1. Перепись

Книга Бемидбар, к чтению которой мы приступаем, рассказывает о 40 летнем пребывании народа Израиля в пустыне. Само слово «мидбар» и означает собственно пустыню (бе – предлог «в»). Интересно, что корень слова мидбар – давар имеет значение «слово» и «дело». Какая взаимосвязь может быть между пустыней и словом или делом? Все дело в приставке «ми» означающей «из». Поэтому пустыня – это то место, в котором нет ни слова, ни дела, которое и слово, и дело покинули. Т.е. пустыня по отношению к человеку есть пустота, место, где не может быть никаких дел.

И вследствие этой особенности пустыня – идеальное место для воспитания и становления Божьего народа. В пустыне нет дурных влияний. А 40 лет вполне достаточный срок. Хотя, нужно сказать, что по плану Всевышнего никого «воспитания» пустыней вроде как не должно было быть. Господь приказал народу идти на завоевание земель в Кенаан. Но евреи проявили малодушие и не исполнили повеление Бога, послав для начала мергалим – разведчиков. За что и получили воспитательный срок в 40 лет.

Книга Бемидбар в традиции имеет и другое название: «Хумаш гапкудим (1)» – «пятая часть о переписи или пересчете, подсчете». Что отдаленно напоминает название этой книги, которое закрепилось в Библии, т.е. Книги Чисел.
 
Некоторые мудрецы утверждают, что, на самом деле, книга Бемидбар не единая книга, а состоит из трех книг. Первая книга от начала до конца стиха 10:34.

Вторая книга размером всего в два стиха:

10:35. «И было, когда двигался Ковчег, говорил Моше: «Встань, Бог, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои от лица Твоего!».
10:36. «А когда останавливался (Ковчег), говорил он: Вернись, Бог десятков тысяч Израиля!».

В любом свитке Торы эти два стиха всегда особо выделяются двумя увеличенного размера перевернутыми буквами нун.

И третья книга, начиная с первого стиха одиннадцатой главы и до конца книги Бемидбар.

С учетом этих обстоятельств некоторые считают, что книг Моше, в действительности, не пять, а семь.

Открывает книгу Бемидбар повеление Бога произвести перепись сыновей Израиля, фактически пересчитать их. Но не всех. А только мужчин достигших к началу пересчета 20 летнего возраста и не старше 60 лет. Это повеление прозвучало в первый день второго месяца второго года пребывания евреев в пустыне, ровно через месяц как был установлен Мишкан.

Мешкать с началом пересчета было никак нельзя, потому что 20 ияра, евреи должны были собраться и перейти на новое место, которое укажет Господь. А программа переписи была обозначена Богом довольно обширная. Не просто общее количество евреев, но и принадлежность каждого по коленам и по отчим домам (если браки были смешанные между коленами). Вначале посчитать все колена, кроме левитов, а потом, отдельно, и левитов тоже.

И эта была уже не первая перепись, с тех пор как евреи, выйдя из Египта, оказались в пустыне. Сколько их было всего, на самом деле, существуют между комментаторами споры. И почему Господь снова и снова приказывает сыновьям Израиля пересчитываться? Что может такого произойти за год жизни в пустыне, чтобы сильно изменить численность народа?

Со всеми этими вопросами мы и попытаемся разобраться.

В пустыне народ пересчитывали несколько раз. Никакой самодеятельности. Исключительно по велению Бога.

Первый подсчет произошел, очевидно, при выходе из  Египта. Сама процедура никак не описана. Однако сказано в 12 главе книги Шмот: «И отправились сыны Исраэля из Рамсеса в Сукот, около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (12:37).
Смысл этого исчисления вполне ясен и понятен. Бог хотел, чтобы евреи точно знали, сколько из них последовали за Моше, а сколько остались и погибли в Египте.

Второй раз пришлось посчитаться после истории с Золотым Тельцом. Тогда разгневанный Моше приказал левитам перебить виновных. И пало от меча левитов три тысячи человек. А Моше сжег Золотого Тельца, пепел смешал с водой и приказал евреям пить эту воду (32:20). С невиновными ничего не произошло. А вот те, кто был виноват, вдруг заболели некой «водяной болезнью», закончившейся летальным исходом. А еще сказано (32:35), что  «поразил Господь народ за то, что сделали они тельца, которого сделал Аарон».

Но сам пересчет состоялся 11 тишри, на следующий день после возвращения Моше с горы Синай. Тогда по велению Творца каждый израильтянин, достигший двадцатилетнего возраста, принес половину шекеля «на храм» (на серебряное подножие). Оказалось шекелей сто кикаров (2) и еще 1775 шекелей. Подсчитав шекели установили, что такое их количество могли принести  603550 израильтян.

И вот приказ о новом пересчете. Через месяц после установки Мишкана. Зачем он был нужен Всевышнему? Что могло случиться за несколько месяцев стояния в пустыне с народом? Какой урок Он хотел преподать своему народу?

Но самое удивительное, пересчет евреев в ияре дал точно такую же цифру, как и в тишри. Как могло такое случиться? Пусть за это время (около полугода) никто не умер, но неужели за это время никто не «подрос», т.е. никому не исполнилось 20 лет?

Мнение комментаторов по этим вопросам разделились.

Раши ответил очень просто: Всевышний хотел продемонстрировать еврейскому народу Свою любовь. В самом деле, разве Бог не всеведущ? Разве Ему нужно считать народ Свой, загибая пальцы? Бог знает численность не только подлежащих пересчету, но младенцев и стариков. Но «по Своей великой любви к ним Он пересчитывает их каждый час». Так же как в следующей истории.

«У одного торговца был полный ларец с украшениями из стекла – он выставлял их на продажу, не зная их точного числа, и убирал с прилавка на хранение, не зная точного числа. Он не очень следил за ними, потому что они были всего лишь из стекла. Но у него была и одна маленькая шкатулка с подлинными жемчужинами – эти прекрасные жемчужины он выставлял на продажу, тщательно пересчитывая, и убирал на хранение, тщательно пересчитывая. Так и Святой, Благословен Он! Он не пересчитывает народы мира! Потому что они не так уж важны для Него, как сказано: «Все народы как будто и не существуют перед Ним…» (Йешая 40:17). «Но вы, – говорит Творец народу Израиля, – вы – Мои сыновья, как сказано: «Слушайте Меня, дом Яакова и весь остаток дома Израиля! Вы – хранимые (Мною) от чрева, … и до (ваших) седин Я буду (вас) терпеть; Я вас создал, Я буду вас носить, Я буду вас терпеть, и спасу» (Йешая 46:3-4). Поэтому-то Он и пересчитывает их каждый час!» (Бемидбар раба 4:2)

А почему совпали с точностью результаты двух пересчетов,  Раши объясняет примерно так. За это время никто не умер, потому что находились под особым покровительством Бога в связи с постройкой Мишкана и богослужебной утвари. А новые (достигшие двадцати лет) «не появились», потому что хотя и считается, что 1 нисана начался второй год пребывания евреев в пустыне, календарно, так как цифра года меняется 1 тишри – это был все тот же год.

Объяснение несколько натянуто, потому что все же дни рождения равномерно распределены в течение года, а нигде не говорится, что возраст меняется только с изменением цифры года.  Поэтому Рамбан, естественно, критикует Раши на этом основании.

Он, в свою очередь, выдвинул тезис, что цифры пересчетов совпали потому, что ровно столько евреев достигло двадцатилетнего возраста за это время, сколько превысило шестидесятилетний рубеж или умерло.

Или есть еще один вариант, говорит Рамбан. В  первой переписи считалось и колено Леви, а при второй, Бог приказал левитов посчитать отдельно. Т.е. двадцатилетнего рубежа достигло ровно столько, сколько было левитов.
 
Естественно, многим комментаторам было очевидно, что вероятность подобных событий ничтожно мала. И нужно искать другие объяснения.

Рав Моше Кассуто (3), в пересказе Зеева Дашевского (4), выдвинул предположение, что на самом деле никакого второго пересчета не было. Вначале (в месяц тишри) евреи принесли по полшекеля, пересчитав которые Моше  сделал вывод, что евреев было 603550. А сдав полшекеля, каждый на глиняной табличке записал свое имя, из какого происходит он семейства и какого колена. Повеления, которые вождь еврейского народа получил 1 ияра относились как раз к систематизации этих сведений. Господь приказал не просто подсчитать общее количество евреев – оно уже было подсчитано, – а именно определить численность каждого колена.

Господь назначил день (20 ияра), когда евреи должны были, первый раз собрав Шатер Откровения, выйти в путь. И перемещаться они должны будут особым порядком: каждое колено в строго определенном месте. Вот для этого и нужен был этот пересчет, чтобы евреи распределились каждый по колену, к которому относились. Это была большая организационная работа. Евреям не запрещались браки между коленами. Поэтому некоторые уже не очень представляли, из какого они колена. А теперь настал момент, когда нужно было навести порядок и определить численность колен.
 
Всевышний повелел, чтобы были пересчитаны все годные для войска. Потому что именно 20 ияра сыны Израиля, снявшись со стоянки, по плану Творца должны были ступить в землю Обетованную.
 
Рамбан заметил в повелении Творца одно интересное словоупотребление, с которым мы уже встречались, когда говорили о египетском периоде жизни Йосефа.

Сказал Бог Моше: «Определите численность всей общины сынов Израиля…» – «Сэу эт-рош коль-адат бней-исраэль…».

«Сэу эт рош» дословно означает «вознесите голову» или «снесите голову». Всевышний неслучайно употребил именно такое выражение с двойным смыслом.

В рассказе о Йосефе я опустил ради краткости повествования один интересный эпизод из его жизни в Египте. Примерно на десятый год пребывания его в тюрьме по навету Зулейки, к нему в камеру угодили за какие-то незначительные прегрешения два царских сановника: виночерпий и пекарь. А вскоре каждому из них приснился странный сон. И Йосеф правильно растолковал их сны. Толкование Йосефа полностью исполнилось, но изюминка здесь в том, что каждому сановнику Йосеф дал фактически одинаковое толкование. И пекарю и виночерпию он дословно сказал: "беод шлошет йамим исса паро эт-рошеха".  «Через три дня вознесет (поднимет – снесет) фараон голову твою». Так и произошло. Виночерпий (голова его) был вознесен до прежней должности, а пекарь лишился головы (подняли, снесли его голову). Ключевые слова: «исса эт-рошеха» – «вознесется голова твоя».

И здесь в первой главе книги Бемидбар  первые слова Создателя: «сэу эт-рош» (повелительное наклонение). Бог намекает Моше, что если народ исполнит все, что он должен исполнить и что соответствует Его планам, голова его будет вознесена, т.е. народ возвеличится, а если нет, то лишится головы.

Выбор, таким образом, был. Но евреи избрали губительный для себя сценарий. Случилась история с разведчиками, и все, кто на момент этого повеления Бога были в возрасте старше 20 лет никогда не вошли в Эрец Исраэль – землю, обещанную Господом. Вот именно для этого понадобилось 40 лет блужданий в пустыне.

Ну а теперь посмотрим на результаты подсчетов. Самым многочисленным оказалось колено Йегуды – 74600. Затем идет колено Йосефа (72700) разделенное на две части между Эфраимом – 40500 и Менаше – 32200.

Затем идут в порядке убывания численности: Дан – 62700, Шимон – 59300, Звулун – 57400, Иссахар – 54400, Нафтали – 53400, Реувен – 46500, Гад – 45650, Ашер – 41500,  Биньямин – 35400.

Итого: 603550, не считая колена Леви.

Колено же Леви посчитать нужно было несколько иначе. В колене Леви необходимо было счесть всех лиц мужского пола от месячного возраста. И сказано, что всего левитов оказалось – 22000. По домам (сыновьям Леви): Гершон – 7500, Кегат – 8600, Мрари – 6200. Однако если мы просуммируем числа, то окажется левитов – 22300. Почему же в Торе сказано – 22000?

Почему левиты должны быть сочтены отдельно? Потому что Господь назначил их исполнять функции первородных сыновей Израиля. До этого первородный сын обязан был служить Богу, фактически он должен был исполнять роль священника в семье, а теперь эта функция передавалась выделенным для этой цели евреям из колена Леви.
Среди 22300 сочтенных  левитов 300 оказались первенцами. Эти 300 отправлялись на службу Господу сами за себя. Поэтому только 22000 оставшихся левитов могли заменить собой первенцев сыновей Израиля. Но когда сочли первенцев, их оказалось 22273. Т.е. 273 левита не хватило, чтобы заменить собой на службе Господу всех первенцев сыновей Израиля.

И тогда Бог повелел, чтобы за оставшихся незаменёнными левитами 273 первородных сыновей их родители внесли по 5 священных шекелей за каждую душу.
 
А чтобы никому обидно не было, вопрос кому платить 5 шекелей, а кто просто «меняется» на левита, как пишет Раши, решили жребием.

С этого момента появляется заповедь, существующая и ныне, выкупа первородного сына у когена. Выкупать необходимо на 31 день после рождения за 5 сэла (5).

Для левитов, которые будут заняты службой в храме, Бог ввел возрастной ценз. К служебным обязанностям левит приступал в тридцатилетнем возрасте и уходил «на пенсию» в пятьдесят лет.

Когда посчитали, пригодных (в указанных возрастных ограничениях) для службы левитов оказалось 8580. Из них из дома Кегата – 2750, из Гершона – 2630, из Мрари – 3200.

Обратите внимание, колено Леви отличается от всех своей малочисленностью. И это очень странно. Почему рождаемость в этом колене в Египте была не такой, как у остальных?

Простой ответ предложил Рамбан (6). По преданию левиты в Египте не подвергались угнетению, не были задействованы на общественных работах и вели вольный образ жизни. А раз никто их не преследовал, то и усиленно размножаться им было незачем. Колено Леви росло по обычным человеческим законам, тогда как остальные, угнетаемые евреи, размножались сверхъестественно быстро.

А может быть, все было много проще. Левитам и в Египте неплохо жилось. И они не захотели последовать призыву какого-то пришельца. Мало ли что он утверждал. А те, кто последовал за Моше, потому и приобрели такую ценность в глазах Всесильного. «Пересчитай людей этого колена особо, – повелел Он Моше, – дабы показать, что Я нашел, что верны они Мне в сердцах своих».

А тут еще и во время истории с Золотым Тельцом доказали левиты свою верность Богу. Когда им предложили дать золото на изготовление Тельца, они тактично отказались.

И еще несколько слов в заключение. В конце сорокалетних скитаний по пустыне будет еще одна перепись народа Израиля, о которой мы постараемся рассказать в своем месте. Она покажет, что количество евреев осталось в пределах 600000 душ (чуть больше).

Это важная мировоззренческая цифра в иудаизме, обоснованная в учениях мудрецов. Ведь это количество душ соответствует количеству букв в Торе (7). Однако когда подсчитали количество букв, их оказалось – 304805.

Рамбам, однажды задавшись такой целью, сформулировал «Основы иудейской веры», уложив их в 13 основополагающих принципов. Другие мудрецы решили сократить их число и, в результате, остановились на одном, главнейшем из главнейших, основательнее которого и быть не может: «Тора – с Небес». И сегодня мы держим в руках именно ту Тору, которую когда-то получил народ Израиля с Небес.

Налицо явное противоречие между учением мудрецов и фактом. Поэтому объяснения этому факту, естественно, предложены. И, как обычно, не одно.

Во-первых, Господь показал Тору Моше, записанной «черным огнем по белому огню» (8). Поэтому, решили мудрецы, считать нужно не только буквы, записанные черным огнем, но и пробелы из белого огня. Вот так и наберется 600000.

Другое объяснение. Некоторые буквы, которыми записана Тора, составные, т.е. состоят из других букв. Например, буква алеф состоит из наклоненной буквы вав, и двух букв йуд. Поэтому настоящее число букв в Торе все таки около 600000.

Но самое удивительное в учении о 600000 душ следующее утверждение: сколько бы евреев, на самом деле не жили в данный момент на свете, общее число их душ не превышает эту цифру. Мало того. Не достигает этой цифры. Потому что как только все 600000 еврейских душ соберутся вместе, придет Машиах.

А как же остальные – живут без души? Нет, конечно. Просто частички одной и той же души могут быть в телах многих евреев (9).
 
Иллюстрация: гравюра французского художника Анри Феликса Эммануэля Филиппото (Henri Fеlix Emmanuel Philippoteaux 1815–1884) «Перепись израэлитян».

(1) В основе слова "пекудим" лежит корень "пакад",  имеющий значения «вспомнить, проявить заботу».
(2) Кикар (или талант) – мера веса, равная трем тысячам святых шекелей (шекель гакодеш) или 35,4 кг.
(3) Рав Моше Давид Умберто Кассуто (1883 – 1951) – раввин из Флоренции, востоковед и библеист, написавший комментарий к книгам Берешит и Шмот.
(4) Зеев Дашевский.
(5) На сегодняшний день эта сумма равняется стоимости 96 граммов чистого серебра. Сэла – другое название шекеля в талмудический период.
(6) Рамбан – Рабби Моше бен Нахман или Нахманид (1194 – 1204) – философ, каббалист, врач и законоучитель, глава испанского еврейства, автор комментариев к Торе, признанных классическими.
(7) Например, подобное утверждение содержит «Зогар».
(8) Сказал рабби Шимон бен Лакиш: «Тора, данная Моше, была написана черным огнем по белому огню, подписана огнем и обрамлена огнем. Когда Моше записывал Тору, он очищал свое перо, проводя им по собственным волосам; именно после этого лицо Моше стало излучать сияние».
(9) Как говорит Алтер Ребе («Тания» гл. 37), общих душ действительно 600 тысяч – по числу вышедших из Египта – и которые являются «корнями». Причем каждый такой корень делится на 600 тысяч искр, а каждая искра – это одна обычная душа. То есть душ уже  360.000.000.000. Есть и другие деления.


Рецензии