5. 007 Трубадуры и милости Прекрасных дам

Великие меценаты и филантропы


5.007 Трубадуры и милости Прекрасных дам, или Альенора де Пуату Аквитанская и Мария Шампанская, мать и дочь


Если выстроить «в ранжир» меценатов Франции, будет весьма неровный ряд.

Отдавая должное Генриху Орлеанскому (герцогу Омальскому), Н. Фламелю и пр., все же их трудно поставить рядом с маркизой де Помпадур. В связи с этим можно было бы умолчать и о венценосных покровительницах средневековых французских поэтов — королеве Франции и Англии Альеноре де Пуату Аквитанской (Ali;nor d'Aquitaine, 1121—1204) и ее дочери графине Марии Шампанской (Marie de Champagne, 1145—1198).

Можно было бы — если бы они осыпали милостями липучих сладкоголосых виршеплетов, коих при каждом дворе несть числа. Но эти Прекрасные дамы (так называли их все) благотворили великим стихотворцам — трубадурам (поэтам Прованса, юга Франции) и труверам (поэтам севера страны), чьи песни-кансоны и стихотворные рыцарские романы оставили след не только в истории французской, но и мировой литературы.

Поскольку мать и дочь часто патронировали одним и тем же поэтам, в очерке речь пойдет не о каждой благотворительнице в отдельности, а о семейной традиции.

С легкой руки прекрасных дам и таких же поэтов Европа восприняла новую концепцию возвышенной (галантной) любви — куртуазию, или куртуазность, а также высших идеалов рыцарства (высокую нравственность, религиозность, благородство, самоотвержение, мужество).

Заметим, что явленные дамской милостью и поэтическим воображением образцы поведения рыцарей и влюбленных оказали на культуру Европы ни с чем не сравнимое влияние и ощущались даже спустя несколько столетий.

Взять, например, роман «Дон Кихот» М. Сервантеса, герой которого, хоть и проклял все рыцарские романы, явил миру образец подлинного рыцарства. Или российского императора Павла I, с юных лет плененного идеей рыцарства, идеей чести и славы, избранного за два года до смерти великим магистром Мальтийского ордена.

Но от рыцарей перейдем к дамам.

Альенора Аквитанская родилась в 1121 г. Переняв от деда, герцога Гильема IX Трубадура («первого трубадура») и отца — герцога Гильема X Святого и матери — Аэноры добрую семейную традицию покровительства искусству и литературе, Альеонора привила ее и своим детям.

Природа, воспитатели и домашние учителя создали из Альеоноры чрезвычайно яркую женщину («первую красавицу Европы», «золотую орлицу», «королеву куртуазии» и т.п.), блиставшую не только драгоценностями, но и умом и окруженную поклонниками даже на склоне лет.

В 16 лет Альенора после смерти родных получила во владение два герцогства (Аквитанию и Гасконь), несколько графств, виконтств и вышла замуж за дальнего родственника — Людовика VII Молодого, провозглашенного вскоре королем Франции. От Людовика у нее родились две дочери. Мария (Шампанская) появилась на свет в 1145 г.

Семейная жизнь в первом браке у французской королевы не заладилась. После развода с Людовиком VII в 1152 г., Альеонора вернула свои земли и тут же вышла замуж вторично за графа Анжуйского Генриха Плантагенета, ставшего через 2 года королем Англии Генрихом II. От Генриха у нее родились 5 сыновей и 3 дочери, самым знаменитым из которых стал Ричард I (IV) Львиное Сердце, король Англии. У Альеоноры каждый второй ребенок занял трон: из 10 детей — 3 короля и 2 королевы.

Получив поддержку от супруга, имевшего склонность к поэзии, Альенора в память о короле Артуре в 1154 г. основала в корнуоллском замке Тинтагел «Круглый стол», патронировала первоклассным поэтам той поры — Р. Васу, Б. де Сент-Мору, Тома Английскому, Вальтеру Шатильонскому (Готье из Лилля), Б. де Вентадорну и др.

Вас, нормандский поэт, учитель-клирик при дворе Генриха II прославился своим стихотворным романом «Брут», написанным по заказу Альеоноры, в котором предложил идею «Круглого стола», ставшего основой для всех будущих рыцарских романов.

Сент-Мор, придворный поэт и историограф Генриха II, создал великолепный «Роман о Трое», посвященный Альеоноре.

Тома посвятил королеве Англии знаменитого «Тристана».

Ученый-преподаватель Шатильонский известен как классик вагантской (странствующих клириков) поэзии.

От Вентадорна остались 4 десятка кансон (песен) — шедевров любовной лирики.

Альеоноре было грех жаловаться на скуку жизни. Монаршие заботы на громадной территории Англии и Западной Франции, материнские о 10 весьма непростых детях (8 из них она похоронила), нескончаемые интриги, войны, дипломатия... В 25 лет Альеоноре довелось участвовать в Крестовом походе первого супруга, а в 81 год после смерти второго супруга пришлось организовывать оборону замка; в промежутке не раз рисковать жизнью, сидеть в тюрьме, прятаться в монастыре, вырываться из рук похитителей, страстно желавших жениться на ней…

Удивительно, что именно в этих условиях зародилась и расцвела пышным цветом куртуазия. Это была не дамская блажь, а вполне реальная жизнь, которой жила королева и ее двор. Во всяком случае, все подданные стремились так жить — кто-то искренне, кто-то на показ. «Жизнь, состоящая из ухаживаний, бесед, чтения, пения и музыки позднее послужила основой для кодекса куртуазной любви и поведения многих поколений». (http://www.monsalvat.globalfolio.net/).

Умерла Альеонора 31 марта 1204 г. в замке Мирабо предположительно от инфаркта.

Дети Альеноры Аквитанской продолжили традицию покровительства певцам любви. Особенно прославился куртуазными нравами двор ее дочери графини Марии Шампанской в Труа. Любимая дочь матери вышла замуж в 1164 г. за Генриха I Щедрого и стала графиней Бри и Шампани, очень богатой благодаря шампанским ярмаркам.

В 36 лет Мария осталась вдовой с четырьмя детьми, однако горю особо не предавалась, жила свободно. Не считая супружескую измену смертельным грехом, боролась вместе с матерью за равноправие полов, теоретизировала в вопросах куртуазии, семь раз устраивала в Труа суды любви, как известно, не выносившие смертных приговоров, а выслушивавшие поэтов и обсуждавшие поведение влюбленных и супругов.

Графиня заказала придворному капеллану Андреасу книгу «Об искусстве пристойной любви», ставшую идеологической платформой галантной любви и рыцарства, а бывшему клирику Кретьену де Труа, начавшему блистать еще при дворе Альеоноры и самой Марии посвятившему свой роман «Клижес», в котором были сформулированы основные положения кодекса рыцаря «без страха и упрека», заказала новый роман на животрепещущую тему — «показать, что должен чувствовать и как должен себя вести «идеальный» влюбленный, являя миру истинную куртуазию».

В 1168 г. Мария, а вместе с нею и весь мир получили истинный шедевр Кретьена — «Ланселота, или Рыцаря телеги». Сей гений куртуазной литературы под покровом своих благодетельниц создал еще три стихотворных романа — «Эрек и Энида», «Ивэйн, или Рыцарь льва» и «Персеваль, или Повесть о Граале».

P.S. Вынесем за скобки божественного К. де Труа и зададимся вопросом — так ли уж значительны упомянутые нами поэты, которым покровительствовали героини нашего очерка? Специалисты иногда называют их «современными». Судите сами — вот 3 строфы из неувядаемого «Обличения Рима» В. Шатильонского:


Кто у них в судилище
защищает дело,
тот одну лишь истину
пусть запомнит смело:
хочешь дело выиграть –
выложи монету:
нету справедливости,
коли денег нету.

Есть у римлян правило,
всем оно известно:
бедного просителя
просьба неуместна.
Лишь истцу дающему
в свой черед дается –
как тобой посеяно,
так же и пожнется.

Лишь подарком вскроется
путь твоим прошеньям.
Если хочешь действовать –
действуй подношеньем.
В этом — наступление,
в этом — оборона:
деньги ведь речистее
даже Цицерона.


Что же касается куртуазной лирики, пожалуйста — Б. де Вентадорн:


Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны —
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.


Рецензии
Виорэль, добрый вечер. Спасибо Вам огромное: не перестаю удивляться Вашей эрудиции, широтой интересов. Где черпаете силы, чтобы осветить огромный об’ем работы? Дай Бог Вам здоровья и благополучия. С уважением и признательностью,

Людмила Алексеева 3   03.09.2019 18:02     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила!
Спасибо большое.
ВСех благ Вам!
С теплом,

Виорэль Ломов   04.09.2019 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.