Охотник за глубинными разломами
ШЕВЧЕНКО
НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
(15. Х11. 1923 - 5.У. 1998)
Один из организаторов геофизического образования в республике Узбекистан,
зав. кафедрой «Геофизические методы поисков и разведки МПИ» ( 1963 – 1973 гг.)., доцент, к.г.-м.н.
Порою бывает трудно что-то рассказать о том или ином человеке - ибо имеешь возможность видеть его с дальнего расстояния или слышишь о нем повествования от других лиц. А бывает, что ты постоянно соприкасаешься с определенным товарищем, видишь его постоянно в формальной и неформальной обстановке, можешь позволить взглянуть на него с различных точек обзора…
Таким, наверно, для меня был этот человек, с ним порою была связана моя судьба, и от него и вместе с ним зависело многое…в его судьбе и в моих отношениях с другими лицами.
Так получилось, что о нем я знал многое: порою мне поверялись мне некоторые тайны жизни, иногда своими бестактными вопросами вызывал его на «нескромную» откровенность.
В этот раз мне хотелось поведать о человеке, который был до последнего момента моим шефом и мне пришлось потом, как бы от категории самых близких провожать его в последний путь. Причем это случилось не в привычное советское былое, а в тот момент времени, которой можно смело назвать периодом большого экономического провала, вызванных серий е различных обстоятельств.
Говоря о нём можно смело сказать, что это была незаурядная личность - и в то же самое время не до конца реализованная в силу определенных обстоятельств.
Бытует определение, что «мы родом из детства». Детство задает определенный импульс дальнейших действий. Оно как бы настраивает человека на движение по определенной траектории…
Сегодня я хотел бы рассказать о близком лично мне и многим другим – человеке… Кого- кого, а именно его выпускники факультета, не только одной определенной специальности…а многих других на факультете, вспоминают - постоянно и регулярно, а это означает, что в душах многих из них он оставил глубокий- преглубокий след…
Я уже и не помню, когда увидел его в первый раз… особого почтения он, кажется, и не внушил – роста он был невысокого, что-то чуть повыше 160 см…нет скорее даже ниже, где-то 157 см…Одет он был правда, несколько щеголевато, но на фоне такого гиганта как академик Александр Сергеевич Уклонский - он практически не смотрелся…Так себе - «мужичок с ноготок»… Я бы даже сказал бы - «метр с кепкой … в прыжке». Но это было ошибочное мнение - в чем смог убедиться в последующие годы.
В своей поминальной речи (при выносе его тела) я сказал, что студенты очень любили его, а вот другие, главным образом, власть «попридерживающие» его откровенно недолюбливали, а иногда и «больше»… за его полемику и резкость с ними.
Как-то в минуты откровения, он говорил о своем кредо: что никогда не обижает стоящих ниже его на служебной лестнице (лаборантов, учебных мастеров, ассистентов и ст. преподавателей), - с ними он был всегда почтительно вежливым. А «воюет» он преимущественно с людьми, стоящими по рангу выше его - с профессорами, зав. кафедрами, деканами, академиками… Вот им - то он говорил порою нелицеприятные и резкие слова, и тут его нельзя было ничем остановить.
Сегодня у меня как-то не получается должного повествования о своем прямом начальнике…, если хотите ? - «производственном отце»... учителе,….
Возможно, несколько позже, по прошествии некоторого периода, я снова сяду за «ручку с пером», для того чтобы сообщить каждому, кто не знал его, не видал никогда его - «почувствовали» его неугомонный дух, увидели его таким, каким знали его мы, находившиеся рядом. Сегодня мои слова об одном из организаторов геофизического образования в республике Узбекистан - Николае Федоровиче Шевченко.
Чтобы понять и отчасти оценить его, - нужно познакомиться с некоторыми фактами его биографии.
Родился на Украине, поэтому, наверно, его бунтарский («хохляцкий») дух, сродни характеру казаков, населявших «запорожскую сечь» повсюду сопровождал всю его неотъемлемую и сознательную жизнь…
Однако его детство было связано со Средней Азией, где проходила трудовая служба отца – железнодорожника (орденоносец, Почетный железнодорожник СССР): Красноводск, Чарджоу, Мары, Самарканд, Каган… Большую часть своего детства провел в разъездах, и как он сам говорил: « жизнь моя прошла на колесах…».
Среднюю школу окончил в 1941 г. - в год начала Великой Отечественной войны. Едва прозвенел последний школьный звонок, как в жизнь его поколения вошло это грозное слово - « Война!».
И тут же, в самом начале войны, он был определен в летное училище, где готовился стать летчиком-истребителем, однако из-за передачи всех летных средств для обороны Москвы (у них в училище не осталось ни одного, даже самого плохенького самолетика) был переведен приказом в Подольское артиллерийское училище, которое в те грозные дни было расквартировано в уже в Самарканде.
После прохождения ускоренного курса подготовки - в звании младшего лейтенанта был направлен в августе в 1942 г. на Калининский фронт, назначен командиром группы орудий.
Через два месяца упорных и кровопролитных боев был тяжело ранен, О своем ранении он рассказывал примерно так; «…когда немцы начали интенсивный обстрел наших позиций, то залег с товарищами в глубину окопа, но в какой-то момент почувствовал неудобство своего положения, поэтому решил сменить позу - лег в обратном направлении, и надо тому случиться - вражеская мина скользнув по брустверу скатилась в глубь окопа и там взорвалась, сильная струя обожгла ногу…нетрудно представить, что было с ним, если бы там была голова, как еще минуту-вторую назад...
О дальнейшем думать уже не приходилось, под покровом темноты санитар его перенес на своих плечах через всю Волгу (можно представить какой в том месте была великая русская река ?) …в районе г. Клина.
Осматривающий его в госпитале главный хирург сказал ему тогда: « Мальчик…война для тебя окончилась - собирайся домой…». Последствия того ранения давали себя знать всю жизнь, особенно нестерпимыми были боли преимущественно в холодный период. Только среднеазиатская жара действовала несколько успокаивающе.
С октября 1942 г. начались многочисленные перемещения по различным госпиталям, но полностью излечиться он так и не смог, ранение напоминало о себе всю его жизнь ( сильными болями в ноге и существенной хромотой ).
В 1944-45 гг. был военруком в различных мальчишеских школах… а после Войны оказался на Украине, сначала попытался поступить в художественный институт, так как обладал хорошими способностями в рисовании, но затем передумал, почувствовал неустойчивость своего состояния и поступил в Черниговский пед.институт на математическое отделение.
В 1947 году переехал к родителям, которые к тому времени уже остановились и основательно обосновались в Ташкенте.
Попытался устроиться на математическое отделение Среднеазиатского университета. Но его тут же сагитировали пойти на только что открытую в вузе геофизическую специальность, на что он почти сразу согласился и никогда не жалел о своем таком выборе.
В студенческие годы надолго пропадал в полевых партиях и экспедициях, несколько раз работал на Памире. Причем работал длительными месяцами, чтобы заработать на дальнейшую жизнь, а главное: получал удовольствие от такой работы. Возвращался оттуда незадолго до начала сессии - и быстро благодаря небывалой работоспособности и умению творчески и рационально работать успешно сдавал экзамены и зачеты.
Это качество сопровождало его потом всю жизнь, приходилось удивляться, как быстро и за короткий отрезок времени он успевал так много наработать…
Просто у него отработался и появился свой путь усвоения материала и его тщательного запоминания. Благодаря чему он с отличием закончил САГУ (Среднеазиатский государственный университет) и был рекомендован в аспирантуру. В течение нескольких аспирантских лет работая в различных партиях и экспедициях, занимался проблемами радиометрии, в т.ч. и поисками такого важного стратегического сырья, как радиоактивные элементы…был даже сотрудником (временным) в недавно созданной, специализированной «Краснохолмской ГРЭ», входившей в состав Первого Главного управления Спец. комитета ( хотел даже написать Комитета Лаврентия П. Берия)
В 1957 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: « Использование эманационного метода для трассирования глубинных разломов». В вопросах применения эманационного метода он стал большой докой, проводя непосредственно в поле различного рода опыты и эксперименты. Из лучшего эманометра того времени – СГ-11 он «выжал» буквально все соки. Его работы были замечены, и он был приглашен для составления Инструкции по использованию в геопрактике эманационного метода исследований.
Изучение радиоактивных эманаций ( радон, торон, отчасти актинон) и поведение их в природе было предметом его тогдашних постоянных раздумий…
Занимаясь в аспирантуре у такого известного специалиста - радиогеолога как доц. Ю.М.Голубкова - первооткрывателя ряда урановых рудопроявлений и месторождений, он активно участвовал вместе с ней в организации учебного процесса на кафедре Геофизики САГУ.
Надолго запомнилась ему командировка в будущий Самаркандский университет, а тогда еще филиал САГУ. Он должен там прочитать там дисциплину «Геофизические методы разведки», но так случилось, что на месте не кому было вести данную дисциплину и тогда запросили помощи у Ташкента. Он приехал незадолго до сессии - и поэтому ему сразу дали максимальное число часов (а до этого преподаватели филиала – «тянули время», ожидая приезда настоящего преподавателя геофизики ). В течение месяца ( столько времени оставалось до начала экзаменационной сессии) он работал, как «прокаженный» - по три пары в день (36 часов в неделю). На ходу пришлось осваивать темы отчасти малознакомые, в отличие от любимой ему радиометрии (такие, как гравии-, магнито-, электро-, сейсморазведку и каротаж). После того, как он выдержал такое неожиданно свалившиеся на него испытание – для него уже в будущем не было других трудностей.
В 1957 г. по приглашению А.Г.Карелина ( зав. кафедрой в политехе) перешел в СазПИ ( в Университете эту дисциплину вела Ю.М. Голубкова и он не решился составлять конкуренцию своей руководительнице) и с тех пор прошел в «Политехническом» большой и славный путь от ассистента до доцента и зав. кафедрой.
В 1963 году он возглавил кафедру « Геофизические методы поисков и разведки МПИ», где в течение 10 лет руководил большим научным и педагогическим коллективом.
Это были самые звездные годы не только его, но и возглавляемого им коллектива, в те времена число студентов по кафедре достигало 75 человек, создавались заново учебные и научные лаборатории кафедры, которые оснащались новой и более совершенной аппаратурой и оборудованием.
В те годы на кафедре выполнялся большой объем научно-исследовательских работ. Он был руководителем многих больших и уникальных в своем роде разработок:
• Определение физических свойств Чаткало-_Кураминского хребта;
• Определение природы слабых магнитных аномалий в Северном Таджикистане;
• Применение геофизических методов при поисках различных полезных ископаемых ( флюорита, полиметаллов, железа и др.);
• Использование методов подземной гравиразведки на полиметаллических месторождениях и пр.
Одновременно с учебной ( где он был одним из лучших лекторов) и научно-исследовательской работами, он много времени отдавал и общественной работе ( секретарь партбюро ГРФ, член Ученого Совета, отв. за идеологическую работу, руководитель многих комиссий и проверочных групп, зам. председателя общества «Знание» ТашПИ и др.).
Он был известен в вузе и даже за его пределами; многим он запомнился как острый на язык полемист и оппонент многих собраний, заседаний, Ученых советов. Когда требовалось (в «повисшей тишине») он смело выходил и обязательно что-то убедительно говорил. Когда выступающих лиц было более чем достаточно, он скромно отходил в сторону, не мешая развернувшимся дискуссиям и прениям.
В последующие годы, до ухода на пенсию ( в 1996 году), он много занимался учебной (читал такие курсы как «Радиометрия и ядерная геофизика». «Комплексирование геофизических методов исследований», «Подземная геофизика», «Основы научных исследований» и пр. ) и методической работой ( из-под его пера вышло много метод.разработок, научно-методических статей и т.д. ).
Будучи личностью неординарной - он владел множеством талантов: прекрасно рисовал (ведь в свое время хотел стать художником), его лекционные зарисовки на досках были самой « высочайшей пробы» – образцом преподавательского «изобразительного» искусства; в последние годы много писал рассказов и сочинял стихов, которые публиковались в разных печатных органах, начиная от стенных газет до печатных изданий, а его научные и методические работы отличались особой краткостью изложения и точностью формулировок. Рассказчиком он был необыкновенным, знал множество историй, мог часами говорить о том или ином классическом произведении, прочитанной книге, …а их он за свою жизнь прочитал множество, у него была личная большая библиотека, которую он начал создавать после того, как у него появилось постоянное жилье.
Он обладал огромным чувством юмора, всегда мог найти способ над чем-то посмеяться и кого-то даже « поддеть и задеть». Но часто он смеялся при этом больше над самим собой. Бывало, когда студенты опаздывали на его пары (он всегда предпочитал брать самые первые – начальные часы, чтобы не разрывать себе свой рабочий день) он опаздывающим «просительно» говорил: «…вы нас уж извините, что мы без вас тут начали…не дождались…вас».
Множество добрых шуток приходилось слышать и профессорско-преподавательскому составу. Он не раз своими высказываниями веселил многолюдную аудиторию. Причем его шутки были скорее экспромтом, чем домашней заготовкой…
Помнится, как на одном многолюдном профсоюзном собрании поступило предложение избрать президиум. И тут же был первым его выкрик: «предлагаю Президиум из трех, человек и включить в него Корнееву…Вахлушину…Трифонову…», - нужно было видеть и слышать, как весь зал через несколько секунд буквально разразился долгим несмолкаемым хохотом. Причина в том, что это был, точнее была, один человек (секретарь партбюро, женщина). Просто первая фамилия была её - девичьей, а остальные - по первому и второму мужу.
И таких «находок» у него было немало, и звучали они в любой момент: и вначале, и в середине и, особенно звучнее, в конце собрания, когда нужно было «закончить» и расходиться после трудного, порою многочасового совещания.
Со студентами у него практически не было конфликтов, недовольных среди них, как правило, не было. Потому что он, как не странно, - не ставил двойки, даже за откровенно слабые знания, а постоянными вопросами и пояснениями вытягивал студента из «болота незнания».
Нет, все-таки один такой случай был. Так на первых порах его педагогической деятельности, его постоянно «доставал» один дотошный и самоуверенный молодой ловелас, считавший себя поднаторевший в ядерной физике и в вопросах изучения радиоактивности, он мешал, задавая каверзные вопросы, порою «исправлял» допущенные молодым педагогом «ляпсусы». Словом делал все, чтобы вывести преподавателя из равновесия. Чего этого стоило лектору, могут понять только педагоги, прошедшие большой и трудный путь…познания истины.
И вот Н.Ф. дождавшийся, наконец, экзаменационной сессии задал такому неугомонно-строптивому сложный вопрос - после ответа того, сказал: «неправильно»…подозвал самого слабого студента группы, задал тот же вопрос, почти намеренно интонацией, подсказывая тому правильный ответ. После ответа последнего, сказал: «вот видишь! Он знает - ему ставлю пятерку, а ты - придешь в следующий раз…».
Нетрудно предвидеть реакцию самоуверенного юнца на такой выпад против него преподавателя.
Но это был, пожалуй, единичный случай в его богатой на события практики, В основном же отношения с обучаемыми складывались у него превосходно. Потому, что учил он добротно, оставаясь по оценкам студентов (была в вузе такая практика «Преподаватель глазами студента») одним из лучших, если не сказать лучшим по кафедре.
Особым его педагогическим «шиком», я бы сказал даже шедевром, были защиты курсовых проектов. Тут он требовал от своих подопечных многого: предлагал строго обосновывать, а затем и проектировать постановку тех или иных методов исследований, заставлял писать рецензии на работы своих товарищей, оппонировать работы защищающихся, выступать с критикой тех или иных положений выступающих, выставлять обязательно графику, докладывать строго регламенту, не забывая ничего, вовлекать аудиторию в прения, и сам, показывая, как нужно обсуждать представленную работу, т.е. поступать, так как это делается при защите Отчетов или Проектов на НТС реального производства. Защиты были открытые, на них приглашались все: желающие и не желающие ( часто в категорию таких попадал и я, точнее он всегда приглашал меня, желая послушать резкую критику, зная мой далеко «незолотой» характер).
Неплохо разбирался в людях, изучал по книгам и, видимо от сюда понимал психологию личности. Он в свое время дал отрицательную оценку Борис Николаевичу Ельцину, видя действия того на экранах телевизора, сказал что это - авантюрист и, более сильнее, - проходимец, таких до власти нельзя допускать, они еще такого натворят. И это было сказано на фоне буйных славословий и апофеоза всего российского народа в адрес своего нового и любимого поводыря - Б.Н.Е.
Особенно Николая Федоровича покоробил факт, когда Ельцин положил ( по существу бросил) на стол свой партийный билет. Сам же НФ вступил в партию на фронте, и этот документ был для него был более, чем дорог… - как принадлежность к сонгму лучших людей нашего государства - передовому и боевому его отряду. Если хотите знать, к его АВАНГАРДУ.
Его подвижнический труд был удостоен многих наград: боевых орденов и медалей, … трудовых Почетных грамот, Дипломов, Благодарностей…
Причем некоторые из этих наград нашли своего героя, только через 32 года после окончания Войны. В таких случаях говорят : «лучше поздно, чем НИКОГДА…».
Свидетельство о публикации №215011300330
Алексей Попович 2 28.01.2015 09:42 Заявить о нарушении
На совести этих двух категорий «генералов и маршалов» государственной машины ТРАГЕДИИ как маленьких людей ( нас с Вами), так и целых территорий ( в частности , нынешняя кровавя бойня на юго-востоке Украины)…
Держава ( под гордым названием СССР) существовала и развивалась благодаря таким простым людям, как и герой моего повествования. И наша обязанность перед будущими поколениями оставить в Истории и их имена ( не только царей и Героев) …не дав им исчезнуть навечно без «следа и следствия» из памяти народа.
С теплыми чувствами
Анатолий Антонец 30.01.2015 04:54 Заявить о нарушении