Родительский дом

Подводя итоги своей нелёгкой жизни, сделал вывод: «Нет ничего дороже, родней и печальней родительского дома. Я появился на свет в среднем городке голубоглазой Белоруссии, в старом деревянном доме. Это был дом моих дедушки и бабушки, с ними жили их шестеро детей, в том числе и моя мама.

Сразу, после окончания войны, я с мамой и её, поредевшими за время войны, родными вернулись в полуразрушенный родительский дом. Фашисты превратили его в конюшню. В этом доме прошло моё беззаботное, но трудное детство и юность. В этом доме у меня всё было в первый раз: первые похороны моей бабушки, я, шестилетний несмышлёныш, никак не мог понять – куда девалась моя бабушка, а чуть позже были вторые похороны - моего дедушки. В этом доме мама получила похоронку о погибшем муже, моём отце, которого война не дала мне запомнить.

Из этого дома я пошёл в первый класс. Помню себя счастливым, идущим за ручку с мамой и новеньким портфелем, наполненным такими приятными вещами, как пенал с карандашами, тетради и новенькие, пахнущие типографской краской, книжки. Здесь я первый раз полюбил девочку. В этом доме я получил аттестат зрелости и покинул его и маму. Уехал далеко на чужбину в поисках лучшей доли. Скольких слёз стоил мой отъезд маме! Да и сам всю свою жизнь чувствовал себя виноватым перед ней за этот поступок.

Каждое лето я приезжал к маме в родительский дом, сначала на каникулы один, позже в отпуск с женой и дочкой. Больше никуда не хотел ездить отдыхать. Лучшего отдыха, чем у мамы со школьными друзьями на могучей реке Днепр, не представлял. Но однажды не смог приехать к ней, провёл свой отпуск с любимой девушкой на живописной реке моей второй родины. Это был один раз в моей жизни, когда любовь к  женщине в моём сердце, победила любовь к матери. Уж слишком хороша была эта женщина, она замутила мой разум, и я не устоял. А как я расстроил этим поступком маму, она ждала меня целый год, готовилась к моему приезду, хвасталась перед соседками: «Скоро должен приехать мой сын».

Однажды я проговорился, о чём жалел всю свою жизнь, сказал маме, что через два дня уезжаю домой, на что она мне сказала:
- У тебя уже появился другой дом?
- О чём ты, мама? Как съёмный угол, в котором я только ночую, может заменить мне родительский дом?

Потом из командировок за сотни километров от родительского дома вырывался на несколько дней к маме. Как же она была рада моему неожиданному приезду. А как тяжело отпускала меня, со слезами, нанося мне этим жгучую сердечную травму.

Каждый раз, приезжая к маме, бросал свои вещи и спешил на Днепр, окунуть в него, истосковавшееся по родине и детству, тело.

Приезжая весной, копал маме грядки, она не разрешала, жалела меня, не понимала, что для меня это приятная физическая нагрузка. Копать землю, по которой в детстве всё лето бегал босиком в одних трусах – одно удовольствие. С грустью осматривал места моего детства: вот чердак, на котором мы играли в карты на деньги, с которого нас гонял ремнём единственный на весь двор родитель, вернувшийся живым с войны. А мы – пацаны, сыпались с него как горох, не боясь высоты. Вот деревянный забор, на котором каждое лето прокалывал себе пятку, торчащими из него ржавыми гвоздями. Потом долго хромал и лечил нарыв подорожником. А вот, потрескавшийся старенький асфальт тротуара, на котором играли в классики. Туалет в дальнем углу двора, куда я ходил в темноте, преодолевая страх и воспитывая свою волю. Сарай без крыши, в который я прятался, что бы мне ни мешали готовиться к зкзаменам в старших классах. И, наконец, наш двор, где мы играли в разные игры, где мальчики сдёргивали друг с друга единственный элемент одежды – трусы, на виду смущающихся девочек. Прошёлся и по грунтовой улице, где мы играли в пыли в футбол. Часто игра заканчивалась разбитым стеклом в окне, а мы целый день прятались от наказания взрослых на Днепре.

Давно уже умерла моя мама, родительский дом снесли, на его месте образовался пустырь с мусором, обнесённый забором. С тех пор не был на родине. Остались заброшенные могилы дедушки и бабушки. А как там мой Днепр без меня? Река, которую в детстве решил переплыть с ребятами и чудом не утонул. Немало моих друзей и знакомых он поглотил. Но я на него не в обиде, он не виноват, что мы – пацаны, не хотели считаться с его суровым нравом.

Часто, когда не спится, представляю свой родной город. Его парки, улицы – сады, кинотеатры, танцплощадку. Сколько красивых девушек она мне подарила. Где же Вы, мои милые девчонки?

Когда-то мечтал построить свой, большой родительский дом, чтобы хватило места всем моим близким, и не нужно было его покидать. С трудом приобрёл квартиру, в которой выросла моя дочь, теперь она с  семьёй живёт отдельно. Мне бы хотелось, чтобы эту квартиру она считала своим родительским домом.

У каждого из нас был родительский дом, но не все его посещают.

Родительский дом-начало начал,
Ты в жизни моей-надёжный причал.


Рецензии
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.