5. 006. Аббат Бенедикт Бископ

Великие меценаты и филантропы

5.006 Нортумбрийский аристократ Бадукинг, он же аббат Бенедикт Бископ


Раннее Средневековье в Западной Европе (V—IX вв.) — пора всеобщей безграмотности народа, включая элиту и многих священников в приходах. Грамоте (грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, астрономии и музыке) обучались в основном в школах при монастырях, которых в тогдашней Англии насчитывалось не более 200.

Надо ли говорить, насколько важна была роль церковных школ и библиотек в пору острейшей нехватки учителей и учебников. Собственно, учебник был один — Библия, а немногие книги стоили баснословно дорого.

В условиях всеобщего упадка культуры более-менее стройную картину мира могла дать одна лишь церковь, а точнее — монашество; монах — едва ли не самая престижная профессия в ту пору. Монастырская жизнь вообще считалась истинной христианской, высшей дорогой к спасению, а потому духовная карьера считалась достойной для младших сыновей и несчастных дочерей дворян и высшей аристократии.

«Уходя из мира», постригавшиеся принимали обет безбрачия, отказывались от имущества, обретали в монастырях знания и делились ими с учениками и с мирянами. Их всех можно было бы назвать филантропами.

Среди монахов были истинно великие благотворители и меценаты, и об одном из них — аббате Бенедикте Бископе (Benedictus Biscop) — и пойдет речь.

Рассказ о нортумбрийском (англосаксонском) аристократе, посвятившем себя церковной деятельности, лучше начать с кратких сведений об одном из ученейших людей того времени Беде Достопочтенном, насельнике монастырей апостола Петра и апостола Павла в Уэрмуте и Ярроу на северо-востоке Англии, где Бископ был настоятелем.

Благодаря игумену Бенедикту и собранной им уникальной монастырской библиотеке, одной из лучших в Европе, Беда стал «отцом английской истории». Эксклюзивность многих сочинений Беды состоит в том, что он пользовался многими источниками, ныне утерянными.

Этот бенедиктинский монах, теолог и летописец, признанный Учителем церкви, написал после смерти своего патрона множество произведений: «Церковную историю народа англов» в 5 т. — важнейший (а по VII—VIII вв. и единственный) источник истории Англии от походов в Британию Юлия Цезаря (55 и 54 гг. до н.э.) до 731 г., 25 томов комментариев к Священному Писанию и к трудам отцов церкви, жития святых, гимны, трактаты о музыке и ораторском искусстве, сочинения по хронологии и грамматике и т.д. Стараниями Достопочтенного в нашу жизнь вошло исчисление времени от Рождества Христова.

Перу Беды принадлежит также хроника «Жизнь отцов-настоятелей Уэрмута и Ярроу», из которой мы и почерпнем сведения о Бенедикте Бископе, в миру Бадукинге.

Бадукинг, происходивший из благородного рода англосаксов, родился в 628 г. Он «уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не предавался скоротечным удовольствиям». В юности был воином короля Осви Нортумбрийского, от которого получил в дар поместье.

В 653 г. Бадукинг «оставил земные временные богатства, чтобы получить вечные» — покинул отчий дом, родственников и отправился вместе с Уилфридом, будущим епископом Йоркским, в паломничество в Рим. За 30 лет он совершил 5 таких многомесячных поездок.

Всякий раз Бископ, «отличавшийся крайним презрением к земным богатствам», привозил из Вечного города иконы и церковные книги, которые закупал на свои деньги либо получал в дар, частицы мощей апостолов и мучеников.

С такими же ценными приобретениями Бенедикт возвращался из поездок в Вену и другие города Европы. Аббат привез столько всего необходимого для служения в церкви и алтаре, в т.ч. священных сосудов и облачений, предметов украшения и убранства церкви, что привезенного хватило на многие храмы Англии.

Каждая поездка была связана со смертельной опасностью, поскольку Европа кишела разбойниками и то и дело страдала от опустошительных эпидемий.

В своих путешествиях по разным странам Бископ посетил 17 монастырей, в которых скрупулезно перенял монашеские правила и записал их в специальный свод — устав.

После второй поездки Бископ в 666 г. направился в Леринский монастырь (на о. Лерин возле Лазурного берега), принял постриг и имя Бенедикт, дал монашеские обеты и 2 года обучался монашеской жизни.

Несколько раз Бископ совершал задания римского папы. Так, в 669 г. он по поручению папы Виталия сопровождал из Рима в Англию Феодора Тарсийского, назначенного архиепископом Кентерберийским, с его спутниками, который после прибытия в Британию назначил Бенедикта настоятелем монастыря Св. Петра в Кентербери. В этом монастыре Бископ прослужил 2 года.

В 674 г. Бископ вернулся в Нортумбрию, где отчитался перед королем Эгфридом «о проделанной работе». Король, восхищенный добродетельной жизнью и религиозным рвением преподобного Бенедикта, пожаловал земли под строительство монастыря Уэрмут в честь апостола Петра.

Монастырь был построен в романском стиле, для чего аббат съездил в Галлию и привез оттуда мастеров-камнетесов и стекольщиков, обучивших англичан строительным премудростям. Это было первое церковное здание в Англии, построенное в камне с использованием стекла. Впоследствии Бископ неоднократно приглашал из Галлии мастеров и оплачивал их поездки и работу. В монастыре игумен учредил бенедиктинский устав.

В 680 г. Бенедикт получил от папы Агафона грамоту, предоставившую особые привилегии монастырю Уэрмут. В 682 г. он вместе со своим родственником Кеолфритом основал монастырь Ярроу, посвященный апостолу Павлу и назначил Кеолфрита аббатом. В новую обитель Бископ также привез из Рима богатую библиотеку и святыни, а также две шелковые мантии превосходного качества.

Собранная Бископом коллекция манускриптов, мощей и изображений позволила обоим монастырям, насчитывавшим в конце VIII в. 600 образованных монахов, стать центрами христианской науки и искусства в Западной Европе. Как отмечают биографы, «монастыри преподобного Бенедикта подняли Нортумбрию до культурного уровня Италии». Будучи апологетом римского богослужения и григорианского пения, Бенедикт всячески пропагандировал эти правила и специально привез из римского собора апостола Петра регента Иоанна.

В 686 г. настоятеля парализовало, 3 года он был прикован к постели. Перед смертью Бенедикт просил монахов хранить все книги в целости и сохранности и не расточать их по небрежению и «быть особенно осмотрительными в выборе игумена, призывая не придавать большого значения знатному происхождению, обращать внимание на честность жизни и ученость».

Скончался «благословенный» Бископ 12 января (по другим сведениям — 14-го) 690 г. Погребен в церкви апостола Петра в Уэрмуте.

Почитание Бископа началось вскоре после его кончины и быстро распространилось по Англии и Западной Европе. В IX в. монастыри Уэрмут и Ярроу были разрушены датчанами, а мощи святого в 970 г. были перевезены в аббатство Торни в Айл-оф-Или. Считается, что частица его мощей имеется и в Гластонбери.

В 1074 г. обители был восстановлены и вновь стали процветать. В годы Реформации короля Генриха VIII оба монастыря были упразднены. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг, удвоенное преемником Бископа аббатом Кеолфритом, хранится в Британском музее. Часть построек обителей Уэрмут и Ярроу заняты приходскими церквами.


Рецензии
Светлая Память! С Почтением Гевхар Антига.

Гёвхар Антига -Гёвхар Ариф Гызы   08.09.2017 06:59     Заявить о нарушении
Светлая память!
Благодарю Вас, уважаемая Гёвхар Антига!
Радости Вам и благополучия!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   08.09.2017 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.