Наследники Карацупы

 На фото  комбинат Печенга-Никель на Кольском полуострове.

 Защитить интересы родной страны  на границе от супостатов  нас послало   правительство , которому надоели  разные  Гаагские суды с требованием  к СССР вести себя прилично и не загрязнять природу.

Попали мы на норвежскую и финскую границу с почетным заданием отвести от страны наглые обвинения скандинавов  о том, что СССР  из вредности травит им рыбу в озерах и поливает кислыми дождями.

Своими исследованиями, мы должны были доказать что это поклеп и, что рыба у них перестала размножаться не по нашей вине , а от  их хорошей жизни, ну как сами скандинавы, где по мере роста их благосостояния падала  и рождаемость.

Путь на границу в те времена  начинался с визита в милицию, которая на основании письма из соответствующих инстанций, ставила штамп в твое командировочное удостоверение  разрешающее нахождение в пограничной зоне. Причем  оно требовалось,  даже если ты направлялся на берег  Северного Ледовитого Океана  и  ближайшая  страна  находилась от тебя в тысячах километрах, отделённая льдами, торосами и белыми медведями.

Как заслуживший  доверие, с штампом в командировочном удостоверении ,я отправился  в город Никель ,где и  был расположен  объект,  вызвавший международный спор  и претензии к СССР.   Когда- то эта территория принадлежала Финляндии и называлась Колосйоки ,но в 1945 году СССР решил что никель нам нужен больше, чем финнам и территорию эту отобрал вместе с заводом, который построили канадцы в 1935 году.

Возмущение мировой общественности,  правда, вызвал не этот факт, а то, что  с тех пор никаких особых очистных сооружений на заводе построено не было  и если  советские люди стойко переносили  эти неудобства, то  изнеженные европейцы почему то не хотели.

В  конце концов  партия и правительство позаботилось  о  собственных гражданах и построили, вместо очистных сооружений, высочайшие трубы, через которые всякая зараза стала вылетать в атмосферу. Учитывая направление ветра и нахождение Норвегии в паре километров от завода, вся  эта грязь стала сыпаться на норвежцев и прочих шведов.

Правда ,если голос международной общественности становился уж очень громкий, то трубы перекрывались  и все дымы шли на поселок и тогда даже привыкший ко всему советский человек, начинал кашлять и чихать от кислоты в воздухе.
Вокруг завода простирались лунные пейзажи ,так как вокруг лежали миллионы тонн  отработанной породы,а  никакая растительность  не росла ,так как кислотные дожди выжигали всё живое. Высадку на Луну и гонки лунохода советские космонавты  вполне могли бы снимать в тех местах, особенно в полярную ночь.
 
Вместе с нашими иностранными  коллегами,  мы собирали пробы воды и земли, постепенно отдаляясь от завода и  в один из дней уперлись в колючую проволоку государственной границы. Было это уже под вечер  и в ожидании нашего автобуса, который должен был забрать нас в гостиницу в город ,мы расположились на опушке совсем рядом с контрольно- следовой полосой.

Не успели мы  начать жевать бутерброды ,как вдруг  со стороны границы появились  4 овчарки ,которые окружили нас и злобно  рычали, показывая что наша компания им совсем не нравится. Сначала мы решили, что им  понравились наши бутерброды  с дефицитной финской колбасой, но на предложение разделить с ними импортную трапезу собаки ответили злобным лаем и попыткой цапнуть  меня за ногу.Очевидно колбаса им не понравилась из патриотических соображений.

Попытка дать взятку колбасой не удалась . К ней они даже не притронулись. Попытки предъявить им документы с  печатью, разрешающие нам находиться в пограничной зоне, тоже не произвели на собак никакого впечатления. Они очевидно были уверены ,что у наших норвежских коллег таких печатей нет.

Подъехал наш автобус ,но попасть в него мы не могли, так как собаки окружив нас ,явно показывали, что первый же кто попробует вырваться из окружения будет съеден вместе с бутербродами.
 
Прошло еще пару часов и уже смеркалось, когда к нам подъехал  пограничный  УАЗ и офицер, оказавшийся начальником заставы, проверив документы, освободил нас из заточения.

Оказалось что из-за нехватки личного состава  на заставе, они часто практикуют пускать собак на сигнал тревоги без солдат. А таких сигналов им приходит каждый день десятки, так как электронная система вдоль границы реагирует на любые движения, не разбирая  человек это или зверь. Так что чтобы дать пограничникам  хоть немного поспать ,они пустили  собак одних. В нашем случае, к сожалению объяснить собакам ,что находится у границы мы имеем полное право не получилось.
 
Так  что, если кто- то мне будет говорить, что в СССР коррупция и взяточничество  былo везде, я смело могу возразить. Нет не везде, пограничные собаки честно выполняли свой долг, и даже финская колбаса не подвинула их на  действия, порочащие моральный облик защитника рубежей страны.


Рецензии
Добрый вечер, Александр! Двенадцать лет я отдал военной службе на Севере. Восемь в качестве спецкорра тамошней армейской газеты "Часовой Севера". То есть занят был охраной не наземной, а воздушной границы: от Норвегии до Урала. Так вот не раз был в этом городке Никиле и ещё в подобном ему Ковдоре. Так что подтверждаю правдивость нарисованных Вами картинок. Нашу отдельную Армию ПВО скандинавы ругали за отстрел белых медведей. Командование ссылалось на самооборону от "наглого" зверя, носителя очень ценной шубы. Экзотично она смотрелась на полах кабинетов, включая и московских.
Говорят из-за этого был снят уважаемый в войсках командарм, боевой лётчик, дважды герой Советского Союза Н. Д.Гулаев.
Спасибо за публикацию, напомнившую мне о прошлом, в лучшие годы жизни.

Иван Варфоломеев   07.03.2024 21:13     Заявить о нарушении
Спасибо Иван за прочтение и отзыв.Если хотите еще вспомнить Север почитайте http://proza.ru/2016/07/03/198

Александр Ресин   07.03.2024 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.