Диск Золотого Орла ч. 1 гл. 3 Каменный топор

Часть I
В какой стороне приз и как здесь сохраняться?



Глава 3
Под мышкой каменный топор, а в руке копье

Огонь весело потрескивал. На плоском чистом камне возле костра, как на сковородке, поджаривались около десятка маленьких кусочков мяса «мидий». Разбить раковины острым камнем не составляло труда, впрочем, как и кокосовые орехи. Человек сначала съел моллюсков, затем выпил кокосовое молочко. На десерт выгрыз нежную мякоть кокосов. Это был поздний обед из экзотических продуктов, которые ему удалось добыть. Еда показалась даже приятной. Один кокос он оставил на ужин.
- Мало, но наравне с голодными жить можно! - сам себе сказал Святослав. Он подбросил в костер дрова и стал размышлять о том, что делать дальше? Сходить вниз к морю, насобирать еще раковин? Но для этого нужна хотя бы простенькая корзина, в карманах много не унесешь. Да и добираться до речки придется более получаса, даже если учесть, что спуск с утеса займет минут десять, плюс время на собирательство, плюс дорога обратно. Было бы рациональнее потратить это время на более нужные дела. Например, запастись дровами и загородить вход на террасу. А еще очень хотелось сделать копье с каменным наконечником, а также лук и стрелы. Дубинка, конечно, тоже оружие, но больно примитивное. Это только в глупых фильмах-страшилках люди, попадавшие в дикую природу, почему-то всегда начинали бродить с голыми руками, не удосужившись даже взять палку или булыжник. А нормальные люди инстинктивно вооружаются перед лицом неизвестности.

За этими размышлениями Святослав немного рассеянно рассматривал камень, которым он рубил деревце и обтесывал свои приспособления для добычи огня. Это был кремень, довольно острый, и, если его немного обстучать, сколоть лишнее, то получится что-то наподобие каменного топора. Все решено! Он изготовит оружие. Но сначала наберет подходящих заготовок из кремния. Этого природного материала здесь было много, особенно возле каменной стены, которая напоминала руины сказочного замка. Юноша еще раз внимательно посмотрел вверх на скалы. Было бы неплохо заодно поискать проход наверх.
Дел было много, а до захода солнца оставалось меньше чем полдня. Святослав, подбросив побольше дров в костер, пошел к входу на террасу. Идя по живописному уступу, спрятавшемуся в нагромождении скал, он чувствовал себя хозяином этой территории. Это было необычное для юноши ощущение.
Загромоздить узкий вход на этот природный балкон булыжниками и упавшими стволами небольших деревьев было нетрудно. А так как перед входом был крутой спуск, то завал получился непроходимым. Для надежности юноша потряс свое сооружение, вроде все в порядке!
- Хорошая баррикада! – проговорил он сам себе и стал подбирать камни, которые могли годиться для изготовления наконечников. Ссыпав все это возле костра, он взял свой примитивный топор и срубил несколько прямых стволов маленьких деревьев, которые ему показались подходящими для копья и стрел.

Теперь предстояла самая сложная работа. Конечно, в учебнике истории все видели каменные орудия труда первобытных людей. Но как их изготавливать? Святослав наморщил лоб и закрыл глаза. Он не раз бывал в Читинском Краеведческом музее, кстати, это один из лучших музеев во всей Сибири. Там он видел богатую коллекцию каменных орудий. Он любил подолгу стоять возле этой экспозиции и разглядывать их. Потом в одной книжке он читал, как первобытные люди делали орудия труда, причем на изготовление наконечника они тратили всего-то около получаса! Но то были, так сказать, профессионалы. Он же по сравнению с ними был любитель, причем начинающий. Но как говориться - «лиха беда начало», и Святослав, собрав воедино все скудные познания в этой области, принялся за дело.

Сперва юноша взял камень, который было не жалко испортить, и на котором можно было потренироваться в этом первобытном искусстве изготовления древнего оружия. Держа кремень левой рукой, он правой начал наносить неуверенные удары камнем конусовидной формы, которому он придумал название «откалыватель». Честно говоря, получалось плохо. Удары попадали не туда, куда надо, камень крошился, короче, ничего не получалось. Было понятно, что придется испортить много заготовок, прежде чем что-нибудь, отдаленно похожее на то, что надо, получится. Чтобы не испортить тщательно отобранный материал, Святослав еще раз сходил к скалам и набрал побольше камней. И процесс начался.
Сначала он раскалывал камни на пластины. Затем отбирал подходящие и скользящими ударами отбивал по краям камней лишнее. Когда наконечник приобретал листовидную форму с острым концом, он прекращал наносить грубые удары. После этого он брал маленький «откалыватель», и, аккуратно надавливая им, отжимал мелкие кусочки, сглаживая зазубрины и прочие неровности на заготовках. В результате кромки наконечников становились более ровными, острыми и режущими. В археологии этот метод называется «техникой отжимной ретуши». Много заготовок он испортил. Груда испорченных наконечников валялось вокруг него. Однако человек не сдавался. Удары становились более точными, отжимы становились более уверенными. Он интуитивно начал чувствовать, куда нужно наносить удар, чтобы скол прошел по задуманному направлению.

Святослав так увлекся этим делом, что не заметил, как день стал подходить к концу. В результате многочасовой работы он изготовил всего один наконечник для копья и два наконечника для стрел. Маловато. Да и внешне они были слишком грубой формы. Но зато он приобрел некоторые навыки. Тут его взгляд упал на острые осколки раковин. Пусть они ломкие, но в качестве одноразовых легких наконечников для охоты на птиц подойдут. Таким образом, он изготовил еще десяток наконечников. А в конце свой работы он слегка подправил острый кремень, которым до этого обтесывал древесину, сделав из него подобие каменного топора.
Немного отдохнув и подбросив дров в костер, Святослав принялся делать древки копья, стрел и рукоять топора. На это у него ушло немного времени, так как выбранные им палки были подходящих размеров, ровными и прямыми. Конечно, сложнее было с изготовлением стрел, так как нужно было максимально, насколько это возможно, придать им ровную и округлую форму для лучшей динамики полета. Понятно, что с такими грубыми орудиями труда трудно было получить идеальную форму, но стрелять можно было. Имевшийся у него лук для добывания огня он просто более тщательно обтесал и немного просушил возле костра. Усовершенствованный лук он несколько раз согнул, разогнул, взял заготовку стрелы и попробовал выстрелить. Стрела улетела шагов на сорок. Результат не впечатляющий, но Святослав делал, так сказать, оружие ближнего боя, для стрельбы с расстояния пять – десять метров, именно на такое расстояние его подпускали ящерицы и различные птицы.
Теперь нужно было насадить наконечники. Как это делается, честно говоря, юноша не знал. Он интуитивно решил прикрутить их тонкими прочными лианами и смазать смолой. Для этого он сделал затесы на паре сосен, где вскоре появились многочисленные капельки смолы. Но как прикрутить наконечники? Недолго думая, Святослав расщепил древки и в расщепы вставил наконечники, которые обмотал тонкими гибкими лианами, а затем обмазывал смолой. В качестве стабилизаторов, пока нет перьев, приделал длинные жесткие листья молодой пальмы. Получилось неплохо. Довольный своим трудом, он на траве разложил весь свой арсенал.

Итак, у него было крепкое копье, две боевые стрелы с каменными наконечниками, десять охотничьих стрел с осколками раковины, лук, каменный топор, прикрученный крест-накрест лианами к короткому топорищу. Здесь же была увесистая, в то же время изящная дубинка, напоминающая бейсбольную биту. Эту дубинку юноша назвал «боевой палицей». Кроме того, у него остались еще четыре стрелы без наконечников. Он просто обжег им острие на костре, заточил, и даже слегка утяжелил, намотав немного лианы, смазанной смолой. Эти стрелы получили статус «учебных».
И тут встал вопрос, как все это нести. Из различных жестких листьев, прутиков, лиан и коры он кое-как сделал какое-то подобие колчана для стрел и прикрутил к ремню слева, туда же, но справа, подвесил боевую палицу. Лук наискось надел на себя тетивой через грудь. Приспособление для добычи огня он положил в колчан. В руки взял копье и ветку с огнем, а каменный топор зажал под мышкой.
Тут же в его памяти всплыла песенка из далекого детства:
« И в солнечной Италии,
И в пасмурной Гренландии
Носил с собою человек
Все имущество свое:
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке копье».


Рецензии
Да,я тоже сразу подумала о Таинственном острове. Ну, и молодец у Вас Станислав. Так ловко и быстро у него получается! И нервы железные.

Тамара Агафонова   16.02.2015 23:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.