Мышиная возня

PS … Отдыхаю здесь, как говорится, набираюсь сил. Приеду,  начну оформлять дачу в частную собственность, а там, в юстиции,  впечатлений за полгода (если успею, конечно) накопится, говорят, еще больше. Обещаю поделиться.
                Трускавец. Ноябрь 2004 год.

     Так заканчивался рассказ о том, как я платил дорожный налог. Теперь я могу выполнить свое обещание. Во-первых, я был не прав. Оказывается, оформляют не в юстиции, а в БТИ. Во-вторых, за полгода никто там ни за что не оформит. Я долго не решался начать эту длительную и унизительную процедуру. И, наконец, дачная амнистия.  Из объяснения специалиста я понял так: рисуешь схему участка дома, границы его согласовываешь с соседями, прикладываешь договор купли-продажи, документ о выделении земельного участка, относишь в юстицию и конец дела. Оказывается… .
     Теперь все по порядку.
     Сначала я явился к председателю поселкового совета. Мне без проблем обновили договор купли-продажи (прежний  от времени пожелтел) и выдали документ, подтверждающий, что я владелец пятнадцати и семи соток. Теперь, как мне объяснили, остается съездить в БТИ, произвести замер земли, или точнее, межевание,  и замер строений. Это уже дальше от финиша, подумал я, но что поделаешь, надо, так надо. Приезжаю в БТИ. Очередь двигалась медленно, однако, через три часа я уже был на приеме. Углы рта у грузной хозяйки стола были демонстративно опущены вниз. Она не скрывала своего раздражения от посетителей. 
     - Что хотите? – Не отрываясь от бумаг,  буркнула женщина.
     - Хочу оформить дом в деревне.
     - Ну и оформляйте.
     - Сказали, что надо провести межевание земли и замер строений, - неожиданно для себя я сформулировал цель визита. Раньше все никак не мог точно определиться, все забывал слово межевание.
     - Где ваш участок?
     - В Лисицах, то есть,  в деревне Лисицы.
     - Сначала вам надо произвести замер строений, а уж потом заниматься землей. Запишу я вас на октябрь.
     - Погодите, сейчас же май.
     - Другие ждут дольше, раньше – никак. А, кстати, в августе есть заявка в Вашу деревню, вот,  если они согласятся заехать к Вам, считайте, повезло.
     - А если нет?
     - Тогда в октябре. Вы должны будете привезти туда специалистов и отвезти обратно.
     - У меня машины-то нет.
     - Это не мое дело, нанимайте такси. Оплатите в кассу 3200 и ждите.
     Так я и сделал, оплатил и стал ждать.  Двенадцатого августа приехали молодые приятные девушка и парень. Принялись за дело. Измеряли так дотошно, что создавалось впечатление, вроде бы они собираются построить точную копию дома. Замеряли расстояние от косяков двери до углов комнаты, ширину наличников, высоту проема дверей, толщину стен, промежуток между окнами, от окон до углов комнаты, высоту потолка, размеры окон, от углов печки до стен, до углов комнаты и так далее.  В бане та же процедура. Замерили высоту колодца, глубину,  такое же внимание теплице, курятнику, пруду. Не забыли все это привязать к участку. Наконец, дело сделано. Теперь, сообщили мне, технический паспорт будет готов через три месяца. О его готовности мне сообщат дополнительно, после чего надо будет доплатить еще три тысячи, и - конец.  Проект, к моему удивлению, был готов досрочно, в самом конце  октября. Получил. Теперь можно будет подумать и о земле. Я не в том смысле, ни в коем случае, еще не закончил оформление, рановато. Прихожу к специалистам по земельным вопросам, никаких проблем. Надо только заполучить два (я подчеркиваю – два) кадастровых номера в земельном комитете, который находится в здании администрации Калининского района. Для этого надо будет  съездить в поселковый совет и взять разрешение на землю не на одном бланке, а на двух, то есть, на безвозмездную – одна бумага, на аренду – другая. Съездил. Без проблем получил, и в земельный комитет. Оказывается, это не так просто. Запись на прием начинается в три ночи. Пришлось приехать в три. Я уже пятый в списке, тоже неплохо. Начало приема в восемь ноль-ноль.  Чтобы не пропустить очередь, явился к началу приема в восемь ноль-ноль. В двенадцать тридцать я уже сидел за столом у миловидной девушки. Предъявил паспорт, необходимые бумаги, добавил, что мне нужно два кадастровых номера.
     - Одного хватит, - не отрываясь от компьютера, отчеканила девушка.
     - Меня предупреждали, надо два.
     - Они, если надо, сделают А и Б. Так, приходите через сорок пять дней.
     - А через десять дней нельзя?
     - Это по закону через десять дней, а Вы приходите через полтора месяца.
      Хорошо, и на этом спасибо, - ответил я и, вытирая носовым платком пот со лба, вышел.
       Думаю, хорошо я на колесах, а как же быть человеку, у которого нет машины, которому  каждый день надо быть на работе, инвалиду,  который еле передвигается, и вспомнил, как одна высокопоставленная женщина из администрации области с лицом и голосом похожими на бывшую комсомолку-активистку, сообщила, что все вопросы по оформлению документов можно решить в одном окне. Мол, никуда ходить не надо, сдал в это окно и жди ответа, то есть свидетельства о собственности.  И правда, такое окно есть в самом БТИ. Звоню.
      - Пожалуйста, приносите документы, мы сами оформим. Услуга эта стоит двадцать пять тысяч.
      - Долларов? – пошутил я.
      - Нет, рублей.
      - Долго будете оформлять?
      - Приблизительно месяцев восемь. Только учтите, что за межевание, замер строений и так далее – плата отдельная. Всего приблизительно тысяч сорок.
      - Спасибо, подумаю, - ответил я и положил трубку.
      А какие к ней претензии. Так заведено.
      Решил позвонить в риелторскую контору по тому же вопросу. Ответ идентичный, но срок немного меньше – шесть месяцев. Я, конечно, в это особенно не верю. Главное – зацепить, а потом уж, где шесть месяцев, там и восемь, и десять, и двенадцать – сойдет. И так, опять к моей беготне, футболу, как говорят. 
      Полтора месяца прошли незаметно. Прихожу. Очередь, как у мавзолея: одна - сдавать документы,  другая – исправлять ошибки. Отстоял во второй. Она хоть и длиннее, но в ней люди двигались быстрее. Захожу, попал к другому специалисту. После длительных поисков она заявила, что мои документы еще на подходе. Порекомендовала явиться через недельку. Прихожу – не готово. Я – к начальнику, а на двери так и написано: начальник Александр Иванович Илюшкин.
     - Александр Иванович, так, мол,  и так.
     - А от нас ничего не зависит,  все вопросы решаются в кадастровой палате.
     - Так что, мне так и стоять в очередях?
     - Позвоните мне через недельку с восьми тридцати до девяти.
     Прихожу к нему через неделю. Кстати, к нему тоже очередь. Захожу – не готово. Прихожу через неделю, опять к нему. Очереди нет и самого нет. Видно, человек занятой, бывает в кабинете только с восьми тридцати до девяти. Пошел  в другую очередь, отстоял. Получил. Иду в БТИ. Специалист на больничном. Я готов был помочь в быстрейшем выздоровлении, да куда там. Посоветовали явиться через недельку. Явился. Между нами завязались теплые, дружественные отношения. Кстати,  ей очень понравились мои рассказы. Итак, вновь осечка. Надо, все-таки, два кадастровых номера. Я объясняю, что специалисты по земле утверждали, что и одного хватит. Просто надо поделить на А и Б.
     - Хорошо, я сама выясню. Приходите через десять дней.
     Прихожу. Оказывается, она была права. Надо два номера. Снова иду к специалистам по земле. Та же очередь, та же девушка.
     - А Вы утверждали, что одного номера хватит. Теперь что,  опять через полтора месяца?
      - Нет, не через полтора, а два.
      - Вы что, издеваетесь?
      - От нас ничего не зависит, все вопросы к кадастровой палате.
      Прихожу домой. Набираю номер.
      - Кадастровая палата слушает.
      - Почему, мол, так и так,  ведь по закону положено вопрос решать за десять дней, а тут четыре месяца.
      -  Вот Вам телефон, звоните.
      Звоню.
     - Илюшкин слушает.
     - Извините, не туда попал.
     Звоню в Роснедвижимость.
     - Слушаю Вас, - культурно отвечают на другом конце провода.
     Я объяснил ситуацию.
     - По этому вопросу позвоните Илюшкину.
     - Так, я был у него. Он говорит, что ничего не решает.
     - Понимаете, у нас раньше была одна палата, и мы решали эти вопросы за неделю. Сейчас нас разделили на две и теперь вот так. 
     Получается, что на этом Александре Ивановиче, который ничего не решает, свет клином сошелся. У меня, кстати, особенно не испортилось настроение от этой бездонной волокиты, зато уже материал для нового рассказа набрался. И невдомек мне было, что этого хватит только на предисловие.
      Прихожу через два месяца. Очередь. Не готово. Через неделю. Очередь. Готово. Иду к специалисту в БТИ. В отпуске. Через месяц. Я коротко. Все в порядке. Теперь надо провести межевание. Тут долго ждать не пришлось. Учитывая наши дружеские, я бы сказал, отношения, специалист с сыном на своей машине поехали делать межевание. Я бы на своей машине отвез, да зимой у меня машина на приколе. Достали все приспособления, приборы  и стали искать точку, от которой надо делать замеры. Затем, перечислять не буду, дотошно до каждого сантиметра, сделали не менее ста замеров. Теперь надо подготовить документацию. Через месяц готово. Теперь надо отнести все это в ведомство небезызвестного Александра Ивановича на утверждение.  Не утвердил. Оказалось, мой дом расположен не поперек, а наискосок  - посреди дороги. Начинаются уточнения. Через три недели ошибка исправлена. Теперь нужны согласования соседей, которые уже оформили документы и получили свидетельство о собственности. Одного соседа нашли, другого – нет. Приношу копию свидетельства этого соседа – документов нет. Две недели искали в архиве – не нашли. Посоветовали найти этого соседа и заново подписать. А как? Он зимой живет в городе. Пришлось ехать в администрацию поселения. Нашел адрес, нашел соседа, подписал, отнес. Ну, думаю, все – финиш. Оказывается, теперь все это надо отнести опять к Александру Ивановичу. Отнес. Пообещали подписать за две недели. Звоню, не готово. Переезжают в другое помещение. Порекомендовали позвонить через десять дней и уточнить. Звоню. Не готово. Зависли компьютеры. Звоню через неделю. Отвисли. Готово. Забираю. Теперь надо все это сдать туда, откуда только что забрал, а это, оказывается, не так просто. Опять очередь, но я привык. И мне уже кажется, что так и надо. А зачем опять сдавать, нельзя ли их сразу оставить Александру Ивановичу? Нет, отвечают, так положено для оформления кадастрового паспорта. Приходите через две недели. Пришел через месяц. Не было меня в это время в городе – уезжал восстанавливаться. Приезжаю. Получаю кадастровый паспорт. Теперь, вроде бы, все готово. Инспектор  БТИ собрала все документы в одну папку, хлопнула по ней ладонью и изрекла:
      - Все.
      Мне не верилось, казалось,  вот-вот она скажет:
      -  Теперь надо …
      Нет. Оказалось, эту папку надо отнести  в юстицию, уплатить пятьсот рублей,   и не за девять, а всего лишь за месяц они выдадут заветный документ. Иду в юстицию. А там людей, как в вагоне метро в часы пик. Один бывалый посоветовал в субботу. Мол, многие на даче в это время, и может посчастливится. Прихожу утром. И, правда, посчастливилось, сдал документы под самую завязку рабочего дня. Через дней двадцать опять звонок.
      - Эдуард Моисеевич?
      - Да, слушаю Вас.
      - Это с юстиции Вас беспокоят. В Ваших документах недостает решения сельсовета о присвоении номера дому. Если Вы за два дня не успеете принести документ, придется написать заявление с просьбой  отсрочить оформление свидетельства.
       - Да Вы, что? Я сегодня же привезу эту справку.
       Привез. Очередь. Сдал. Вечером опять звонок. Договор купли-продажи не утвержден то ли приказом, то ли постановлением.  И опять. А то придется написать заявление.  Привез и эту бумагу. А ведь это не так просто делается. В сельсовете-то выдают справки без проблем, а туда и обратно – восемьдесят километров. Наконец, документ на руках. Очередь. Сдал. Все.
      А если разобраться, кто придумал эту волокиту?  Трудно представить, сколько людей варятся в этой каше. Спрашивается, зачем и кому все это надо? Ясно, чтобы дополнительно выкачать деньги у людей. Так честнее было бы просто высчитать из зарплаты или пенсии деньги в графе « за волокиту» и все. Зачем мучить людей?  А если уж так надо, один человек должен приехать, сделать замер земли, строений, не обязательно измерять толщину стен, ширину дверей, глубину колодца, пригласить на следующий день или через день заявителя и выдать этот несчастный документ. Не буду врать, в этих конторах люди, и правда,  не сидят без дела, шныряют туда-сюда, все в делах, бумагах, компьютерах, мобильниках, принтерах, ксероксах. Несчастный  Александр Иванович отбивается от посетителей, никому не отказывает, вроде бы, сочувствует. А правда, чем он может помочь, если не в силах? И его-то жаль, не позавидуешь. А что поделаешь, такие порядки, или, точнее, беспорядки.
      Недавно, находясь в Сингапуре, Путин сообщил, что там по телефону можно позвонить и через восемь дней открыть свое дело. А здесь? У моего друга два года ушло на то, чтобы  не только открыть, закрыть предпринимательство не мог. А при постановке  старенькой «Газели» на учет, ему выдали квитанцию на двадцать два рубля за пересчет денег. Это же кошмар. Надо менять структуру и правила и, впрямь, упростить процедуры, тем более, что есть с кого брать пример. Возьмем, хотя бы, такую мощную индустрию, как ритуальные услуги. Там никаких проблем. Как-то пришлось мне помогать в организации похорон жене усопшего друга. Заходим в магазин ритуальных услуг, что рядом с моргом. В дверях нас встретила девушка модельного вида, глядя на которую,  сразу забываешь о смерти.
      - Добрый день, мы рады Вас видеть, - приветствовала она нас с порога – Проходите, присаживайтесь поудобнее. Чем интересуетесь?
      - Надо похоронить друга – ответили мы почти в один голос.
      - Пожалуйста, пройдемте со мной. Вот представлены гробы на любой,  как говорится, вкус и цвет. Я бы Вам этот посоветовала. Приятная расцветка, очень удобный, даже комфортный и сравнительно недорогой. Можно вот этот, этот уж очень хорош, но намного дороже. Кстати, у нас есть бонус на один год. Вы сколько заплатили за перевозку из дома в морг? Две тысячи четыреста? Так вот, если Вы будете обслуживаться у нас, так следующего ближайшего родственника мы отвезем бесплатно. Вы знаете, одной женщине повезло, она за год отвезла шесть близких родственников и ни за одного не платила, все за наш счет. Так, орденов, медалей нет? Тогда подушечки не нужны. Теперь венки. Сколько надо? Вот этот очень удачный, этот неплохой, пожалуйста, выбирайте. Ленточки на венки я сделаю. Отматывает от катушки метр и фломастером лихо пишет: «Любимому мужу от жены» - девяносто рублей, « От детей» - еще девяносто. Теперь покрывало, есть такое, есть такое. Если некому нести гроб с телом покойного, есть спецбригада молодцов. Можно с оркестром. В общем, полный комплект услуг. Создалось впечатление, что при такой организации, при таких мощностях они могут до обеда обслужить полгорода и стать  градообразующим  предприятием.
      Пробовал рассказ сделать покороче.  Нет – не получилось.  И так коротко. А если бы писать все подробно, получилось бы как «Война и мир».


Рецензии