Сто лет без старости

Тех, кому посчастливилось дожить до 100 лет, я знаю немного. Вот, яркий пример. Георгий Степан (ударение в фамилии падает на «е») родился 13 мая 1914 года. Он стал одним из первых кандидатов наук в НПО «Энергия», является разработчиком рулевой машины. Работал с Борисом Чертоком. Все кандидаты и доктора наук на предприятии прошли через них. С 1948 года Степан является лектором университета им. Баумана. Он водит автомобиль, увлекается садоводством, танцует так, что женщины о таком партнёре могут только мечтать!
Худощавый, седовласый, улыбчивый человек сидел во главе праздничного стола и принимал поздравления со СТОЛЕТИЕМ!
- Спасибо, спасибо, - звучал его весёлый голос.
36475-й знаменательный день жизни Георгия Александровича Степана начался рано. Утром он отправился привычным путём от метро Алексеевская до железнодорожной станции Подлипки в филиал Бауманского института на свой факультет. Там его уже ждали студенты, преподаватели во главе с заместителем декана. Всем не терпелось поздравить юбиляра. Ну, а после в его честь состоялся банкет в РКК «Энергия».
- Два года назад я проходил медкомиссию, - герой дня вспомнил о здоровье, которое было у всех на устах, - а справку для вождения автомобиля получил не сразу. Я говорю: «Чертоку дали, а он на полтора года меня старше». Настоял. А дома дочку предупредил, что до двухсот лет, возможно, не смогу семью на дачу возить, пусть кто-нибудь ещё учится… - Георгий Александрович смеётся. - Не верьте врачам, думайте сами, и организм будет слушаться умного человека!
Залог здоровья
На дачном участке Георгия Степана в Пирогове растут чуть ли ни все сорта яблок, На одном дереве по нескольку. Уже лет 30 он каждую осень заготавливает черенки, а весной раздаёт знакомым для прививки, заодно учит, как делать из яблок и винограда вино. Каждый год у него появляются новые сорта плодов. Степан ведёт учёт, оценивая в баллах каждый и давая ему название. Может, помимо оптимистичного характера, в яблоках и заключается секрет долгожительства Георгия Александровича? Вопрос для геронтологов. Во всяком случае, когда бы на протяжении десятков лет, кто бы ни сталкивался с ним, замечал, что он постоянно ест яблоки.
В студенчестве Георгий был альпинистом, парашютистом, горнолыжником, прошёл на байдарках и пешком по всему СССР, – специально занимался самыми рискованными видами спорта, где нет права на ошибку. Старался воспитать в себе самостоятельность и ответственность. Всю жизнь – он очень энергичен. С долей шутки, можно сказать, что из-за его кипучей энергии и научно производственное объединение, где он много лет работает, назвали «Энергией». При возникновении трудностей, Георгий Александрович спокойно ищет варианты их преодоления. Он упрямый и требовательный, переубедить его нелегко. Но имеет море друзей и океан приятелей, которым в своё время в чём-нибудь помог.
Рулевая машина
- Черток направил меня к Пилюгину, который был его заместителем в институте «Рабе» в Германии, – вспоминает Георгий Александрович, - Пилюгин подвёл меня к немецкому образцу рулевой электрогидравлической машины:
- Разбирайся в схеме.
Я его спрашиваю:
- А разобрать машину можно?
Нет, она в одном экземпляре, - отвечает.
В 1945-46 годах для изучения, так называемого, «оружия возмездия» в Германию в ракетный центр «Пенемюндэ» Фон Брауна были направлены специалисты страны-победительницы. (Этот период интересно описан в 1 томе книги Чертока «Ракеты и люди»). За неделю Степану пришлось освоить немецкий язык.
- Узнал я, что есть подземный завод, а наверху – бывший концлагерь, – вспоминает Георгий Александрович, - вижу штук 15-20 стендов для испытания рулевых машин. Чувствуется массовое производство. И, правда, в конце войны немцы делали по 30 ракет в день. Вдруг слышу:
- А ты что здесь делаешь?
Оглядываюсь, Семён Чижиков – помощник Чертока по хозяйственной части. Отругал он меня за отсутствие разрешения на вход. Вот так было.
В Германии Георгий впервые встретился с Сергеем Королёвым.
- Поскольку я тогда не был ракетчиком, – не может умолчать юбиляр, - Королёв интереса ко мне не проявил. Но со временем Сергей Палыч перевёл меня из НИИ к себе в отдел, дал время на диссертацию. У меня с ним сложились очень уважительные отношения. Он обращался ко мне на «вы», хотя я был младше…
Больша-а-ая биография
Да, 100 лет – это долго. Георгий родился в Курской области. Шестилетним переехал в город учиться. Революции он не помнит, мал был ещё, зато поделился детскими впечатлениями о временах гражданской войны.
- Мой отец и сестра рано умерли, и мать боялась потерять оставшегося родного человека. Но я рос хулиганистым. Участвовал в пацанских кулачных боях, шрамы вот остались. За яблоками лазил в сады, которые мы считали буржуйскими.
У Георгия Александровича хранится справка 1930 года для поступления в техникум о том, что он «никакого имущества не имеет, торговлей не занимается». Есть справка и о том, как его вместе с другими 8-классниками послали в деревню на ликвидацию неграмотности.
- Вот было какое время, - заканчивал каждый эпизод своей истории, связанной с историей страны, «исторический» человек по имени Георгий Степан и продолжал, - после техникума уехал в Москву работать.
Пошёл на завод: был чернорабочим, молотобойцем, кузнецом, слесарем дошёл до пятого разряда. Как самый грамотный ходил на партсобрания вести протоколы, вступил в комсомол. С Семёном Михайловичем Будённым заседал в президиуме завода имени Будённого. В 1935 году поступил в Бауманский и по 41-й год там учился на кафедре систем управления, на которой в дальнейшем много лет преподаёт... Получив диплом, Георгий распределился в Загорск. В войну с заводом эвакуировался в Томск, там исполнял обязанности начальника цеха.
В 64-м, когда при Бауманском институте образовался факультет ракетно-космической техники, он организовал учебную лабораторию «по гироскопической технике, стыковочным и системам терморегулирования, электрогидраврическим приводам», - то есть по тем направлениям, которые использовались и используются на космических кораблях и станциях.
- В 2002 году, - сетует коллега Георгия Александровича Михаил Жарков, - при наведении порядка в работе пенсионеров «Энергии», Степана сократили. Зато преподавательской работе в МГТУ доцент кафедры ИУ-1 факультета РКТ стал уделять ещё большее внимания.
За столом
Вячеслав Кустов - руководитель профильного цеха, который изготавливает рулевые машины, вручил юбиляру медаль и сказал: «С разными числами приходилось делать юбилейные медали, но с таким впервые! Вы, Георгий Александрович, ваши ученики, ученики ваших учеников изобретают единичные в мире вещи. Сотрудники завода воплощают гениальные идеи в жизнь. Вы живёте замечательной жизнью! Здорово, что вы есть, как носитель традиций. Люди гордятся знакомством с вами! Я тоже горжусь тем, что побывал на юбилее такого исторического человека…
Вспомнили, как перед 99-летием Георгий Александрович позвонил Жаркову:
- Миша, мне на кафедре хотят устроить празднование, я так понял, Борис Евсеевич (Черток) не дожил до ста лет, они думают, что, и я не доживу.
- Георгий Александрович, - советует друг, - что в таких случаях говорят? Отвечайте, не дождётесь!
Долгим и интересным, богатым событиями и встречами, как его жизнь, получился 100-летний день рождения Георгия Александровича Степана:
- Выношу глубокую благодарность моему родному отделу, где я всех знаю, за мой очередной день рождения, который прошёл в такой тёплой обстановке. Мне приятно с вами. Я познакомился с выдающимися людьми, не просто редкими, а рождёнными в единственном экземпляре. Благодаря ним, я к себе по-другому стал относиться. Сакральное число своих лет я перевалил, значит, буду жить и работать дальше!


Рецензии
Оксана, очень приятно читать об интересных людях. И это - главное. Потому что их, интересных, не так уж много, хоть и говорят, что каждый человек интересен по-своему. И хорошо, когда интересный человек живёт долго, энергичен, чувствует себя бодрым и здоровым! С ним интересно и работать , и просто общаться.
Я думаю,однако, что долголетие - это подарок судьбы, гены, полученные при рождении, а не заслуга долгожителя. Мой отец прожил до 102 лет, ничего для этого специально не делал. В 95 лет он ушёл на пенсию с должности профессора Харьковского Вуза. А когда на 100- летнем юбилее его хвалили, отвечал: "Вы хвалите меня за то, что я много прожил. Но я не вижу в этом никакой своей заслуги".
Это я пишу для тех, кому покажется, что долголетие можно копировать.
Не волнуйтесь, вы будете, если захотите, интересны всегда, в любом возрасте!
И это во многом зависит от вас самих.
Спасибо, Оксана, за интересный рассказ об интересном человеке.

Галина Карбовская   19.07.2015 17:09     Заявить о нарушении
И Вам большое спасибо за отзыв!

Оксана Прудковская   27.07.2015 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.