Чурочка - березовая дочурочка

На самой окраине деревни Ягодки, на берегу реки Донки жил-был красавец Понкрат со своей женой Авдотьей и дочкой Катенькой. Понкрат был хороший плотник и удачливый рыбак, с рыбалки он ни когда не возвращался без улова. В небольшом его домике, жили никому не показываясь два старичка домовичка, которые незаметно помогали ему в делах. На ранней зорьке Панкрат рыбачил на речке, а днем плотничал. Сам кормился своим трудом и семью кормил.
Любил и жалел лес Понкрат, ни когда не губил зеленые деревья, для работы и для дров рубил сухостой, уже отжившие деревья. Пошел он однажды вырубить сухую сосенку для своего плотницкого дела, зашел в лес и увидел, как два не знакомых мужика срубив две молоденькие березки, замахиваются топорами на следующую. Подбежал Понкрат к ним, выхватил у одного топор, подскочив к другому отвел его руку с топором от березки «Что же это вы мужики губите такую красоту, много лет нужно семенам березы расти, чтобы такие деревца выросли, а вы одним взмахом топора лишаете их жизни, вон сколько сухостоя и валежника в лесу, берите сколько вам нужно для вашего хозяйства» - с гневом сказал Понкрат. «И правда, а мы об этом не подумали» - сказали мужики и взяв топоры пошли в чащу леса, где было много сухостоя.
Понкрат остался стоять возле березок, горюя о срубленных, говоря:- «Погибли вы, жалко мне вас, много пройдет времени пока на вашем месте вырастут другие березки». Вдруг одна из спасенных Понкратом березка заговорила:- «Никогда Понкрат мы с подружкой не забудем, как ты жалеешь зеленые деревья. Ты нас спас от гибели и мы когда нибудь тебе пригодимся. Придя домой, поставь в комнате сухую березовую чурку, а на нее поставь горшок с комнатным цветком. Пусть всегда в твоей комнате стоит цветок на чурке, сгниет чурка, замени на другую, отцветет цветок – сажай другой. В самый трудный жизненный час, глядя на чурку, скажи:- «Чурочка, чурочка позови ко мне березовую дочурочку,- и помощь к тебе придет немедленно. Повтори мои слова Понкрат». Он повторил. «Запомни их, они тебе когда нибудь пригодятся» - сказала березка и замолчала.
Пришел Понкрат домой и сделал так, как сказала березка. Поставил в комнате сухую березовую чурку, а на неё горшок с комнатным цветком. Несколько раз за свою жизнь менял Понкрат чурки и сажал новые цветы. Шли годы, жизнь текла своим чередом. Старели Понкрат с Авдотьей. Катерина жила далеко от них, имела свою семью и у нее были уже внуки.
Когда ушла из жизни Авдотья, долго горевал Понкрат. Стар он стал и давно не плотничал, но на рыбалку еще ходил и в огороде помаленьку копался. Постарел его домик, стал старой лачугой, но старички домовички не покидали ее и тайком от Понкрата то пол подметут, то во дворе порядок наведут. Понкрат глядя на порядок в лачуге и во дворе, всегда говорил сам себе:- «Надо же, вот навел я порядок, а когда не помню. Забывчив стал я от старости».
Однажды Понкрат сильно захворал. Слег старичок в постель. Лежит, горькую думу думает. Совсем собрался он умирать, и вот в полночь, когда он мучился от боли в спине и не спал, его кто-то позвал:- «Понкрат, Понкрат». В комнате от света луны было светло, как днем. «Кто меня зовет?» - спросил Понкрат. «Это я, комнатный цветок» - услышал он. Поглядел Понкрат на цветок, который стоял на сухой чурке и увидел, что он весь в цвету, Понкрат не заметил когда тот расцвел.
Видит Понкрат, а одна веточка с расцветшим цветком качается и из цветка слышится голос «Понкрат зачем ты собираешься умирать?». «Так мне одному не выжить, слаб я очень, даже с постели не могу встать» - ответил Понкрат. «Ты разве забыл, что с тобой произошло в лесу, когда ты был молодым и что тебе сказала березка, которую ты спас от гибели» - спросил Понкрата цветок. «Что я разговаривал с березкой помню, а вот слова какие нужно сказать в трудную для меня минуту, я забыл» - ответил Понкрат. «Я тебе напомню их, так как они мне известны от старого ворона, а он их слышал, когда их тебе говорила березка» - сказал цветок – «Говори глядя на чурку: - «Чурочка, чурочка, позови ко мне березовую дочурочку. Что будет дальше, сам увидишь».
Старичок слабым, дрожащим голосом, глядя на чурку сказал:- Чурочка, чурочка позови ко мне березовую дочурочку». Только Понкрат произнес эти слова, глядит, а у чурки открывается дверца и оттуда выходит маленькая, красивенькая, молоденькая девчушка. На ней одета беленькая кофточка и розовые сарафанчик, башмачки и платочек. Из-под платочка видна русая коса до пояса. Низко поклонилась она старичку и сказала «Здравствуй дедушка, меня звать Енюшка. Я дочка одной из берез, того леса, где ты когда-то от гибели спас двух молодых березок. Вот березы меня к тебе и послали, чтобы я тебя никогда не покидала, заботилась о тебе.
Вздохнул Понкрат облегченно и сказал:- «Спасибо березам и тебе милая». Боль в спине у него утихла и он заснул. Утром проснулся Понкрат, в лачуге чистота, еда наварена. Подходит к нему молоденькая девчушка, не высокая но и не такая маленькая, какой была она ночью. Подала ему кружку с травяным отваром  и сказала «Приподнимись дедушка, я тебя травкой попою от хвори. Покормлю тебя свежей ушицей, рыбку то я умею ловить. Раненько сбегала я на Донку, да и наловила рыбки на ушицу». Охая приподнялся на подушках Понкрат, Енюшка его отваром напоила, да ушицей накормила. Лежит в кровати Понкрат и чувствует, что ему полегчало. Каждый день поила травами Енюшка Понкрата, кормила свежей пищей, натирала его тело целебными мазями.
Поднялся Понкрат на ноги, а Енюшка осталась у него жить. Людям Понкрат сказал, что к нему приехала одна из его внучек, те и поверили. Ночью, когда Понкрат засыпал, Енюшка становилась опять маленькой, часто она беседовала со старичками домовичками, а иногда чрез дверку в березовой чурке уходила в лес, повидаться с подружками березками. На ранней зорьке возвращалась Енюшка в лачугу Понкрата.
Дожил до конца дней своих Понкрат в спокойствии, благодаря заботам Енюшки. Когда ушел из жизни Понкрат, похоронили его всем селом. Ушла Енюшка из его лачуги к себе в лес и превратилась в молоденькую березку.Староста деревни Ягодки, забрав себе цветущий комнатный цветок, заколотил досками окна и двери лачуги деда Понкрата. Остались в ней два старичка домовичка. Вспоминали они жизнь Понкрата и один старичок домовичок сказал другому «Добрый след оставил на земле Понкрат, вернулось к нему его доброе дело через много лет добром». «Так и бывает – и злые и добрые дела возвращаются обязательно к людям, зло возвращается злом, а добро – добром» - ответил другой старичок домовичок.

*


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.