Новый год

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)


…Старый Новый год… Вроде бы и не праздник, но в душе отзывается тёплым ощущением радости… Именно в старый Новый год лучше вспоминаются календарные новогодья.

...Самый мой первый Новый год я помню плохо. Запах ёлки, мандаринов, переливы гирлянд, блеск мишуры и яркие блики шариков, много шума, непонятная радостность взрослых… Гости... Это было удивление для меня. Красиво, непонятно, притягательно.

И параллельно – улыбка – праздник всегда праздник, чем бы он ни был…

А дальше все новогодние ночи слились в череду бесконечных застолий – позже, когда появилась видеокамера, такая череда и получилась – только блюда на столе, да одежда менялись… И состав гостей.

Замечательны были подарки. Я всегда любила и люблю подарки, – особенно неожиданные. Подарки помнятся приятным ощущением восторга, они были простыми, и редко когда функциональными… Но даже мандарины в пакетике с новогодней открыткой дарили радость.

Я помню многих Дедов Морозов. Снегурка всегда была вторична… ...Я могла и не обратить на неё внимания…

Первые годы жизни я думала, что Дед Мороз – настоящий, и приходит из леса. Но когда мне было 4 года, подарок мне дарил папа. Завёрнутый в простыню и с лисьей маской на лице. Я, сперва не узнавшая его, растерялась.

Поверила. Рассказывала стих, станцевала что-то... Получила подарок, но не занялась им, как родители рассчитывали.

А – пошла за «ним», и увидела, как папа быстро снимал и маску и простынь. И – всё очарование исчезло…

Кажется, я даже плакала тогда…

Как и любого ребенка, меня вывозили на разные ёлки. И они тоже слились в одну большую, пушистую и красивую живую ёлку. Во всех Дворцах, театрах, цирках – в моём детстве были живые, очень высокие ели. И когда в Кремлевском дворце съездов была – там всегда стояла самая высокая ёлка…

И Деды Морозы – всегда в красных шубах. Это сейчас они в цветных…

В Кремлевском дворце – я успела до Деда Мороза добежать первой, и держалась за его руку в варежке. И на короткие мгновения даже поверила, что это – настоящий Дед Мороз…

А в детдоме у нас Деда Мороза всегда играла наш завуч. Высокая. Статная. Ей очень подходил наряд. Я всегда знала, что это Нелли Васильевна, и подсказывала гостям, которые радостно говорили нам  что вот, Дед Мороз из лесу пришёл специально. А Снегурочкой была медсестра Галя – тогда она была самой худенькой и невысокой из всех женщин коллектива. Один раз я лопнувшим шаром порезала палец, и медсестра-снегурочка замазала мне руку зелёнкой.

Потом долго шутили, что меня Снегурочка вылечила.

Я обычно была в нарядах снежинки, зимы, феи. Мама мастерила мне платья из марли, снежинок, мишуры. Очень не любила долго находиться в  масках – они пахнут и очень ограничивают ощущения, я быстрее уставала, и мне было уже не весело. У меня и фотографий нет, где я выступала бы в маске...

Маленькая – всегда что-то читала или танцевала, чтобы Дед Мороз отдал мой подарок. Даже зная, что это не настоящий Дед Мороз, я делала, что меня просили, ведь подарок получить очень хотелось.

На спектакли ходила или одна, или с двоюродным братом. Родители всегда оставались в фойе...

В этих же фойе, после спектаклей, первым делом тянула родителей туда, где давали подарки… В цирке после спектакля можно было ещё Дедом Морозом поводить хоровод.

Очень нравились разные пластмассовые фигурки, набитые конфетами, печеньками, леденцами. Стандартный набор, но так приятно, что это было всё – мое!

А подарки от родных под ёлочкой – искала с большим удовольствием, игра «холодно-горячо» у нас была любимой… Подарки только говорили, что Дед Мороз принёс. И под ёлку клали не всегда...

Свечи, запах ёлки и мандаринов, снег за окнами. Застолье. Салат оливье, – который я давно не ем… Выстрел пробки шампанского (и пробка, всенепременно летящая в меня…). Пистоны, конфетти, хлопушки с сюрпризами. Торт «Наполеон».

Все эти маленькие, но яркие капельки воспоминаний вызывает всё то же ощущение приближения волшебного мига, как было в детстве…


Январь 2015 г.


Рецензии