Нити памяти

Давние поездки моего доброго старого друга доктора Саид Алишерхана Василхани в Китай и Индию, встречи и длительное общение с мастерами-суфиями привели его к осознанию необходимости написания своей книги «Золото Гиндукуша». Эта его книга глубоко затронула меня и подвигла на активное писательство, которым ранее я иногда баловался.

Последние годы Саид Алишерхан стал чаще бывать в Ташкенте, мы много с ним беседовали, вспоминали прошлое и это вылились в совместное творчество, породившее много занимательных рассказов про приключения узбекского доктора, колдуна и каратиста в Латинской Америке, которые мы опубликовали под именем моего друга на сайте «Проза.ру». Их набралось на несколько подготовленных книжек названных «Азиатский цикл», «Венесуэльский цикл» и «Малиновый рай» и эти сборники сегодня пассивно ждут своего издателя.

Почти каждая наша встреча заканчивается каким-нибудь рассказом из прошлого, не важно, моего или его, и у меня наступает писательский зуд, хочется поделиться обо всем пережитом мною или моим другом с другими людьми, для которых наши прошлые будни выглядят фантастикой. В наших с ним беседах обнажаются какие-то особые струны и выплывают из памяти события абсолютно забытые нами.

Так произошло и в тот раз. Мы прогуливались по улице, впереди шли несколько парней, местных узбеков. Они о чем-то громко разговаривали и время от времени сплёвывали прямо на тротуар комки насвая*. Это покоробило меня, друг заметил мою реакцию и философски произнес:

- Да, да, неприятно, хамовато, но это местный менталитет. Кстати, в мире есть ещё много народов, которые постоянно употребляют жевательный табак. Я видел в верховьях Ориноко дикое племя яномами. У этих индейцев поголовная табачная зависимость, они все жуют табак. Мужчины и женщины днём и ночью носят жевательный табак под своей нижней губой.

Я моментально навострил уши. Конечно, я уже слышал об одном из последних диких племен на земле обитающем в джунглях Латинской Америки. Я знал, что мой друг около года скитался по сельве в составе французско-бельгийской экспедиции по изучению племен амазонии. Но то, что мой названный брат когда-то вживую общался с таинственными индейцами яномами, поразило меня!

Мы пришли домой, уселись за круглым столиком на лоджии в свои кресла-качалки и за пиалушкой ароматного зеленного чая я спросил друга:

- Брат, вы на улице сказали, что побывали в племени яномами, как это произошло?

- А помнишь, я рассказывал про работу с Жюлем де Ги на Ориноко, мы искали встречи и описывали жизнь диких племен. В одном из этих племен я вылечил раненного воина, мы об этом писали с тобой рассказ. Это было племя пиароа, один из дальних родов дикого племени яномами, наиболее цивилизованный из всех. Вождь этого племени познакомил нашу экспедицию с вождем племени саматари, другим родом яномами и мы погостили у них. Интересные люди, все они жуют табак и мужчины и женщины, по этой причине нижняя губа у этих индейцев значительно больше верхней и заметно выпирает. А ещё интересная особенность этого рода: их мужчины хоть как-то одеваются, ну там набедренные повязки носят, а женщины не одеваются вообще. Род часто кочует по лесу в поисках пропитания, интересно, что на переходах мужчины несут только оружие, а женщины всё остальное. Вот такое у них разграничение, берегут мужскую силу, типа как в наших анекдотах: «Вдруг война, а мы устамши». В этом роду, как и вообще в племенах яномами, высоко ценится рождение девочки. Мужчин у них  много, а женщин мало и от этого падает воспроизводство рода. Женщины являются поводом для кровавых разборок. В те дни мы были свидетелями, как шаман племени молил духов леса о том, чтобы все роженицы племени родили только девочек. Запомнилось это мне потому, что я впервые тогда попробовал индейское наркотическое зелье. По поверьям племен верховьев Ориноко лесом владеет Дух Леопарда. Индейцы ничего не делают без его согласия. В тот день шаман долго танцевал, бил в бубен и просил Духа Леопарда послать роженицам дочерей. Вечером шаман сообщил, что Дух Леопарда подарит их племени девочек, но нужно принести в жертву запеченного оленя.

С утра все воины племени вышли на поиски оленя и к полудню выследили одного крупного самца у горного ручья. Осторожно подобрались к нему с двух сторон и выпустили по нему стрелы из своих охотничьих трубочек. Олень был ранен, но сумел скрыться от охотников. Преследовать его по лесу было очень трудно, так как джунгли были непролазными. И тогда шаман снял с пояса кожаный мешочек, достал из него коричневатый порошок и, через трубочку, стал вдувать его по крупицам всем воинам-охотникам в ноздри. Не знаю почему, но я тоже решился и подставил свой нос. Внезапно я почувствовал необычайную легкость и блаженство, воины вокруг меня взлетели как икары и я полетел вместе с ними. Под нами расстилался огромный девственный лес с редкими небольшими прогалинами, вдали виднелась огромная река. Вдруг, что-то точно магнитом притянуло нас вниз к небольшой поляне. Мы упали между кронами огромных лесных великанов, словно в колодец, сверху сквозь листья деревьев проникал солнечный свет, в лучах которого безмятежно порхали разноцветные огромные бабочки. В центре полянки возвышалась небольшая одинокая скала. На ней полулежал огромный красавец леопард. Старший из воинов упал перед ним ничком, остальные, в том числе и я, последовали его примеру. После приветствия воин обратился к нему с почётом и уважением, объяснил, что по разрешению Хозяина леса Духа Леопарда они охотились на оленя, ранили животное, но оно убежало и вот теперь они ищут в лесу свою добычу. Леопард грозно осмотрел нас и сказал, что раненный олень находится в таком-то месте и воины могут его забрать. Индейцы, и я вместе с ними, пятясь, отошли от леопарда, разогнулись и вдруг взмыли вверх над лесом. Недолгое время покружились и увидели на берегу другого ручья лежащего оленя. Опять опустились, осмотрели погибшее животное, несколько воинов изготовили из веток носилки, подняли добычу и, уже пешком, направились в сторону стойбища.

Шаман встретил нас победным воинственным кличем, все племя высыпало на площадку. Под руководством вождя было проведено ритуальное шествие, и тело оленя было уложено в специальную яму с углями, покрытыми всякими ароматическими травами. Сверху всё это было засыпано землей и четверо воинов стало на охрану этого ритуального очага.

Утром следующего дня тушу оленя выкопали и разделали. Часть туши отнесли на ту поляну, где накануне мы видели леопарда, остальную часть разделили между индейцами. Особо лакомые кусочки раздали всем беременным женщинам племени. Кусок мяса достался и мне, на вкус он оказался довольно приличным, что-то напоминающее наш стейк.

До сегодняшнего дня я точно не знаю, что такое случилось со мной в лесу в верховьях Ориноко, после того как шаман вдул мне в нос через трубочку коричневатый порошок. Этот полёт был наркотической иллюзией или всё случилось наяву? Всё тогда перемешалось в моем сознании. Я до сих пор иногда во сне ощущаю тот волшебный полет над лесом.

Вот так я попробовал жареную оленину у гостеприимных индейцев племени яномами, - закончил свое повествование Саид Алишерхан.

А я слушал его и думал о том, что как же интересно переплетаются в жизни людей нити памяти. Ребята в Ташкенте, выплюнувшие насвай на тротуар, вызвали воспоминание об индейцах яномами из сельвы Ориноко, которые поголовно жуют табак. И это всколыхнуло самое сильное ощущение в жизни моего друга, ударившее навсегда по его психике, сцену охоты на оленя под действием наркотического индейского зелья.

Я никогда не спешу говорить: «Такого не может быть»!

Как говорится, если хочешь рассмешить Всевышнего, поделись с ним своими сомнениями.

Ташкент, январь 2015 года.

Примечание:

Насвай* - жевательный табак в Средней Азии с примесью извести и ещё нескольких ингредиентов, имеющий легкое наркотическое действие.


Рецензии