающейся певицей и замечательным человеком. "Память о ней останется на века" , - сказал  Иосиф Кобзон. По его словам, последней надеждой на выздоровление для Образцовой была операция по пересадке костного мозга. "Операцию сделали в Германии 30 декабря, но она прошла неудачно", — добавил он.

   Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Она была солисткой Большого театра, выступала в главных ролях на сцене миланского театра "Ла Скала" и нью-йоркской "Метрополитен-Опера". Елена Образцова работала и в качестве оперного режиссера. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Массне "Вертер", где исполнила главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах "Веселая вдова", "Моя Кармен", "Сельская честь" и "Тоска". В 1975 году в Испании Образцова была признана лучшей в мире исполнительницей партии Кармен.

  Елена Образцова родилась в Ленинграде за несколько месяцев до начала Второй мировой. Петь начала с ранних лет. Впервые талант Образцовой заметили в детском хоре в небольшом городке Устюжна Вологодской области, куда девочку – вместе с мамой и бабушкой – отправили в эвакуацию из блокады. Когда война закончилась, семья вернулась в Ленинград. Там был еще один хор, потом – музыкальная школа в Таганроге, куда пришлось переехать ее родителям, еще позднее – Ростовское музучилище и затем снова Ленинград, где Образцова поступила в старейшую консерваторию страны имени Римского-Корсакова. Еще будучи студенткой, она в первый раз выступила на сцене Большого театра. А закончила учебу не просто блестяще, но на практически недостижимом уровне: на выпускном экзамене ей поставили 5 с плюсом. Такую оценку по вокалу в Ленинградской консерватории до нее никто не получал уже почти полвека. В 25 лет Образцова уже пела на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». Ей доверили роль гувернантки в «Пиковой даме» Чайковского. Отрывок из этой же оперы она исполнила на своем последнем масштабном концерте в честь своего же 75-летия. В конце октября Образцова выходила на сцену Большого театра в роли графини из произведения Пушкина.

 Уникальный голос, неповторимый тембр, обаяние скромности и искрометный юмор, она умела ценить каждое мгновение жизни и называла себя авантюристкой, потому что ни одному режиссеру она не сказала "нет" и была блистательна в любом амплуа.

Чтобы петь Кармен, как она, нужно превратиться в пантеру и босиком отплясывать хабанеру на сцене. Именно так уже много лет учат будущих оперных артистов. Ведь Елену Образцову называли лучшей Кармен мира. И ни одна певица из нашей страны никогда не была столь же желанна и любима на самых знаменитых оперных сценах. Ей рукоплескали в Гранд-опера, Метрополитен-опера, "Ла Скала" и, конечно, в Большом театре.

Минувшим летом Елена Васильевна отметила на его сцене свой последний день рождения. И не могла не спеть. Поклониться её таланту приехали лучшие друзья. И в тот день она была, кажется, абсолютно счастлива и, как всегда, шутила и смеялась:
"Такая какая-то атмосфера молодости. Как будто бы я вернулась в те годы, когда я очень много пела и ездила по всему миру, мне приятно, я им очень благодарна за то, что они все приехали ко мне. Для меня это праздник такой. 75 это не 35, так что сильного праздника не ощущаю", - говорила Елена Образцова.
Звездой Большого театра Елена Образцова стала раньше, чем окончила Ленинградскую консерваторию в 24 года. На выпускном экзамене получила 5 с плюсом. Больше такую оценку не ставили никому и никогда. Ту, с кем родной отец год не разговаривал за то, что не стала радиотехником, лучшие театры мира буквально рвали на части, а она соглашалась выступить, даже если неизвестную партию приходилось разучивать в ночь перед премьерой. Надеялась не на удачу, а на шпаргалки.
"Когда я пела в опере, уже в громадных театрах, самых лучших в мире, у меня везде были на всех мизансценах были бумажки расклеены со словами и ноты. Все говорили, приходили, как только бумажки видели все мои солисты, говорили: "О, сегодня Образцова поет", - рассказывала Елена Образцова.

Однажды оперу "Борис Годунов" пришлось даже остановить. Зрители прямо во время спектакля вызывали Образцову пять раз на бис. А все, кто хотя бы однажды оказывался с ней на сцене, вспоминают, что это были лучшие спектакли в их жизни. Потому что вокруг неё всегда море энергии. И лишь казалось, что все эти перевоплощения ей ничего не стоят. Возвращаясь в гримёрку, она падала на пол и часами лежала без сил.

"Я всегда делаю то, что мне нравится. То, что мне не нравится, я не делаю. Самое главное, я пела всегда тоже только то, что мне нравилось, никогда не пела то, что мне не нравилось. Однажды, когда я пришла в Большой театр, и меня вызвал Чулаки, один из самых лучших директоров Большого театра, потому что на моем веку было очень много их. И Михаил Иваныч Чулаки сказал: "Знаешь что, надо тебе спеть в "Оптимистической трагедии". Я говорю: "Вы знаете, я такая слабенькая, у меня такое слабое дыхание, я петь не могу, у меня не хватит вот всего запала". И он мне говорит: "Не хочешь петь - не пой, но никогда не ври", - рассказывала Елена Образцова.

Зрители всегда видели её настоящий смех и живые слёзы. Она не играла, а жила. Любила и ревновала, страдала, умирала и воскресала по-настоящему. И неважно — были это сложнейшие оперные арии, или романсы, любимые с юности.
Она была знакома с Марией Каллас. А Монтсеррат Кабалье приходила за кулисы, чтобы встать перед Образцовой на колени. И когда оперы ей стало мало, Елена Васильевна начала петь джаз и вышла на сцену, как драматическая актриса. Она руководила собственным фондом, фотографировала мир вокруг себя и писала заметки. А когда спрашивали: откуда силы, говорила, что просто пытается радоваться каждому дню.

"Был такой случай, очень смешной, когда я ехала в поезде, уже меня узнавали люди, но я еще не знала, что такое СВ и ездила в купейных вагонах, и две женщины у меня спрашивали: "Елена Васильевна, ну как ваша жизнь? Как ваша жизнь?" Я говорю: "Ну вот, все время чемоданы, гастроли, редко вижу семью, редко дома бываю. И вдруг дядька, который ехал вместе с нами, сказал: "А в каменоломнях работать не хочешь?" И он меня научил на всю жизнь, - рассказывала Елена Образцова, что надо благодарить Бога за все, что Он нам дал!

   Она всегда говорила, что уже начатое должно быть допето с первой до последней ноты. Остановиться невозможно. Лучше сначала умереть прямо на сцене, но всё-таки закончить петь.

   Режиссёр Франко Дзеффирелли говорил, что Елена Образцова — его потрясение. Каждый звук её голоса возносился к небесам и манил в неведомые и непостижимые дали. И она ушла, так много ещё не спев и так много оставив. Так больно сегодня всем, кто её знал и обожал. Но, главное чудо — голос, энергия и бесконечность таланта великой певицы — навсегда остались с нами.

   В последнее время Образцова практически полностью посвящала себя преподавательской деятельности. Она давала мастер-классы в России и за рубежом. В Петербурге Елена Васильевна руководила культурным центром, где работала с молодыми исполнителями. Кроме того, четыре года назад она учредила благотворительный фонд для поддержки музыкального искусства. Фонд намерен  продолжить дело, начало которому было положено самой Е.В.Образцовой.

  Вице-премьер Ольга Голодец считает, что с уходом Образцовой Россия потеряла свою величайшую оперную певицу. "Российскую и мировую культуру постигла тяжелейшая утрата. Умерла величайшая оперная певица страны. Елена Образцова сочетала удивительный талант, голос, данный от Бога, трудолюбие и человечность, скромность и простоту в общении".
Образцова была не только выдающимся исполнителем, но и внесла огромный вклад в воспитание новой плеяды молодых оперных певцов. "До самого последнего момента Елена Васильевна вела активную общественную деятельность, занималась педагогической работой, полностью отдавала себя музыкальному искусству. Елена Образцова навсегда останется в нашей памяти, ее дело будет продолжено: сегодня в Санкт-Петербурге по ее инициативе строится академия, активную деятельность по поддержке оперных талантов ведет Фонд, созданный певицей"


   Проститься с Еленой Образцовой можно  в среду в Большом театре в течение всего дня. А 15 января в храме Христа Спасителя пройдет отпевание, начало панихиды - в полдень. Похоронят народную артистку СССР на Новодевичьем кладбище.


Рецензии