По Европе на поезде, Берлин

По Европе на поезде, а точнее из Сибири в Африку по маршруту Предисловие
Несколько лет назад я решил провести свой отпуск где-нибудь на берегу теплого океана. Вполне банальное  по нынешнем временам желание обернулось крайне запутанной логистической операцией, так как в то время я панически боялся самолетов и сама мысль о том, что придется доверить в полете свою жизнь пусть и профессионалам, но все-таки чужим незнакомым людям, напрочь отбивала охоту и к  перемене мест, и к самому отдыху. Поэтому решено было ехать на поезде. Южный транспортный коридор Москва-Баку-Тегеран- Дубаи хотя и рассматривался в принципе, но в силу своей трудности и экзотичности был оставлен «на потом», на случай когда жизнь окончательно надоест, восточный маршрут через Транссиб и центральный Китай до Шанхая или Гонконга отпал из-за слишком большого времени в пути: настолько большого, что даже мой северный отпуск в 44 календарных дня уже не казался достаточно длинным,  а северный вариант не рассматривался вообще, так как хотелось купаться, а не таскаться по заполярным сопкам. Оставалось западное направление с конечной точкой маршрута в Португалии, Испании или Марокко. Первые этапы пути были уже давно изведаны и проверены на собственном опыте: поезд из Москвы в Берлин идет быстрее, чем в Тюмень, а уж из Берлина по Европе можно передвигаться в любом направлении с одинаковой легкостью, например в Париж ходит несколько прямых  поездов в день, и дорога занимает от силы ночь.
Всем известно что расстояния в Европе не чета Российским, за 10-12 часов запросто можно пересечь одну-две страны покрупнее или три-четыре поменьше (речь не о Прибалтике, а о таких уважаемых членах Евросоюза как Бельгия, Голландия, Дания или Австрия). Этот факт можно очень эффективно использовать, покупая билеты таким образом, чтобы каждый день посещать новую страну, а ночью ехать, экономя на гостиницах.  Идея не моя и далеко не новая: в Западной Европе многие ночные поезда со спальными местами называются «поездами-отелями». Комфорт конечно еще тот, даже по сравнению с родным купе в РЖД, но если Вы нормально спите под стук колес, то возможно Вам  такой вариант и понравится. Забегая вперед скажу, что на одном из маршрутов я попал в купе с тремя подростками из Швейцарии. Мы разговорились, и они рассказали мне что учатся в железнодорожном техникуме, а на каникулах покупают за 100 евро своеобразный «проездной», действующий в течении недели на ВСЕ поезда в Западной Европе, и таким образом успевают за 7 дней посетить 6-7 стран, передвигаясь между городами ночью, а днем разглядывая достопримечательности.
По рождению и постоянному месту жительства я москвич, причем коренной (забавно видеть, как буквально на глазах у понятий меняется смысл: во времена моего детства слово «коренной» означало как минимум 3 поколения, проживших жизнь в столице, теперь же достаточно просто родиться в Москве, чтобы «понаехавшие» тайно-завистливо называли такого москвича «коренным»),так что было бы логично назвать этот рассказ «из Москвы на поезде до...», но во-первых: все планирование поездки было проведено пока я находился на вахте в Нижневартовске, во-вторых из Нижневартовска в Москву я тоже ехал на поезде, а напряженный график путешествия позволил мне побыть дома лишь неделю, что можно рассматривать как промежуточную остановку в пути. К тому же фраза « Я на поездах из Сибири в Африку ездил» звучит гораздо круче чем «Я здесь из Москвы в Марокко смотался...». По понятным причинам описывать свой путь до столицы я здесь не буду, так как русскому читателю это абсолютно не интересно, и начну свой рассказ с момента высадки ночью в Берлине на Хауптбанхоф.
Итак, поезд пришел в Берлин ночью. Нужно отметить, что точность не является отличительной чертой железнодорожных служб абсолютного большинства европейских стран, за исключением России, Австрии и Германии. Во всех остальных странах сплошь и рядом случаются ситуации, неслыханные у нас: например на моих глазах поезд Варшава- Москва был задержан на 45 минут, потому что гид одной из туристических групп позвонил начальнику станции и сообщил что «они не успевают». Станция кстати была Варшава-центральная, то есть представьте себе, что кто-то звонит начальнику Курского вокзала и просит придержать отправление, потому как группа вьетнамских туристов застряла в пробке на подъезде к столице. Реакция русских железнодорожников будет однозначной.  Между прочим, очень часто поезда в Европе опаздывают не потому что движение организовано неэффективно или халатно, а вследствие абсолютно иной шкалы приоритетов. Например идет поезд по Польше, и под локомотив попала корова. У нас в таком случае тело немедленно уберут, поезд отправят далее как можно скорее, а полиция будет уже без машиниста оформлять все детали происшествия. Однако в Европе все не так: будут нудно стоять, искать хозяина коровы, проводить допрос машиниста, реанимировать животное... Расписание имеет в этой ситуации наименьший приоритет.
Берлин
Берлин чрезвычайно удобен в качестве промежуточной ночной пересадки: гостиницы в городе, даже уровня хостела, очень хороши: идеальная чистота, порядок и безопасность. Такси вполне доступно малобюджетному туристу, а в городе есть где вкустно пообедать и что посмотреть. Русским путешественникам будет особенно интересно бродить по городу и искать следы войны. По негласному соглашению немцам запрещено ставить памятники своим солдатам, погибшим во вторую мировую войну, связано это с нежеланием прославления фашизма, однако нельзя запретить целой нации помнить о том, что произошло. Поэтому выход был найден на мой взгляд очень изящный: некоторые элементы зданий или совсем не восстановлены, или переделаны таким образом, чтобы вызывать строго определенные ассоциации. Недалеко от Унтер-дер-линден стоит полностью разрушенная американскими бомбардировщиками церковь, у здания Бунденстага (Рейхстага, кого мы обманываем?) сверху построен стеклянный  купол вместо традиционного жестяного.  Через прозрачное стекло видны балки каркаса купола, что сразу же напоминает сгоревший остов крыши, каким он был в Мае 1945ого, и каким мы привыкли его видеть на военных фотографиях.  Перед Бундестагом разбит парк, и у любого туриста сразу же возникает вопрос, почему в  центре города, где находится самая дорогая земля, ничего не построено. Знаете почему? Потому что было построено, до 1945 года, и даже трамвай ходил. А теперь там пустырь. Чтобы помнили.
В центре города есть так называемый «остров музеев», небольшой район, ограниченный изгибами Шпрее, где как в кластере находятся сразу несколько крупных национальных музеев. Все они расположены в солидных исторических зданиях, с  облицованными полированным гранитом цоколями первых этажей. Некоторые гранитные плиты при послевоенной реставрации не были заменены, и на оригинальных панелях видны следы от пуль и осколков, причем часто отметины расположены настолько кучно, что невозможно приложить ладонь чтобы не накрыть трещины. Меня поразило окно одного подвала, облицованное такими плитами: видимо здесь была огневая точка, так как камень вокруг окна выщерблен полностью. Трудно представить, сколько пуль и осколков попало внутрь окна, если стена вокруг него превращена в решето, и наверняка не один защитник здания погиб здесь.   Немцы очень любят продавать в качестве сувениров репродукции старых фотографий, на которых изображен разрушенный и сожженный город. Они видимо чувствуют определенную гордость, показывая туристам со всего мира: вот, смотрите, вы пытались стереть нас в порошок, а мы все равно не сломались, все отстроили заново, лучше прежнего. У меня же эти открытки вызывали лишь чувство мести. «Это вам за Сталинград, за Воронеж, за надписи краской “Эта сторона улицы особо опасна при артобстреле”» -думал я. А потом мне стало интересно, насколько хватит хваленой немецкой обязательности: я купил такую открытку с сожженным Рейхстагом, написал по-русски на обороте «С праздником победы!» и отправил себе домой по почте. Многие восточные немцы читают и понимают по-русски, остальные же легко отличают кириллицу от латиницы, да и Московский адрес говорил сам за себя. Я был уверен в том, что первый же почтовый служащий выбросит открытку в мусор (ей Богу, я бы именно так и поступил не раздумывая), но она все-таки дошла! Это как же надо ответственно относиться к своей работе, чтобы делать даже то, что тебе противно, даже тогда, когда никто тебя проконтролировать не может! Или я ошибаюсь и немцам уже глубоко наплевать на все эти обиды 70-летней давности? Но нам же не наплевать, мы же помним!
Музейные экспозиции тоже несут отпечаток войны. Например, когда заходишь в Пергамский музей, он кажется практически пустым. Дело в том, что само здание было приспособлено для выставки артефактов, вывезенных немецкими археологами из Турции при раскопках древнего Пергама. Сейчас главным выставочным экспонатом является макет и разнообразные копии,  а вот с артефактами все гораздо сложнее, куда-то делись, видимо вместе с коллекцией Шлимана. История сыграла злую шутку с немцами: Британский музей завален экспонатами, имеющими крайне спорное с юридической точки зрения происхождение, Лувр полон картин и сокровищ, украденных Наполеоном со всего мира (наш низкорослый герой умудрился обворовать 3 континента: Европу, Африку и Азиатский Ближний Восток), вся бесценная коллекция Мадридского Прадо оплачена украденным золотом индейцев,  а когда Гитлер попытался проделать тоже самое и создать в Берлине супермузей, то потерял и то, что было собрано честным кропотливым трудом немецких ученых и коллекционеров.
Побродив по музеям, отправляйтесь вдоль Ундер-Дер-Линден к Бранденбургским воротам. Слева, возле самых ворот, увидите Российское посольство. Оно стоит там же, где и Советское, а до этого Российское императорское. Стоит оно на русской земле. Буквально. При открытии посольства мало того что земельный участок был приобретен Российским правительством в вечное пользование, так еще и привезли из России несколько десятков вагонов земли. Сразу вспоминается фраза из старого фильма: «Когда речь идет о чести семьи, разговор о деньгах – неуместен». Внимательно осмотрите Бранденбургские ворота, и вы поймете, что слова «Praktisch, Kwadratisch, Gut» родились на свет задолго до появления танка Тигр.  Ведь хотели сделать изящно, по-заграничному, на французский манер, а получилось надежно, приземисто и долговечно. А кстати и практично: когда стали строить Берлинскую стену, ворота очень хорошо вписались в новую систему шлагбаумов, объездов и загорождний.  Теперь немного о Берлинской стене - ее практически нет, только в районе пропускного пункта Чарли еще осталось несколько блоков. Смотреть там нечего, стена как стена со множеством стендов, рассказывающих о том, как она разделила один народ, как много людей было убито при попытке сбежать в Западный Берлин и как Советский союз во всем этом виноват. Сразу хочется спросить: а что вы ожидали, что после всего того, что вы натворили у нас, мы вам аквапарк построим? Проиграли войну – делайте что вам говорят. Захотим построить стену- будете строить стену, захотим канал построить и кораблики из Каспия в Северное море запускать – будете строить канал. Причем качественно, как вы это умеете. Кстати, стена была построена немцами (ГДР), охранялась немецкими пограничниками, которые стреляли на поражение по приказу немецких офицеров. При чем здесь Союз? И между прочим, на всех границах всех государств мира пограничная стража имеет право открывать огонь на поражение по нарушителям, если иначе невозможно их задержание. Кто не верит, может попробовать перейти Американо-Мексиканскую границу и оказать сопротивление. Или Польско-Белорусскую. А на границе между Северной и Южной Кореей вообще прохода нет, только 10 км минных полей. И это все-легитимно, а вот Берлинская стена – символ бечеловечности коммунизма. Крайне не советую покупать крашеные осколки бетона в качестве сувенира: не будьте дураками, весь строительный мусор, оставшийся от стены уже давно разошелся по чердакам и письменным столам всего мира.
Далее, если продолжать идти по прямой от Бранденбургских ворот, попадем в Тиргартен, бывшие охотничьи владения Прусского короля, а сейчас просто парк. Замечательный, ухоженный, со старинными бронзовыми фигурами, изображающими охоту в различные эпохи: от тевтонов до пруссаков. Это пожалуй мое любимое место в Берлине, я обожаю парки с регулярной планировкой. (И с нерегулярной тоже. И дикий лес в любом его проявлении,  кроме хвойного сибирского лесоболота, да и то только в теплое время года.)  А вообще из всех крупных европейских столиц Берлин наверное самый зеленый и самый просторный: население невелико, места всем хватает,  пробок не видел, центр непривычно тихий. Во многом застройка города выйграла от того что большая часть зданий была во время войны разрушена, а затем новые дома сторились менее кучно, а может быть сказалось и то, что вокруг стены была достаточно широкая зона отчуждения, которая позволила современным архитекторам оставить больше свободного пространства в центре.
Ну довольно лирических отступлений, проходим через Тиргартен и видим Триумфальную колонну немецких побед. Я бы вслед за товарищем Сталиным назвал бы ее колонной «Головокружения от побед». По четырем сторонам основания стоят большие бронзовые барельефы, символизирующие победы Прусского оружия, позволившие Германии стать единой. Насколько я помню это битвы при Садовой (разбили австрийцев впух и прах, после чего Австрия не смогла участвовать в консолидации немецких государств, и возможная немецко-венгреско-славянская общность так и не появилась на свет), победа в войне с Данией за Шлезвиг и Гольштейн (если мне не изменяет память, по законам феодального наследования на эти области претендовал даже царь-батюшка) и конечно же Прусско-немецкая война 1870 года, после которой вся Франция не могла спокойно спать, потеряв Эльзас и Лотарингию. После всех этих побед возникло мононациональное германское государство. Но начав выигрывать, очень трудно остановиться, и все эти напоминания о былых  победах, все эти барельефы и колонна подталкивала немцев к мысли что так будет продолжаться всегда: ура! мы ломим, враг бежит. Чем все закончилось, мы  знаем. И не даем им забыть, ибо недалеко от этой колонны, за закрытыми воротами, в прекрасной сохранности стоит советский памятник воинам-освободителям. Памятник конечно больше устрашающий чем красивый, но что поделать, направление в исскустве было такое, советский монументализм, кому не нравится- могут отвернуться и продолжать рассматривать немецкую колонну, благо на многих барельефах сохранились дырки от пуль, и все сплошь в головах бронзовых немецких героев. Видимо советские солдаты упражнялись в стрельбе по мелким мишеням из личного оружия.
Однако продолжим нашу прогулку в избранном направлении, еще немного, и я пришел к Берлинскому зоопарку, на мой взгляд самому удобному для зверей во всем мире. Вальеров практически нет, все звери находятся на открытых площадках,отделеных от тротуаров широкими рвами, расположенными таким хитрым способом, что практически с любой точки зрения не видны. Это создает полную иллюзию сафари, свободного передвижения между  пасущимися, играющими, отдыхающими животными. Все звери выглядят вполне довольными своей участью, достаточно упитанными и симпатичными.  В Берлинском зоопарке есть также аквариум, такой же добротный и продуманно спланированный, как и все в этом городе. Сходите, не пожалеете. Берлин вообще во многом можно назвать образцовым городом, туда необходимо возить экскурсии всяческих специалистов, начиная от архитекторов-урбанистов и автоинспекторов  и заканчивая начальниками управляющих компаний ЖКХ. И тыкать носом в каждый бордюрный камень, в каждый рельс, в каждый фонарный столб со словами: «Вот видишь, видишь как надо? Понял теперь? А ты что на Родине наделал/напроектировал/наруководил?» Наверное им будет стыдно, если у них осталось еще хоть немного профессиональной гордости, за собственную никчемность и убогость результатов своего труда. Ибо не всегда можно сделать красиво, ведь не каждому Бог дал талант быть художником, но всегда можно сделать добротно.
Я не буду перечислять здесь подробно все места где можно вкусно поесть и закупиться такими нужными 10ми штанами или последним Айфоном, эти адреса читатель может найти самостоятельно в любом путеводителе. Скажу только, что Германия уже далеко не так дешева как когда-то, до введения Евро. 15 лет назад хорошие ботинки стоили 50 марок, теперь они стоят 100 евро. 400% за 15 лет, и это при том, что вся официальная статистика упорно твердит, что годовая инфляция в Евросоюзе в пределах 2-3%. Кружка пива на Александрплац 4 евро, как в Москве, обед в Макдоналдсе – как в Москве. Местные универмаги оригинальностью коллекций увы не блещут, желающие могут сходить в опять же в московскую МЕГУ в магазин С&A и посмотреть ассортимент, получите полное представление о том, что продается в Берлине.
Итак, пройдя этим маршрутом от блокпоста Чарли до зоопарка, я пересек почти весь город, порядком устал, и вот пришло время возвращаться мне на вокзал, чтобы сесть на парижский поезд. Здесь возникли трудности. Пока я гулял по зоопарку, коварные немцы решили репетировать военный парад. Оцепили все что можно, расставили кордоны из крепких деревенских парней, и никого не впускали-выпускали. Решил обходить огородами. Времени оставалось все меньше, пришлось перейти на рысь, потом в галоп, и все это с рюкзаком за плечами, в котором 2 литра воды, смена белья, недочитанная книжка Хэмингуея и множество еще чего-то крайне нужного, но такого тяжелого. Прибежал, успел ровно за 5 минут. Погрузился в поезд на Париж, и в компании еще 5 незнакомых мужчин и женщин (да-да, спальное купе на 6 человек, мальчики и девочки вместе. Как тут не вспомнить добрым словом 4х местные купе РЖД и «мужские» и «женские» билеты в родной стране) отправился на запад, о чем и расскажу подробно в следующей главе.
А напоследок несколько советов отъезжающим с Хауптбанхоф. Это суперсовременный многоэтажный терминал, поезда через который проходят на нескольких уровнях в нескольких направлениях. Самый нижний уровень по-моему – метро, а возможно и электричка, они похожи. Поезд  подается на перрон за 5 минут до отправления. За эти 5 минут все пассажиры должны загрузиться в вагон, проводник проверит билеты позже, уже в вагоне. В немецком расписании указано, из скольких вагонов будет состоять поезд и у какой части платформы какой вагон остановится. Все это необходимо для ускорения посадки-высадки пассажиров. Лучше всю эту информацию узнать заранее, благо немецкие расписания легко читаются и понимаются интуитивно. Расписание на прибытие и отправление - разного цвета, одно белое, другое желтое. На вокзале есть как автоматическая, так и обычная камера хранения, куда можно сдать негабарит (любой человек, таскавший на себе  по чужому городу горные лыжы, поймет насколько это важно) за очень небольшую плату.


Рецензии