Птичья солидарность. Рассказ о пернатых

Зима этого года по своим причудам побила все мыслимые и немыслимые рекорды.
Вначале не было снега и мороза, потом, буквально за две недели, погода менялась так часто, что удивила всех! Пришли морозы и снегопады, но ненадолго. К Старому Новому году пошёл тёплый дождь, а потом и ледяной. Атмосферное давление скакало от минимальных значений за последние 60 лет до максимальных в последние годы.

Нелегко приходится и сельским жителям - в сельской местности из-за сильного порывистого ветра и обледенения проводов часто гаснет свет, а с ним и прекращается подача тепла. Но если у людей есть хотя бы тёплый кров и запасы еды, то у пернатых этой зимой времена выдались нелёгкие. Можно сказать, экстремальные условия для выживания.

Поэтому, особенно в этом году, каждая группа птиц, так или иначе, научилась ценить близость к человеческому жилью, и даже кооперироваться.

                * * *

Как и всегда поутру, мы вышли на прогулку в сад, а заодно и покормить птиц. В наше отсутствие птичек кормит сосед, который  не так давно тоже повесил у себя в саду кормушку. А между этими двумя кормушками находится компостная куча, куда зимой мы складываем пищевые отходы. Тоже своего рода кормушка, на случай отсутствия зернового рациона.

Хочу отметить, что если мы долго не выходим из дома для кормёжки, птички стайкой подлетают к кухонному окну и начинают громко галдеть, усаживаясь на конёк крыши, на ветки яблони и виноградной лозы. Мол, пора нас кормить, вы не забыли?

Наполнив кормушку обычным набором кормов: пшеном, белым хлебом, семенами подсолнечника, овсяными хлопьями и кусочком сала, мы задержались в саду. Было тепло, и захотелось посидеть на скамейке.

Стоило нам отойти на три метра, как птички, ожидавшие начала трапезы, кинулись к кормушке. И пока мы сидели, одна стайка сменяла другую. Это были многодетные семьи воробьёв, расквартированные в скворечниках, и стайка синиц.

Вдруг в одно мгновение все птички попрятались в густые заросли соседской яблони, которую лет десять никто не обрезал. И боковые ветки сделали из неё практически неприступную крепость, для укрытия мелких птиц от крупных хищников. В случае опасности мелкота "ныряет" туда и замирает.

В этот же момент послышался резкий горловой звук типа "кья-кья", и так несколько раз. Зная нравы воробьиных стай, я подумала, что это караульные воробьи подали сигнал тревоги. Сигнал прозвучал ещё раз, и мне подумалось, как хорошо воробьи научились подражать сорокам. Ведь резкий глас "кья-кья" на сорочьем языке означает опасность.

Подняв голову вверх я увидела, как на верхушку нашего векового дуба села необычайно красивая птица, размером с большого голубя. Это был явно не дятел, чем-то она напоминала дрозда - по бежевому окрасу грудки, но сидела так высоко, что было не разобрать.

Птица явно красивая и грациозная. Сидела она недолго, но всем своим видом показывала своё превосходство над другими пернатыми. Птица снялась с дуба и,  плавно паря, полетела в сторону лугов. Только по её полёту и характерному прямоугольнику крыльев я и поняла, что это был сокол-пустельга. Давно не наведывался!

Как только опасность миновала, воробьи засуетились и загалдели, вылезли из своих укрытий и опять полетели к кормушке. И только тут я увидела сороку, которая сидела в яблоневых зарослях вместе с воробьями! Вот кто, оказывается, подавал воробьям сигнал! На прощанье она что-то тихо протрещала, что могло означать, что опасность миновала, и полетела восвояси.

Мы были ошарашены и озадачены, почему сорока предупреждает воробьёв и синиц об опасности? Ей-то не всё ли равно? Для неё пустельга опасна только весной, когда сороки высиживают птенцов. Зная, что сороки очень умны и меркантильны, вывод напрашивался сам собой.

То, что эта первосортная территория принадлежит сорочьей семье, супругам со взрослыми детьми, мы уже давно поняли. И сорочья семья понимает, что люди подкармливают в кормушках мелких птиц. Где всегда можно поживиться кусочком сала или ещё чем. Ведь мелкие птицы снять сало с гвоздя, на который мы его цепляем, не могут. А потому сорокам каждый день обеспечен немалый кусок. Да ещё постоянный доступ к пищевым отходам. Поди плохо?!

А что для меркантильной сороки пустельга? Ничего хорошего дать сорочьей семье она не может. А весной ещё и разоряет сорочьи гнёзда. Сорокам остаётся одно, поддерживать и охранять популяцию мелких птиц, чтобы люди о них заботились.

Вот такая птичья солидарность!


На фото из Интернета - пустельга на берёзе. Примерно такого мы видели на нашем высоком дубе.


http://www.proza.ru/2014/12/02/1067 - "Кузнец своего счастья. Пёстрый дятел"


Рецензии
Помните забытую старую финскую песенку "Рулатэ": "В жизни всему уделяется место, рядом с доброй уживается зло..." Да и сами мы - сплав добра и зла. Разве не так?

Но в природе всё гармонично, и в мире птиц существует определённая солидарность. Трудности заставляют объединяться по интересам.

Как-то пришлось наблюдать, как стая совершенно разных птиц гоняла разорительницу гнёзд - ворону. Мелкие пташки не смогли её догнать, но были так напористы!
С благодарностью за рассказ!

Нюта Ферер   24.11.2022 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Нюта. Приятно, что Вам интересны рассказы о природе!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   24.11.2022 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.