Поэма Храм Сердца

Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!Ранее я ознакомил вас с отрывками из
поэмы " Храм Сердца", а сейчас  я познакомлю вас с ней полностью. Я хочу начать
с предисловия: Умом постигает форму, а сердце - суть. Единство сердца и ума
порождает понимание. Итак, я начинаю:

Часть 1. Знатный купец Святолик отправляет своего сына Владимира за едой,
         А сам подымается на высокий холм и молится в тишине и уединении...

Светает.Утро наступает
На золотистые поля
И солнцем ярким освещает:
Деревню, церковь, тополя,
Реку, текущую ко граду,
Куст роз благоуханий саду,
Улыбку старца с бородой
И смех подростка удалой.
Косцы на травы поспешают;
Крестьяне на поля идут;
Купцы на конях скарб везут -
Товар, который покупают
С охотой,- чашки и игрушки
И детям резвым и старушки.

Река привольно обнажает
Водой изрыты берега
И холм забытый возвышает,
Проживший долгие века;
Плакучих ив власы играют,
И лучики сквозь них сверкают,
И ветерок листву колышит,
И мать - земля туманом дышит.
Старец и сын на берегу
Стоят недвижно, словно тени
В день жаркий; чуткий гений
Во взгляде старца на реку
Воспоминанье пробуждает,
И мысль в его глазах блистает.

О чём задумался старик?
Что его сердце так терзает?
Зачем головушкой поник,
Вокруг себя не замечает?
Уже ли, мысли,вы опять
пройти брод речки и шептать
молитву на холме желаете
И чувства пылкие скрываете?
О, мысли! Гимны вам пою
Я языком чистосердечным;
Я словом вас лилею вечным;
Я сердцем ваш огонь люблю,
Как любят солнце стар и млад
И зверь лесной светилу рад!

Итак, достойнейший читатель,
Позвольте мне представить вам
Святолик старца! Созидатель
Он стал к преклонным уж годам;
Имел глаза, как у провидца,
Что так пугают очевидца
Необъяснимой глубиной
И неподкупной чистотой.
Глаза - источник вдохновений
Небесной , пламенной души,
Которая любовь вершит,
Когда направит пылкий гений
Дарить улыбку, доброту,
Вершить заветную мечту.

Высокорослым был Святолик;
Имел прямые волос`ы;
Как православный иль католик -
Лица приятные черты;
В нём честность вы могли увидеть
И чуткость во словах услышать,
Когда советом в трудный час
Он помогал утешить вас.
Он был купцом богатым, знатным
И вместе с сыном в Ямагор -
Родимый город, что у гор
Раскинулся, как воин ратный,-
Спешил вернуться; встретить мать
И ей поклон свой передать;

А перед этими мечтами -
Отправить сына хлеб купить
В деревню; и воспеть словами
Молитвы Богу повторить
В уединеньи,за рекою,
На х`олме, утренней порою,
Когда воздушна и легка
Она ложится на уста.
Как утром песнь Отцу прекрасна!
Как неподвластна для ума!
Как миром полнятся дома,
В коих молитва в день ненастный
Звучит, как трели соловья.
И песней сей пленяюсь я!

Владимир - сына старца звали -
Ушёл наказы выполнять;
А старец, чтоб вы не гадали,
Молитву на холме спевать
Стал голосом неповторимым,
Естественным, сердцу любимым,
Как некогда воспел и я
У говорливого ручья.
И камни дряхлые внимали,
И ветер слушал старика,
И чётко слушалась рука,
Когда уста хваленья слали;
И песня на сердце легла
И в мыслях чистоту несла.

Во продолжительном моленьи,
(У старца пот я замечал)
За речкой, в старом поселеньи,
Вдруг петушок громко вскричал,-
И ангел в этот миг слегка
Чела коснулся старика;
Он тотчас перестал молиться
И речи ясной поразился.
"Просил ты мудрости у Бога,-
Ангел пленительный вещал
И властным словом добавлял:-
И шёл правдивою дорогой!
Отец желанье выполняет
И в сердце мудрость поселяет,

И просит выполнить завет,-
Построить в граде Ямагоре
Храм Сердца; чтобы с малых лет
Любой скиталец жизни - море
Во Храме мог себя забыть;
Помочь другим; и так любить,
Как мать дитя своё спасает
И руки жертвой простирает.
Он будет на холме воздвижен,
Который речка Благодарка
Обходит, словно бы байдарка,
И замедляется у вишен.
Там Божий Дух всегда витает
И милосердье обитает!"

Святолик ангела услышал;
В смятеньи чувств затрепетал;
И грудью прерываясь д`ышал;
И сердцем в небесах летал.
Так перед лаской материнской
В доме холодном, в граде Минске,
Я часто голову склонял,
Благоговел и замирал.
Какая нежность наполняла
Его уставшие глаза!
Воспыхнула в глазах слеза,
Как звёздочка, и угасала.
Он речи высказать не мог,-
Язык немел и стыл ,и сох.

Спустя какое - то мгновенье,-
Когда все чувства улеглись
И ангела прикосновенье
Явилось обликом пред ним,
Когда забытое страданье
И прошлых лет переживанье
Не тяготили старика,
И не дрожала уж рука,-
Он наземь голову склонил,
Пред ангелом ниц простираясь,
Его величьем восторгаясь,
С молитвой на устах застыл.
Так застывают в умиленьи
Перед картиной в восхищеньи.

Когда же ангел разрешил
На ноги стать, с земли подняться,
Он быстро встал и утверждал:
"Я выполню! Дела свершатся!
Что пред лицом Отца Небесным
Все воплотить чистосердечно,
Торжественно клянуся я,-
Да будет так! Бог мне судья!"
О, люди! Как же муж прекрасен,
Который не бросает слово,
А держится его сурово;
Он не поёт нам сладких басен,
Свои он мысли воплощает,-
Поступком слово заключает...
 


Рецензии