обратная сторона луны. про то, что знал только кгб

Александр ТРАВНИКОВ

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
ИЛИ ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ СПЕСЛУЖБ
О ТОМ, ЧЕГО НЕ БЫЛО, И НЕ МОГЛО БЫТЬ.

Учебные группы были маленькими. Обычно три-пять человек. Никогда больше 10. Начинали учиться – бывало в группе и по 7-10 человек. Через пару лет оставалось обычно 3-5. Естественный отбор. И это без учета того, что конкурс при поступлении был 36 человек на место.
Это учебное заведение называлось Высшей Краснознаменной школой КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Готовили в нем разведчиков и контрразведчиков. И те, кто учился в школе назывались слушателями.
Располагалась школа по всей Москве. Но мы, востоковеды, учились в здании на Белорусском вокзале. Вернее, рядом с вокзалом. Народу как известно на вокзале всегда много, и на нас практически никто не обращал внимание.
Ходили мы в форме с черными погонами и эмблемами войск связи. И потому нас путали с технарями. Это было особенно забавно в электричках, когда многочисленные радиолюбители тех советских времен сами собирали радиоприемники, чинили телевизоры, искали источники радиодеталей, и настойчиво пытались получить у нас консультации по техническим вопросам. Но это было бесполезно. Мы учили языки. И огромное количество предметов, не имевших официальных названий, но имевших номера.
Учебные дисциплины так и назвались – учебная дисциплина номер один, два, три, и так далее – до сотни.
Конечно были и другие, общегражданские дисциплины. Примерно такие же, как и в МГИМО, ИСАА при МГУ. Главное – что преподаватели были те же.  Но об этом наверное в другой книге. А в этой книге, истории будут про другое.
Так, как назывались мы слушателями, хотя и в форме и с армейскими погонами, то главное, что мы должны были делать на занятиях, это конечно слушать. И послушать было и что, и кого.
Когда начинались семинары и практические занятия, то вели их обычно преподаватели, которые знали то, о чем рассказывали. И поверьте мне. Многое, про что они рассказывали – так и остается неизвестным до сегодняшнего времени.
Хотите пример? Вот что Вы знаете о борьбе революционеров, большевиков и эсеров с агентурой царской охранки? Да наверное практически ничего. Может быть слышали что про Азефа Евно Фишелевича сына бедного портного-еврея из Гродненской губернии, 1869 года рождения, и умершего в Берлине в 1918 году. А ведь это был знаменитый в свое время агент провокатор, члене партии эсеров, секретный сотрудник Департамента царской полиции. Он был руководитель той самой, боевой организации эсеров, организатором целого ряда громких терактов и еще более громких убийств. Более 30 акций. И несмотря на это, царская охранка платила ему до 1000 рублей в месяц. Его приемник, был еще более знаменитый Борис Савинков.
Но это то, что у всех на устах. Это все то, что лежит на поверхности. То, что можно прочитать в интернете.
Но действительность, как всегда, превосходит все ожидания. И эта действительность заключается в том, что практически все революционные организации засылали в охранку и полицию своих агентов. Одним из которых и был Азеф.  Он работал по заданию ЦК партии эсеров. И вполне эффективно боролся, в том числе и с конкурентами партии эсеров. Революции не делали люди в белых перчатках. Деньги брали от всех. От немцев, от японцев. Грабили банки, отжимали у купцов и промышленников на революцию. И все это было частью революционной борьбы.
И вот приходит в группу на семинар профессор. Звание полковник. Консультант ЦК КПСС. Из парт.архивов не вылазит. Но есть кроме этих архивов еще и архивы царской охранки, куда его тоже пускают. Конец 70-х, начало 80-х. Но именно эти архивы – и есть самая страшная тайна главной партии страны победившего социализма. Кстати, после войны в СССР попали еще и архивы немецкие, австрийские, польские. И все это – тайна за семью печатями.
Царские филеры, да и других стран сотрудники спецслужб и полиции тоже были людьми профессиональными. И вот эти архивы, с папками сообщений из Европы, написанные каллиграфическим почерком, содержали подробную информацию всей революционной жизни и России и Европы. Поминутно описана жизнь, деятельность, даже бытовая мелочовка. В этих архивах есть все и про всех.
Когда началась гласность и перестройка, да и потом, в те времена, когда появились многочисленные публикации, статьи, книги про Владимира Ленина, Льва Троцкого и про всех остальных революционеров, участников событий прошлого, так и ожидалось, что вот-вот, ни сегодня, так завтра откроются архивы, и все узнают правду. А вот нет же. Ничего такого. Все так же и в том же духе. Архивы так и остались закрытыми.
А ведь как бы было интересно почитать подробности? Вы согласны?
И вот представьте себе, что семинар ведет человек, который знает то, что не знает никто больше в этом мире. И нас всего трое в лекционном зале. И тогда начинается рассказ о том, что ни в одном учебнике, ни в одной книге, ни в одной, даже самой закрытой и со страшными грифами секретности диссертации Вы не прочитаете и не узнаете.
Сегодня всех этих людей уже давно нет в живых. Но то, что они рассказали, по тех людей, которых только они знали в лицо, про те материалы архивов, которые прочитали только они, наверное уже можно рассказать. Можно рассказать не выдавая никаких тайн. Все изменилось в мире. И ничего не изменилось в мире спецслужб. Потому, что только они думают, что они все знают, как все было в истории на самом деле.
Может быть так оно и есть? А может быть нет. Может быть это только фантазии автора этой книги.
Но реальность такова, что задайтесь вопросом, кем был бы Стив Джобс с его Эпплом, если бы не АНБ США, их заказы, их деньги, их поддержка? И ответ очевиден. Без помощи и руководства спецслужб он так бы остался неформалом. Но об этом потом.
А сейчас рассказ первый. О том, за что убили Льва Троцкого.


Рассказ первый. За что убили Льва Троцкого.


Рецензии