Тайны деревенских названий

Посвящается моим друзбям детства и памяти жителей деревни Ново-Кытманово Кытмановского района Алтайского края.


Деревня Новокытманово расположена в живописных местах. Складывание социального облика населённого пункта происходило в контексте отечественной истории. Начало этому процессу положил Фёдор Атаманов, переселившийся из-под Томска ещё до 1780 года. Деревня приняла переселенцев многих российских губерний. Казань, Тамбов, Тобольск, Дон, Украина, Пермь, Вятка, Белоруссия, Мордовия, Нерчинск, Кузнецк, Томск – отсюда вышли будущие новокытмановцы. В результате сложилась уникальная ситуация, когда объединение ремесленных навыков, житейских и культурных традиций способствовало складыванию своеобразия в обустройстве, выработке моральных и нравственных устоев, что позволило деревне стать одной из многочисленных и богатых в Верхне-Чумышской волости до революции 1917года.
Переселяясь из разных мест, люди привезли с собой слова, которыми нарекут потом местные окрестности. И всё-таки большинство топонимов местного происхождения родились здесь и живы до сих пор. Память цепко удерживает эти названия. И я назову их.
«Поварнишная» - здесь во время посевной или уборки находился полевой стан, где готовилась пища для механизаторов и других колхозников, участвующих в полевых работах.
«Топки» прославились тем, что по длинной и широкой пойме ручья Топкий на десятки километров протянулись густые заросли ивняка и талины – чащи, как говорили в деревне. Ещё в 50-е годы XVIII века через Топки проходила дорога от Барнаульского завода к Кузнецку. Пойма довольно широкая и везде труднопроходима. В месте перехода длинна гати достигала 165 м. В 20-е годы прошлого века сюда из деревни выслали несколько семей для освоения ими территории. Но они убежали оттуда.
Вокруг Ново-Кытманово имелось множество опасных мест, которые были труднопреодолимы из-за топей, трясин, бучила и никогда не просыхающей грязи. Это Малая речка, Первая Согра, Вторая Согра, Грязнушка, Горёвка.
В «Широком логу» был хороший травостой. Там, собственно, и лога не было никакого, так, впадинка небольшая, но  кто-то назвал  и пошло. Здесь же располагался кульстан – место, где участники местной художественной самодеятельности во время весенне, осенне – полевых работ давали представления комбайнёрам и трактористам.
.Много было логов с названиями. Село само расположено в логу – по его увалам, а по середине лога речка протекает. Вокруг  было множество логов: Маслехин, Барашкин, Путин, Гнетнев, Яр, Крутой яр, Заяром.
Были у нас представлены названия, связанные с лесом: Первыё лесок, Лес за Дегтярёвыми, Лес за Бригадой, Лес за складами, Лес за Свинарником, Зорниковский лес и Лес на Прасоловой мельнице.
Места, связанные с производственной деятельностью колхоза тоже имели сои названия: Свинарник, Курятник, Мехток, Склады, Риги, Летний лагерь, Мехотряд в первом леске, Мехотряд за яром, Крыши, Где свёклу сеяли, Пасека, Бакина пасека, Прасолова мельница, Кузина Мельница, Старая ферма, Комунна «Большевик», Моховое, Поскотина, Боровая дорога.
И всё же есть два названия, которые определили суть поселения. Это название самой деревни и речки, на которой она расположена. Сегодня уже не может быть сомнений, что Кытманово это трансформированное слово из «кыштыма» - племени телеутов, являющихся данниками джунгарского хана. Проживали они на территории нынешнего Кытмановского района, а дань платили конями, которые нужны были хану для войска. Речка Тараба, на которой расположена деревня течёт на восток. А все реки, текущие на восток у тюрок назывались «чёрными». И речка наша не Тараба, а вероятнее всего Караба ибо «Кара» - это чёрный, «ба» - вода. Через Порошино течёт речка Хараба, кто и когда стал называть эти речушки, текущие в одном направлении и, впадающие в одном месте в Чумыш, таким образом, сегодня уже не узнать. Но прижилось – Тараба и Хараба. Они как сёстры-двойняшки берут своё начало из–за деревни Филатово, но разделённые возвышенностью,  только через 40 км. встречаются при впадении в Чумыш.
Когда мы, бывшие жители деревни Ново-Кытманово, встречаемся, то говорим, применяя названия, рождённые когда-то при наших предках.


Рецензии