7. Безграничная сила Света

И снова черный алтарь. От странного гула закладывает уши. На алтаре нечто истекает кровью. Он приближается, от него нет спасения. Внезапно на непроглядном фоне выступают новые контуры. Лироан больше не смотрит на кровь, его манит дверь, расположившаяся сзади. Мрачный камень напоминал уголь, а мелкую резьбу поверх него невозможно разглядеть. Чем ближе к двери, тем сильнее ужас внутри, словно это путь к невообразимым мучениям, по сравнению с которыми даже смерть – благо. Несмотря на это, темный вход манил сильнее, чем отталкивал. Маг слышит свои шаги в темноте, он идет к нему. Он проходит мимо алтаря и случайно бросает на него взгляд: там истекает кровью его оторванная голова.



– Вы все допустили роковую ошибку, – голос тер-риамат звучал подобно грому, да и выглядел лидер «синих» крайне угрожающе.

В часовне Единства сегодня собрались, наверное, все жители Ериадайна, будто проходило еще одно посвящение. Онейцы созвали всех, дабы высказать своё крайнее негодование по поводу случившегося утром. Перед колонной сейчас стояли лидеры трех общин монастыря и, конечно же, инквизиции. Из всеобщей толпы выделялись онейцы, их лица были наполнены горем и разочарованием.

– Великий Карох, мы действовали согласно правилам Ериадайна.

– Правилам? – тот полыхнул искрами. – Вы сегодня лишили народ оней одного из величайших чудес, а простого смертного величайшей благодати! Не нужны нам такие «правила»!

Среди немногочисленных онейцев стоял, казалось, обычный человек в серой накидке, лишенный характерного сияния. Даже наоборот, лицо его выглядело болезненным и бледным, взгляд не выражал ровным счетом ничего.

– Реи До должен был приблизиться к Великой Матери, стать на стражу Вечного Города, летать над Вратами Жизни! А что он имеет теперь? Его нет! Вы убили оней!

– Ваш Реи До призвал божественную сущность, с которой не могли справиться лучшие маги Ериадайна, – процедил Вайет. – О подобных вещах необходимо предупреждать заранее, согласовывать с инквизицией. Недаром в Уговоре это регламентировано, так как несет чрезвычайную опасность.

– Он никого не призывал, – холодно молвил тер-риамат. – Вы ничего не понимаете в культуре оней. Он сам переродился! И мы все невольно ему в этом помогли. Онейамат повелевает всеми нами, даже я не в силах противиться её замыслам. Глубокий коллективный сон, в который впала наша община, был призван объединить силы и отдать их на рождение высшего существа. Сражаясь с Благородной Птицей, с Елиантерриат, вы в какой-то мере сражались со всеми нами. Своими опрометчивыми действиями и незнанием вы нанесли непоправимый урон народу оней. Не для того мы живем в Ериадайне, чтобы терпеть подобное!

– Вы рано делаете выводы, тер-риамат, у нас на ваш счет тоже затаилась пара подозрений, – неожиданно вставил своё слово Корманто. – Лидеры всех общин слышали, какой перевод получил господин Дорк из недавней… находки.
По залу прошла волна негодования, а Тангре зло прищурился: он явно не собирался посвящать всех обитателей монастыря в темные дела.

– Уж не случайно ли вышло так, что Реи До буквально процитировал слова той книги? Пророчества, не сулящие всем нам ничего хорошего. Как еще было действовать, понимая опасность? И коим образом оней может быть связан с текстами жрецов Эхна?

– Корманто! Не здесь… – воскликнул Тангре, но лидер «синих» его перебил:

– Ваши книги нас мало интересуют, как и ваши глупые пророчества. Эхна не имеет к нам никакого отношения, это способен понять даже самый отстающий ученик. Вы же совершили преступление против нашего народа, и мы не собираемся сего терпеть.

Тер-риамат двинулся к выходу, за ним, не оглядываясь, последовали другие онейцы.

– Что вы намерены делать? – окликнул их главный инквизитор.

– Думать, – сухо бросил Карох, – стоит ли оставаться среди врагов.



– Что теперь?

Лироан дождался великого магистра на улице. Корманто, несмотря на чрезвычайную ситуацию, выглядел бодрым и свежим, на его лице промелькнула даже легкая улыбка – переговоры с Тангре, похоже, его чем-то развеселили.

– Да можно ничего не делать, – легко отмахнулся он, – возьми передышку, занимайся, чем хочешь.

– Так просто? – опешил Лироан. – После всего, что случилось, вы говорите ничего не делать? Насколько я успел заметить, дела в Ериадайне идут не шибко хорошо, и я имею ко всему прямое отношение.

– Вот поэтому тебе не стоит накалять обстановку. Твои действия могут пошатнуть итак нестабильную ситуацию.

– Ничего не понимаю. До сих пор я пребывал в уверенности, что от меня требуется как можно скорее разгадать эту загадку. Сейчас я слышу обратное…

– Успокойся, Лироан, – великий маг изобразил понимание и заботу. – Теперь я убедился, что ответы сами найдут тебя. Главное – насколько адекватные решения ты сможешь принять, когда окажешься в следующей переделке. Чтобы сделать правильные шаги, нельзя оставаться на взводе. Ты непременно поймешь, о чем я толкую, правда, немного позже. Сейчас займись собой, помнится, еще недавно у тебя зрели грандиозные планы.

– «Займись собой», – повторил молодой маг, когда Корманто уже скрылся из виду. – Совет в духе аовианцев, только его мне и не хватало.

Его не покидало чувство, что лидер магов знает гораздо больше, чем говорит, и что использует свои знания для какой-то скрытой игры. Вот только в чем её суть? Насолить «белым»? Возможно, великий и мог бы переступить через пару трупов, чтобы достигнуть своей цели, а возможно, и нет. Лироан не слишком часто общался с Корманто, что естественно, если вспомнить кто есть кто. В кругах послушников тот всегда пользовался огромным авторитетом, выглядел человеком, достигшим невероятной мощи и власти. Что же стояло за всем этим, никто и задумываться не смел, Лироан в том числе. До сегодняшнего дня.

«Что ж, грандиозные планы у меня действительно были, но верриеварец подождет, как ждал уже много лет, – подумал Лироан, глядя в сторону библиотеки. – Ответы сами меня найдут? Что ж, мне действительно стоит передохнуть, но почему же не провести это время с пользой?»

Когда на днях Итайра всучила ему первый из пяти томов истории мира в изложении пресвятого Эберетта, молодой маг вновь решил отложить изучение этого вопроса на потом. Книга по-прежнему лежит в его комнате, но сейчас он решил не ходить за ней. Рядом библиотека, а там наверняка найдется еще куча экземпляров. К тому же неплохо заодно навестить Дорка и узнать свежие новости по переводу.

Однако библиотекаря в просторном зале не оказалось. За отдаленным столом сидел, подобно статуе, его ученик. В руках Митгор держал какую-то книгу в зеленоватой обложке и при появлении Лироана даже не шелохнулся.

– Привет, а где твой учитель?

Митгор оторвался от чтения и повернул к нему голову. Лироану в глаза бросилось огромное полотно, что висело на стене за послушником. Он и раньше замечал эту картину, но Митгор в идеально белых одеяниях на её фоне выглядел довольно эффектно. Картина та изображала знаковое событие древности: сражение за Ериадайн, где четверо аовианских ангелов в центре изгоняют сияющими мечами каких-то черных тварей.

– Господин Дорк отлучился, меня в свои дела он не счел нужным посвятить. Впрочем, как и всегда.

Лироан дернулся и перевел взгляд на послушника.

– И сколько его не будет, ты, конечно же, не знаешь?

– Нет.

– Ладно, я как раз хотел задержаться и почитать что-нибудь, – Лироан пытался говорить спокойно, но на самом деле отсутствие Дорка было крайне необычным явлением. – Не подскажешь, где у вас тут хранится История Эберетта?

– Третий стеллаж слева от входа полностью занят ей, – прозвучал сухой ответ.
Лироан уже направился туда, когда Митгор неожиданно остановил его.

– Подожди. Насколько я помню, ты не из тех, кто увлекается историей.

– Я решил, что иногда полезно, – усмехнулся маг.

– Все равно, я не думаю, что у тебя выйдет провести несколько дней над чтением довольно объемных томов с довольно пресным содержанием. У меня есть идея получше. Тебе интересно?

Лироана немного смутила такая речь из уст ученика Дорка. Все знали, что Митгор со странностями: он почти лишен обычных человеческих эмоций и считает это правильным. А уж если он решил что-то посоветовать или от чего-то отговорить, значит, к этому действительно стоит прислушаться.

– Что ж, я слушаю, – маг приблизился к послушнику.

– История, изложенная Святым Эбереттом в пяти томах, основана на так называемых «официальных» представлениях церкви. События с древности до середины прошлого века описываются там подробно, но, скажем так, не всегда достоверно.

«Ничего себе! И это я слышу из уст аовианца!» – удивление Лироана наверняка можно было прочесть на лице.

– Официальная версия событий нужна для нас, учеников света, – тут же пояснил Митгор. – Тебе, как неверному, я могу смело говорить правду.
Он встал, неторопливо подошел к одному из стеллажей и достал с верхней полки ничем не примечательную книжку в серой обложке. Похоже, она была в единственном экземпляре, по крайней мере, рядом похожих не стояло.

– Вот, – «белый» протянул томик, – всё тот же Святой Эберетт, только здесь собраны его собственные комментарии на основные события из Истории с кратким их изложением. Думаю, тебе подходит. И, несмотря на то, что я тебе сказал, постарайся не распространяться насчет этой книги.

Не дожидаясь ответа, Митгор развернулся и направился за свой стол. Лироан неуверенно повертел книжку в руках.

– Что ж, спасибо, – только и смог вымолвить он.

Послушник едва заметно кивнул и продолжил свое чтение. Поскольку Лироану действительно хотелось повидать Дорка, то он присел за стол неподалеку и принялся рассматривать, что же там преподнес аовианец «неверному». Обложка книги оказалась пустой, без каких-либо обозначений. Открыв на первой странице, маг прочел заглавие: «Первоистоки», – ниже сразу начинался текст. Похоже, сей труд был ничем иным, как оригиналом, и сам Эберетт выводил эти стройные письмена. Без сомнений, работа не была в почете у священников и, вероятно, даже скрывалась от посторонних глаз. Как Митгор осмелился отдать её ему, можно было только гадать. Впрочем, какая разница?



Первоистоки.

Рассматривая первый раздел истории, достаточно коснуться единственного, но принципиально важного момента. Учение утверждает, что мир был сотворен Аови, как и все изначально обитавшие в нем существа. Пять его братьев и сестер, если данные понятия применимы к Богам, восхитились творением и решили присвоить его себе. Онейамат, Руэ Хоттх, Эхна, Монкул и тот, чье имя так и не прозвучало. Они вторглись в чистые человеческие помыслы и добавили к ним лживые и неверные. Они вознамерились взять силой и своей обманчивой магией то, что им никогда не принадлежало. Сама эта борьба и её последствия составляют большую часть событий, описываемых мною во всех томах оригинальной Истории.
Я, как верный слуга Церкви, обязан принимать сию версию, но, как и любой человек, обладающий большой силой, не могу игнорировать очевидного. Мир сотворен всеми шестью Богами. Возможно, Аови и был тем, кто заложил первый камень в фундамент мироздания, но остальные пятеро сплетены со всем сущим не меньше него. Достаточно побеседовать с любым сведущим последователем Руэ Хоттха или взглянуть на народ оней. После сего, единоличное причастие Аови к становлению бытия уже не кажется верным. Это понимают все святые, но Ангелы вещают иначе, а им никто не вправе перечить.



Лироан остановился перед следующей частью. Аовианский взгляд на творение мира он, естественно, знал. Также ему известна еще одна точка зрения, хоттховская. В ней мир родился из пламени первородного, то есть из магии того Бога, в которого он всю жизнь верил и от которого по сей день продолжает черпать силу. Всегда версия «белых» подавалась как заблуждение, а «белые» думали, что заблуждаются маги. Каждый верил в своё, а вот идея, будто все внесли в творение мира свою долю, никогда не приходила Лироану на ум. Несмотря ни на что, это казалось разумным.



Времена Духов

Боги понимали, что битва за Мир принесет ему лишь разрушение, но Аови нашел решение. Сражение, коль оно неизбежно, нужно вести не грубой силой, а мудростью. Шестеро отдалились от бытия, даже их магия перестала оказывать какое-либо воздействие на всех живых существ. Казалось, природа забыла, кто её творец. Теперь людям предстояло самим искать истинно верный путь. Боги решили, что чью сторону те в конечном счете примут, тому и властвовать над Миром. Но всё пошло не так. Лишенные божественной поддержки человеческие пороки ожили в прямом смысле этого слова. Разум – сам по себе мощный источник магии – породил множество ужасных существ, именуемых Духами. Эти твари, подобно паразитам, установили прочные связи с тканями Мира и принялись вытягивать из него энергию на всех уровнях. Чем больше силы они получали, тем больше людей покорялось их воле. Не только отдельные группы, но и целые племена, даже большие народы стали поклоняться Духам. Об ужасных ритуалах, в которых проявлялись эти поклонения, до сих пор можно услышать невероятные легенды, потрясающие жестокостью и развращенностью. Лишь традиции жрецов Эхна могут ныне соперничать с ними.
Всех Духов принято делить на низших и высших, или Великих. Как правило, мощь Духа была соразмерна числу людей, им порабощенных. Однако, независимо от величия, любой из них оставался привязан к определенному месту. Младшие Духи, оказавшиеся под влиянием более могущественных, были вынуждены подчиняться им. Подобная зависимость от места своего возникновения в очередной раз подтверждает, что их тогдашнее господство в Мире противоестественно, что они так и не смогли подчинить его полностью, преодолеть законы мироздания.
Никто не может точно сказать, сколько длились времена господства Духов, исчисляются они тысячами лет. Это происходило так долго, что люди, все до единого, окончательно забыли Богов и решили, будто эти ужасные силы правили ими всегда.

Тогда карта мира выглядела иначе, ибо события, о которых сказано ниже, изменили её навсегда. Остались стоять только северные горные хребты, несмотря на величайшие сражения, что им довелось пережить. Некоторые, в прошлом многочисленные народы гор, до сих пор существуют. Взять, к примеру, западных варнатов или восточных кошиссов. Первые в прошлом поклонялись Духу Войны Карнохи, вторые – Великому Духу Ошиси. В срединных землях широко известны последние милиары в лесах Марари и, недавно окончательно истребленные, верриеварцы на равнинах Вокууна. Такие же варвары, как остаки, появились позже, сгруппировавшись из выживших духопоклонников, совращенных Черным Врагом. Более подробное описание всех известных народов приводится в полной Истории, а в рамках этих записей нет смысла углубляться в детали. Важно подчеркнуть следующую позицию церкви: ни в одном из ныне живущих со времен Духов племен больше никто не поклоняется им. От себя смею заметить, что где-то это действительно так, но у некоторых по-прежнему сохраняется вера в этих лживых существ, несмотря на то, что их самих давно нет в живых. Именно по этой причине некоторые древние народы истребляются защитниками веры. Таков единственный путь.



Лироан вновь остановился. В общих чертах он и раньше слышал, что в древности людьми правили какие-то мистические Духи. Что ему давала эта информация? Пожалуй, ничего. Только упоминание верриеварцев заставило передернуться от отвращения. По логике автора, коль они были истреблены, значит, до конца своего существования оставались язычниками. Странно. Тот единственный верриеварец, какого он знал, служил Руэ Хоттху и в этом преуспел больше многих.



Великий Приход и Очищение

Терпение Богов оказалось не безгранично. Когда люди достигли предела порочности, когда влияние Духов на Мир стало столь сильно, что грозило его крахом, тогда состоялся Великий Приход. Боги явили себя, и Мир содрогнулся. Сначала Духи и их самые ярые приспешники пытались сражаться, но ничего не вышло. Против Творца и его собратьев они были ничто. Тогда одержимые ужасом Духи принялись разрушать всё вокруг себя, убивать людей, тех, кто когда-то в них верил, крушить горы, сжигать леса, поворачивать реки.
Здесь я бы хотел отметить важный момент. Духи, безусловно, оказали существенное влияние на ту катастрофу, что случилась с Великим Приходом, но есть ряд неоспоримых свидетельств, как самоличное божественное вторжение нанесло огромный урон тогдашнему устройству мироздания. И это даже не учитывая событий, происходивших уже после того, как Духи оказались полностью изгнаны. Но об этом ниже.

Те времена, как всеобщее противостояние окончилось, а враги бежали, повергая Мир в хаос, принято именовать Очищением. Сами Боги решили, что их непосредственное пребывание в Мире ставит его существование под угрозу, и удалились в свои небесные обители. Вместо них на землю спустились армии божественных существ во главе с могучими аватарами, правда, те родились не сразу. Духов, великих и мелких, их служителей и всех им поклонявшихся стали выслеживать и уничтожать. К тому времени большинство людей приняли настоящих владык, не одного Аови, истинного творца, а всех шестерых. Никуда не делись прежние составляющие человеческой души, что привнесли пятеро собратьев сразу после её сотворения. Каждый стал поклоняться тому Богу, кто был ему ближе. Чем хуже  были помыслы людские, тем отвратительней окрашивалась магия его.
Несомненно, это так. Как преданный слуга Аови, я ясно вижу, сколь сильно цвет магии показывает состояние души. С чистейшим белым светом, рожденным из рук священника, не может сравниться ничто: ни загадочно-голубые молнии оней, ни яростный огонь Хоттха. Что уж говорить о черной мгле, рождаемой жрецами Эхна, или гнилостной зелени, окутывающей колдующего монкуловца.



«Что ж, сравнения в духе аовианца, – усмехнулся про себя Лироан. – В этой части Эберетт не пишет ничего такого, что могло бы удивлять. Пришли Боги, убили Духов – скучно и уже тысячу лет как неактуально».



В погоне за духами состоялись две наиболее важные битвы, которые невозможно не вспомнить.

Основное противостояние божественных слуг произошло, как ожидалось, с Карнохи, Духом, вечно разжигавшим воинственность и толкавшим людей на страшные жестокости. К счастью для всех, самые могущественные его последователи, варнаты, решили не принимать участие в битвах, отреклись от своего покровителя, но и новых Богов тоже не приняли. Оставшиеся слуги Духа-Поработителя стали стекаться в Каруун, что посреди нынешней Виарцитовой равнины. И слуг этих оказалось бесчисленное множество. До отказа наполнилась гигантская крепость, обитель Карнохи, и вокруг нее всюду кружили воинственные племена. Армия Света не содрогнулась, увидев на своем пути сию картину. Воины в сияющих доспехах разрезали ряды врагов, приводя их самих в ужас. Никто из варваров не в силах был помешать доблестным рыцарям, стражам Веры. Никто, кроме самого Карнохи, ибо мощь его все еще оставалась велика. Когда битва под стенами Карууна подошла к концу и дело двигалось к захвату самой цитадели, на стенах её возник могучий великан в доспехах, похожих на скалы. Воители Истины не могли даже приблизиться к этому каменному средоточию зла: своей невероятных размеров булавой он раскидывал их, подобно песчинкам. Сила Карнохи копилась веками, и требовалось нечто сопоставимое по мощи, дабы сломить её. Эту силу принял в себя один из воинов Света, самый смелый и самый преданный Вере. Варатор. Аови наблюдал за великой битвой с небес, и когда узрел он, что не в силах его преданные слуги победить, то ниспослал он величайшую благодать на человека, коего посчитал самым достойным. Отбросил тогда в сторону меч доблестный рыцарь и с голыми руками пошел на живую скалу, а из рук тех лился первозданный свет. И не смог Карнохи противостоять безграничной Силе Света, и сжался некогда грозный Дух до простых человеческих размеров. Умолял он прекратить, закрывая лицо руками, но Варатор оставался неумолим. Испепелен был воинственный Карнохи святым огнем, даже праха не осталось от сего презренного существа. В ужасе бежали его прислужники кто куда. Часть из них, узрев истинную мощь Аови, тут же приняла истинную Веру. Остальные же, рано или поздно, последовали за своим ложным божеством.

Так появился Варатор, свет и благо дающий, самый высший, с Богом говорящий. И основал он неподалеку от разрушенного Карууна новый город, Крештидан. Своего ближайшего сподвижника и товарища Виллеамонта оставил править на земле от Его имени, а остальных великих воинов объявил стражами Святого Града. Сам же Варатор был призван Аови на небеса, ибо пребывание столь могущественных сил грозило равновесию этого мира.

От себя могу добавить две вещи. Во-первых, битва аватара Аови и ужасного Духа Войны проходила не так легко, как описывают её многие источники. Совершенно очевидно, что противостояние магических сил было столь велико, что весь замок Каруун оказался уничтожен прежде, чем Карнохи капитулировал. Во-вторых, мне чудом попался на руки один древний текст, написанный кем-то из будущих стражей Крештидана. Якобы во время посвящения Виллеамонта в первого архиепископа, Варатор произнес следующую речь: «Отбрось оружие, брат мой, подобно тому, как сделал я. Теперь свет сам станет струиться с твоих рук, а враги в страхе будут бежать от мощи Аутерриат. Здесь будет ваш священный город, а вы все станете его стражами. Никогда не проникнуть сюда злу, покуда стоять этому миру. Меня же призывает Владыка, но запомните: каждые пять лет, в этот самый день, в это самое время, я буду спускаться к вам, дабы передать Слово Его». Вроде бы все правильно, кроме одного уж очень странного момента. Варатор назвал Аови Аутерриат. Насколько я могу судить, это единственное упоминание сего божественного имени, и никогда больше не звучало оно из его уст в Дни Великих Приходов.

Другая битва не столь известна, и о ней почти не рассказывается правды. Причин тому несколько. Во-первых, противостояние с Великим Духом Ошиси никогда не перерастало в масштабные столкновения, подобные битве за Каруун. Во-вторых, несколько десятков лет дела шли не в пользу армий Света: в лучшем случае, битвы не приводили к результату. Служители Духа противопоставляли врагам не грубую силу, а изощренную магию, основанную на глубоком проникновении Ошиси в окружающую природу. Колдуны из народа кошиссов прятались по лесам, где сокрытые деревьями творили свои заклинания, поражающие воинов Света неведомыми болезнями, язвами; смертельно отравляющие целые поселения.

Казалось, что от бед нет спасения. Всё изменилось в день, когда верующие в Аови встретили людей, измененных Онейамат. Оказались они столь пронизаны благодатью своего божества, что не действовали на них подлые кошисские проклятия. Аови видел это, но не мог допустить, чтобы его слуги в чем-то уступали онейцам. И даровал им способность к исцелению, только не себя, а ближних своих. Пошли две силы войной на Ошиси вместе, ибо между ними не оказалось серьезных разногласий, и цель была общей: мира спасения да зла искоренение.

Несмотря на совместные усилия, последователи Духа Ошиси еще долго сопротивлялись, лишь примерно за сто лет удалось полностью изжить его культы во всех уголках мира. Смею заметить, что история умалчивает истинные причины союза аовианцев и онейцев, прикрываясь красивыми общими фразами. Последователи Аови изначально считали себя выше остальных и не собирались идти на компромиссы. Соединить усилия в борьбе с Духами, возможно, вынудила именно необходимость как можно быстрее избавиться от этих мерзких созданий. Между тем, конфликтов с оней с тех пор не случалось ни разу, а стороны периодически помогают друг другу в борьбе со своими врагами, Эхна и Монкулом.



Лироан успел дочитать комментарии Эберетта, но не успел подумать над этой занимательной информацией. В зал библиотеки впопыхах зашел Дорк. Подмышкой левой руки у него были зажаты несколько пергаментных свитков, а в правой он держал какую-то толстую книгу. Библиотекарь посмотрел на молодого мага и, поспешно потупив взор, направился в противоположную сторону. Лироан поднялся с места, приблизился к Дорку и зашагал рядом.

– Новостей пока нет, – с огорчением в голосе заявил тот. – Точнее есть, но я не могу их тебе поведать, поскольку даже лидеры не проинформированы. Мы практически разобрались в этих письменах и скоро полностью их переведем. Приходи позже.

После этих слов библиотекарь ускорил шаг, всем видом давая понять: он хочет, чтобы его не трогали. Лироан остановился, так и не сказав ни слова. Митгор, естественно, даже глазом не моргнул. Ничего не оставалось – молодой маг сунул книгу за пазуху и отправился восвояси.


Рецензии