Мораль или свобода? Философия Ф. Ницше

Мораль или свобода? Философия Ф. Ницше

Астахова О.А.

На выходных днях после Нового года я читала философию Ф. Ницше (не очень его уважаю, но всё же). Немецкий философ и очень сложно и непонятно пишет, нарушая логику мышления. Читала я с критикой, рассуждая (наверно, так и нужно читать все книги). Вот некоторые мысли при чтении (я пишу прочитанную мысль философа и отмечаю – когда и как я ее анализировала).
Со многими мыслями Ницше я не согласна. 4.01.2015
Свобода человека – без судьбы как творец. А при влиянии судьбы (рока) – человек как механизм подчиняющийся (по Ф. Ницше). 28.12.2014
Молитва придумана для таких людей, которые, собственно говоря, никогда не имели своих мыслей и которым неведомо возвышенное состояние души. (Это полностью списано у Ницше).
Но подрубать корни страстей значит подрубать корни жизни: практика церкви враждебна жизни. (Это полностью списано у Ницше). +
Отдельный человек создает для себя свой собственный идеал и сообразно ему устанавливает себе свои законы, радости и права… (Понравилась фраза у Ницше).
Ницше считает, что монотеизм (когда Бог один) – это ошибочно, а когда политеизм (много Богов) – это правильно и дает свободу. (Но я не согласна с ним, Бог должен быть один и для всех). 31.12.2014
Ницше утверждает, что Бога нет, и нет законов Природы, но есть просто случайность (я не согласна). 31.12.2014.
Видеть и всё же не верить – первая добродетель познающего; видимость – величайший его искуситель. (Это полностью списано у Ницше). +
В реальной действительности цели нет… (Понравилась фраза у Ницше).
Как-то странно Ницше расшифровывает жизнь – неправильно. (Я не согласна с Ницше в том, что в жизни должно быть только зло). 31.12.2014
Нет, мучений не нужно. (Ницше полагает, терпеть муки – великое дело).
То есть боль предупреждает, что нужно отдохнуть, расслабиться («сбавить обороты» в жизни) (по Ф. Ницше). 2.01.2015
Кто обладает глубиной, тот, зная это, заботится о ясности… (Понравилась фраза у Ницше).
Человек есть всего лишь доверчивое, кроткое животное… (по Ф. Ницше).
Когда живешь один, то говоришь не слишком громко, и пишешь тоже негромко… (по Ф. Ницше).
А когда живешь среди людей, существ, то говоришь и пишешь ярко, дерзко, чтобы они слышали, отметили (это уже мои мысли) 3.01.2015
Люди высокого уровня развития отличаются от людей низкого уровня тем, что они больше видят и слышат, делают это осмысленно… И он способен взглянуть на свое творчество как бы со стороны, в этом творческая сила. Мы создаем целый мир, который будет вечно расти, мир, в котором найдется место оценкам, всему красочному и значительному, перспективам и разным иерархиям, утверждениям и отрицаниям… (по Ф. Ницше). Для этого надо учиться и развиваться, чтобы создать свой мир (это уже мои мысли) 3.01.2015
Таким хочу я видеть мужчину и женщину: его – способным к войне, ее – к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать – не только ногами, но и головой (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Сны бывают либо никакие, либо интересные (по Ф. Ницше). А среднего не бывает между этими крайностями? Бывает! (Это уже мои мысли)  3.01.2015
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину – ко злу. (Это полностью списано у Ницше).
Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком – канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель. (Понравилась фраза у Ницше). Сверхчеловек – это всемогущий человек? Вампир? (Это уже мои мысли).
Мужчина должен воспитываться для войны. Женщина – для отдохновения воина. Все остальное – вздор (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Воля к любви означает готовность к смерти (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Надо учиться любить себя – любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Кто хочет достичь своего собственного рая, тот должен прежде вкусить всех прелестей своего собственного ада (по Ф. Ницше, я не согласна).
Ведь счастье и несчастье – братья-близнецы… (по Ф. Ницше, но я не согласна).
В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть (по Ф. Ницше, но я не согласна – не у всех).
Наша любовь к ближнему – не есть ли это стремление к собственности? (Понравилась фраза у Ницше).
Алчность: потребность обладания, как правило, уменьшается по мере ее удовлетворения. (Это полностью списано у Ницше).
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе… (Это полностью списано у Ницше).
Любви нужно тоже учиться. (Понравилась фраза у Ницше).
Женщина понимает под любовью достаточно ясно: для нее это полная отдача всем телом, всей душой… (Понравилась фраза у Ницше).
Изначальная противопоставленность любви и верности у мужчины, присущей ему от природы: в его любви преобладает желание обладать, а не самопожертвование и самоотдача… (Это полностью списано у Ницше).
Мужчиной сотворен образ женщины, и женщина сотворяется по образу и подобию сему… (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Характер созерцательный, который сродни женскому: это мужчины-матери. У животных прекрасным считается именно мужской пол… (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Достаточно сотворить новые имена, новые характеристики и новые оценки, чтобы дать жизнь новым «вещам». (Это полностью списано у Ницше).
Когда я смотрю на нынешнее время глазами человека какой-нибудь далекой эпохи, я не могу обнаружить в современном человеке ничего достойного, кроме добродетели и болезни, именуемой «историческое чувство». (Понравилась фраза у Ницше).
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду. (Понравилась фраза у Ницше).
Стань тем, кто ты есть. Перестань стыдиться самого себя. (Это полностью списано у Ницше).
Он – мыслитель: это значит, он умеет воспринимать вещи более простыми, чем они есть на самом деле (по Ф. Ницше, я не согласна).
Я не желаю видеть ничего, что противоречит общепринятому представлению о вещах! Разве я создан для того, чтобы открывать новые истины? И старых уже более чем достаточно. (Понравилась фраза у Ницше).
Да, стабилизирующий фактор в социуме – придерживаться старого, прежнего и избегать нового. (Это уже мои мысли) 4.01.2015
Всё в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее (по Ф. Ницше, но я не согласна).
В этой душевной дряхлости растворяются и вера, и разум его, если стремление к истине не становится внутренней, глубочайшей потребностью, насущной необходимостью – тем, что как раз и отличает человека высшего порядка от человека низкого! Нередко мне случалось видеть, как набожные, благочестивые люди ненавидят разум… (Понравилась фраза у Ницше).
Поменьше убеждений, побольше предложений! (Это уже мои мысли) 4.01.2015
У кого есть в жизни «зачем», тот может вынести почти любое «как». (Понравилась фраза у Ницше).
«Пришла мысль» – на одной или двух ногах, – мог часами стоять на улице, не сходя с места. Вот с каким почтением относились раньше к этому «занятию»! (Понравилась фраза у Ницше).
Философия открывает человеку убежище, куда не проникает тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов. (Понравилась фраза у Ницше).
Сознание – именно оно спасет человека и мир, так как осмысливает жизнь. (Это уже мои мысли) 4.01.2015
Способность осознавать себя появилась лишь на последней стадии развития органического мира и оттого самая несовершенная и слабая (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Но велика мощь инстинктов, объединившихся в единый охранительный союз, который выполняет роль своеобразного регулятора (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Пока в организме идет формирование и созревании той или иной функции, она представляет для него большую опасность, которую надо крепко держать в узде… (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Потому уклоняюсь я теперь от счастья моего и предаю себя всем несчастьям – чтобы испытать и познать себя в последний раз (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Неправильно! Инстинкты – это древнее и непредсказуемое, а разум (сознание) – это новое в эволюции, и оно контролирует животные инстинкты. (Это уже мои мысли)  4.01.2015
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное. (Понравилась фраза у Ницше).
Банкир прежде всего вспоминает о «деле», христианин о «грехе», девушка о любви. (Это полностью списано у Ницше).
Ни один победитель не верит в случайность (по Ф. Ницше, я не согласна).
Человек объясняет окружающее, новое тем, что уже известно, открыто, пережито (по Ф. Ницше). Да, но прежнее тоже является истиной, на основе которой можно (и нужно) объяснять новое. (Это уже мои мысли)  4.01.2015
Инстинкт поиска причины возбуждается и обусловливается чувством страха (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Сознательное мышление, присущее, в частности, философам, представляет собою самый бессильный и оттого самый ровный и спокойный вид мышления, и потому именно философа можно легче всего ввести в заблуждение относительно природы познания (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Что такое счастье? Чувство все большей власти, чувство преодоленного противодействия (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство (Понравилась фраза у Ницше).
Везде законы Природы, а не хаос и не беспорядок (мой  ответ Ницше, который говорит, что везде царит хаос и беспорядок) 4.05.2015
Быть может, именно инстинкт страха толкает нас к познанию? (Это полностью списано у Ницше). Нет, стремление к красоте, истине, к хорошей жизни толкает человека к познанию (Это уже мои мысли)  12.01.2015
Слышат только те вопросы, на которые в состоянии найти ответ (по Ф. Ницше, я не согласна).
Мы познаем, чтобы лучше жить (Это уже мои мысли)  4.01.2015
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус… (по Ф. Ницше, я не согласна).
Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности (Это полностью списано у Ницше).
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие – о нападении на своих врагов. (Это полностью списано у Ницше). Да, это добро и зло. (Это уже мои мысли) 
Факты не существуют – есть только интерпретации. (Это полностью списано у Ницше).
Люди обыкновенно замечают вещь лишь тогда, когда знают ее имя. (Это полностью списано у Ницше).
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя. (Понравилась фраза у Ницше).
Книги и рукописи у разных мыслителей выглядят по-разному: один собрал в своей книге свет, который он сумел ловко уловить в лучах озарившей его истины; другой же помещает в книгу только тени, жалкие серо-черные копии тех образов, что возникли в душе вчера, а сегодня уже поблекли. (Понравилась фраза у Ницше).
Да, философы создают миры своими мыслями, в которых можно существовать. (Это уже мои мысли)  5.01.2015
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы? (по Ф. Ницше, но я не согласна).
А само познание: пусть для других оно будет чем-то другим – например, уютным ложем, дарующий покой, или дорогой, ведущей к нему, или занимательной беседой, или праздным удовольствием, - для меня же оно – мир… Жизнь – это средство познания, кто принял это всем сердцем, тот может ничего не бояться, тот может даже весело жить и весело смеяться! (Понравилась фраза у Ницше).
Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью (по Ф. Ницше, я не согласна).
Не солги – это значит попросту: остерегайся говорить правду, господин философ!.. (по Ф. Ницше, но я не согласна).
И у философов – особой разновидности святых – все их ремесло неизбежно ведет к тому, что они считают позволительными лишь некоторые истины, те, что санкционированы обществом… Философы с первого взгляда узнают друг друга по одному признаку: у них не бывает разногласий на счет истин. (Понравилась фраза у Ницше).
Зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающихся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному… (Понравилась фраза у Ницше).
Здесь человек как стадное животное, прикрывающееся моралью (нравственностью). А на самом деле он – свирепый злой низкий зверь. Неужели это так? Отчасти… (Это уже мои мысли)  5.01.2015
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них опаснейшим врагом. (Это полностью списано у Ницше).
Мораль, которая побуждает меня к действию – все время что-то делать, с утра до вечера, целыми днями, а по ночам мечтать только об этом и думать только об одном: нужно сделать это хорошо, так хорошо, как могу сделать только я! (Понравилась фраза у Ницше).
Счастье, которое дарует добродетель, о душевном покое, о справедливости, что станет популярным достоянием толпы, но оно всё растопчет. Тогда это может быть достоянием одиноких душ, их тайным сокровищем, их застенчивостью, то есть мораль станет нечто запретным. (Понравилась фраза у Ницше).
Чего только не навыдумывали эти проповедники морали о внутренней «ущербности» злых людей! Сколь лживы все их россказни о бедах, которые постигают всякого, кто отдается страстям! (Понравилась фраза у Ницше).
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить, - мораль, поскольку милосердие; поскольку она говорит каждому: «Ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное», - что, разумеется, есть ложь.  (Это полностью списано у Ницше).
Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава. (Понравилась фраза у Ницше).
Мораль противоестественная – эта мораль обращена против инстинктов жизни… Где начинается царство Божие, там конец жизни… (Это полностью списано у Ницше).
Значит, влечение важнее социальных норм? Может быть… (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу «морального человека»: как раз по нему и видно, что он «не нуждается» в морали. (Это полностью списано у Ницше).
Образованный человек – он томится от скуки, пресыщенности, он не богат, и это лишило его радости «благословенного труда», забвения в «повседневных хлопотах»… Всё для таких неудачников становится губительным ядом: ум, образование, собственность, одиночество… (по Ф. Ницше, я не согласна). Здесь Ницше говорит, что умные люди никчемны и горды. Нет! Человек должен быть разумным! (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Иной и не ведает, как он богат, покуда не узнает, какие богатые люди все еще обворовывают его. (Это полностью списано у Ницше).
Маска глубокомысленного молчания, общительности, приветливости – идеалистов, самоненавистников, неисправимых честолюбцев. Именно от таких прирожденных врагов духа и происходит тот редкий экземплярчик рода человеческого, который именуется в народе святым или мудрецом и которому воздаются соответствующие почести… Они-то и творят историю умственной силой, всего-навсего прикрытием… Быть может, иногда это делалось из воспитательных соображений – святыми целями воспитания как забота о подрастающем поколении… В большинстве случаев, однако, это прикрытие философов – укрытие от бессилия перед собственной усталостью, старостью, закостенелостью, в предчувствии близкого конца – так поступают звери, которые, чуя приближение смерти, подчиняются мудрому инстинкту и уходят в сторону, затихают в полном одиночестве, забиваются в нору, доживают свои последние дни… Значит, мудрость – убежище философа… от ума? (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Знания, ум – это не бессилие философов, это их сила (сила всего человечества). И действительно, разум направлен на развитие достойного мудрого потомства (но это не прикрытие ума). (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Сколь наивно вообще заявлять: человек должен быть таким-то и таким-то! Действительность раскрывает нашим взорам великолепное изобилие типов, игру изменчивых форм, а моралист глянет на все это и изречет: «Нет! Человек должен быть другим!». Но моралист смешон и тогда, когда адресует свои нравоучения одному отдельному человеку: «Ты должен быть вот таким!» (Понравилась фраза у Ницше).
Мораль, осуждающая сама по себе, а не ради жизни, ее соображений, ее усмотрений, ее отношений, есть заблуждение особенного вида, оно породило несчастье +. (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Ницше отвергает мораль, добродетелей, святых, он говорит, что ему присуща свобода жизни, направленная против морали (нравственности). (Это уже мои мысли)  7.01.2015
При создании морали необходима противоположность морали. Философы и духовенства «улучшали» человечество, лгав… Все средства, с помощью которых пытались сделать человечество более нравственным, были средствами в корне безнравственными (по Ф. Ницше, я не согласна).
Что идет на пользу, то является мерилом ценности для каждого в отдельности. Мораль заставляет отдельного человека быть функцией стада и только в качестве таковой воспринимать себя как нечто значимое. Появится еще немало самых неожиданных моралей. Моральность – это стадный инстинкт в отдельном человеке. (Понравилась фраза у Ницше).
Да, человек создал законы нравственности (морали), чтобы жить «стадом» или общиной (не убивать друг друга, помогать друг другу и т.д.). (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Ницше говорит, что стадное чувство (быть как все) больше поощряют в обществе, чем отдельную индивидуальность, ее свободу. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Да, человек привык жить в обществе вместе с другими (стадный инстинкт) с древности, поэтому одиночество человек переживает с трудом. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Для меня мнение окружающих важно. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
         Смешно!  Глядите! Глядите! Он бежит от людей – но они неотступно следуют за ним, потому что он бежит первым, - вот уж действительно стадо! (Понравилась фраза у Ницше).
Там, где глаза, утратившие былую зоркость, уже не в силах различить злые инстинкты, которые приняли трудноуловимые утонченные формы. Таким образом: чем слабее зрение, тем дальше простирается добро! Отсюда вечная жизнерадостность присущая простым людям и детям! (Понравилась фраза у Ницше).
Нет! Уверенность, удовольствие – не совсем добрые качества, они присутствуют как раз при злых инстинктах, а не при добре (как у Ницше). (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Давайте избегать открытых схваток – ведь они-то и есть, по существу, порицание, наказание и желание исправить. (Это полностью списано у Ницше).
Наверно, это такая особая болезнь разума, которая проявляется в подобных приступах благородства! Благородные менее разумны, у них страсть набить себе брюхо, и страсть к познанию (по Ф. Ницше, но я не согласна).
В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой. (Понравилась фраза у Ницше).
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана. (Понравилась фраза у Ницше).
Ницше ненавидит гордых людей, называя их благородными, и что они навязывают свои глупости. Он неправильно понимает благородство – это обычные негордые добрые люди. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Должно быть, некий дьявол изобрел + мораль, чтобы замучить людей гордостью; а другой дьявол + лишит их однажды ее, чтобы замучить их само-презрением. (Это полностью списано у Ницше).
Стать защитником всякого правила как такового – вот, быть может, та последняя форма, то воплощение утонченного вкуса, которое может явить миру благородство. (Понравилась фраза у Ницше).
Когда морализуют добрые, они вызывают отвращение, когда морализуют злые, они вызывают страх. (Понравилась фраза у Ницше).
Искусство обхождения с людьми: спокойно принимать еду, которую они готовят, и «улучшать» ближнего своего беспрестанным хвалением. (Это полностью списано у Ницше).
Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться. (Понравилась фраза у Ницше).
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно – сотворить себе такое право. (Это полностью списано у Ницше).
Описывается история у Ницше, где святой человек сказал убить младенца, родившегося с отклонением, решив, что так избавит от мучений и родителей, и ребенка. Нет! Святые не убивают. Значит, этот святой не святой. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
«Послушание» и «закон» – это звучит из всех моральных чувств. Но «произвол» и «свобода» могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали. (Понравилась фраза у Ницше).
Сменится не одно поколение, прежде чем будут выработаны некие общие формы вежливого выражения благодарности, и только много позже наступит момент, когда благодарность наконец обретет признаки некоторой одухотворенности и гениальности. (Понравилась фраза у Ницше).
Ницше имеет в виду хранителей традиций, которые чтут их и благодарны их создателям. А новаторы часто неблагодарны им (создателям традиций). (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны – что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя! (Это полностью списано у Ницше).
Сострадание – вот что в первую очередь лежит в основе стремления к поглощению, испытывающему приятное возбуждение при виде слабого… (по Ф. Ницше, но я не согласна).
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен. (Это полностью списано у Ницше).
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть. (Это полностью списано у Ницше).
Не существует здоровья как такового… Здоровье соответствует твоей цели, умственному горизонту, твоим силам, склонностям, заблуждениям, идеалам. Отсюда следует, что существует бесчисленное множество видов телесного здоровья. (Понравилась фраза у Ницше).
Мы устроили себе мир, в котором можем жить, условившись заранее обо всех телах, линиях, поверхностях, причинах и следствиях, о движениях и покое, о форме и содержании… (Понравилась фраза у Ницше).
Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Что такое в конечном счете человеческие истины? Неопровержимые заблуждения человечества. Что ты считаешь высшим проявлением человечности? Не заставлять краснеть других. (Это полностью списано у Ницше).
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить. (Понравилась фраза у Ницше).
В конце Ф. Ницше написал о своем желании «плясать и петь под его дудку»: «Моя волынка уже готова, и я уже прочистил горло – правда, мой голос может показаться хрипловатым, уж не взыщите, мы все-таки в горах! Во всяком случае, то, что вы услышите, будет для вас чем-то новым; даже если вы тут ничего не разберете, если вы не поймете певца – то это пустяки! Таково уж «проклятие певца». Тем отчетливее вы будете слышать его музыку, его мелодию, и тем легче вам будет плясать под его дудку. Вы хотите этого?..» Нет! (ответила я).
В общем, мне понравились оригинальные мысли Ницше, но не совсем я согласна. (Это уже мои мысли)  7.01.2015
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания (по Ф. Ницше, но я не согласна).
Фридрих Ницше родился в Германии 15 октября 1844 года в семье пастора и монархиста. Отец мальчика умрет, едва ему исполнится пять лет. Еще через год Фридрих увидит страшный сон: его любимый отец поднимается из гроба, чтобы забрать с собой младшего брата Иозефа. На следующий день у Иозефа начинается лихорадка, и к вечеру он действительно умрет. Пророческий дар Ницше, впервые проявившийся в шесть лет, угаснет лишь в час его собственной смерти 25 августа 1900 года. Он прожил 56 лет.
В 24 года Ницше уже профессор, достойный представитель филологической науки в Базельском университете, в то время как его сверстники предаются студенческим забавам, пьют пиво на пирушках, устраивают карнавалы. Друзья Ницше в ту пору были 50-60-летние ученые, престарелые и знаменитые. Но, несмотря на этот взлет, было и велико падение – в 35 лет Ницше получил отставку с кафедры филологии с профессорской должности, причем уволили больного, осунувшегося, полуслепого, мучившегося постоянными головными болями. После отставки последующие 10 лет Ницше скитается в полном одиночестве, а потом еще 10 лет находится под уходом сестры и, наконец, смерть вследствие сифилитического поражения мозга. Ф. Ницше представил гениальность, философский талант, но очень яркий и короткий. + Мысли философа я анализировала из его книги «Танец Заратустры» (перевод с немецкого – М. Коренева, Г. Снежинская. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 224 с.). 


Рецензии
Мне тоже непонятен Ницше. Мысли его поверхностны и противоречивы.

Владимир Шарик   21.02.2016 13:56     Заявить о нарушении