Анненский - крестный отец

АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1855, Омск - 1909, Царское  Село, Петербург), один из величайших поэтов серебряного века.

У него не чувство рождает мысль,.. а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством… Его стихи мучат, они наносять душе неисцелимые раны…
______________________
Когда поэзия завоевала право быть живой и развиваться, искатели новых путей на своем знамени должны написать имя Анненского, как нашего «завтра».
                Н. Гумилев
 
21 мая 1940. Я пришла один раз к Коле Гумилеву. Он кончал срочную корректуру. “Посмотрите пока эту книгу”, - сказал он мне и подал только что вышедшую книгу Анненского. И я сразу перестала видеть и слышать, я не могла оторваться, я повторяла эти стихи днем и ночью... Они открыли мне новую гармонию.
_______________________
30 июня 1940. Анненский нашелся. Анна Андреевна села на диван и надела очки.
- Вот сейчас вы увидите, какой это поэт. Удивительно, что вы его не знаете. Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский.
                Л.Чуковская. Записки об Ахматовой

УЧИТЕЛЬ
Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал - всю эту одурь выпил,
И славы ждал... Он славы не дождался, -
Он был предвестьем, предзнаменованьем
Всего, что с нами после совершилось,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся...
                1945, Анна Ахматова

На старшей сестре Ахматовой Инне Андреевне Горенко (1883-1905) был женат брат невестки Анненского С.В. фон Штейн. По семейному преданию, когда Анненскому сказали об этой свадьбе, он ответил: “Я бы женился на младшей.”
                Комментарии к соч. Ахматовой  Том1

Анненский до сих пор не дошел до русского читателя и известен лишь по вульгаризации его методов Ахматовой. Это один из самых настоящих подлинников русской поэзии.
Мне кажется, когда европейцы его узнают, смиренно воспитав свои поколения на изучении русского языка, ... они испугаются дерзости этого царственного хищника, похитившего у них голубку Эвридику для русских снегов...
                О. Мандельштам

Анненский опередил и свою школу и своих современников, и даже, если хотите, самого себя - и в этом скрыта его удивительная жизненность и до сих пор полное его непризнание.
                Н. Н. Пунин
* * *
Сермяжная правда от красных инквизиторов: «Основные мотивы творчества Анненского, резко антиобщественного писателя, - культ красоты, страдание и смерть…» МСЭ,1930


Рецензии