Чика

    Игромания, игровая зависимость. Я не понимаю как можно увлечься и проиграть всё, хотя сам человек азартный и убеждён — сложись в детстве что-то не так и кто знает…
    Дала, помню, мамка мне денег на кино.
Пока  вприпрыжку бежал через весь посёлок до клуба, часть копеек потерял. На билет не хватает. Бежать снова домой—не успеешь и на половину фильма. А кассирша—пожилая, властная и голосистая женщина, которую  все называли Лена, ни за что не пропустит без билета.
    А в кино хочется, тем более привезли «Человек-амфибия».
Поспрашивал  у знакомых ребят взаймы до завтра, ни у кого нет лишних копеек.
С последней надеждой  прошу у Цыпы, у него то всегда есть—он же всех в чику обыгрывает. Цыпа, потому что ходил как будто на носочках, на цыпочках, потому и с «ы».
    -А давай сыграем, выиграешь—всё твоё и время до кино ещё есть - предлагает Цыпа.
Во мне борются противоречивые чувства: у Цыпы выиграть в чику невозможно, но и Лена без билета не пропустит стопудово. Стоит рискнуть,- решаю я,— не корову и проиграю. Тем более бита всегда при мне.
    У каждого пацана была своя бита, которую выплавляли на костре в консервной банке из свинцовых пластин аккумуляторов и лили в земляную лунку. Сколько при этом штанов и обутки было попорчено аккумуляторным электролитом. Для Цыпы биту сделал его глухонемой дядька — кузнец, Боря Ды-Ды: большой добродушный мужичина, который часто всем заходившим в кузню показывал на свои уши, на молот и наковальню, что означало, что он слышит звук молота по наковальне. Бита у Цыпы была увесистая, идеальной формы, обработанная на наждаке и ни в какое сравнение не шла с нашими щербатыми кусочками свинца. Цыпа бил битой по монеткам со всей силы, монеты подскакивали в воздух, зарывались в землю, но при этом каким-то образом ещё и переворачивались. К концу игры медяки были настолько избиты и погнуты, что школьная буфетчица отказывалась их принимать и мы монетки рихтовали молотком на обухе топора. Как у  Цыпы так получалось переворачивать монетки - мы не понимали и списывали это на его фарт.
 -Не играй с ним,- предупреждают меня пацаны.
 -Давай там недолго, в кино не опоздай,- это уже из компании Цыпы.
Мы с Цыпой идём за клуб, ищем место потвёрже и располагаемся как раз напротив выхода из клуба. Проводим на утоптанной земле черту, ставим по пять копеек, отмеряем 10 шагов и мечем биты — кому бить первым. И о удача, я первым же броском попадаю в пирамидку денег и собираю перевернувшиеся монетки, продолжаю бить, переворачиваю другие монетки и уже собираюсь уходить — на кино, в которое очень хочется,  уже хватит с лихвой.
   Но Цыпа напоминает, что пока кон не обнулился — не уходят. Да я это и сам знаю и игра продолжается. А за дверями клуба уже слышно журнал начался, по музыке Фитиль. Обоим хочется в кино, но кон не обнулился. А так убегать «западло», как говорят старшие ребята. Не понимая тогда до конца значения этого слова,  я чувствовал, что это что-то ну на уровне предательства.
     А игра идет с переменным успехом, я то выигрываю  и чувствую себя богачом, то остаюсь с последней копейкой на кону. Из-за дверей клуба слышен то смех, то ропот негодования, но нам с Цыпой уже не до кино. Оба поглощены игрой напрочь. Это куда интереснее, увлекательнее любого кино, острый привкус риска захватывает обоих полностью и будоражит. Слышны только возгласы радости и разочарования, отрывистые фразы: «Недолёт, первый, чика, моё»…
    Через полтора часа, одновременно с захлопавшими сиденьями и топотом ног я переворачиваю последнюю копейку на кону и забираю всё. Лена звякает щеколдой заднего хода и толпа девчонок и пацанов с прижмуренными после  полутёмного зала на солнце глазами сметает игроков.
-Так вы что всё кино играли?- спрашивают меня пацаны,- неужели выиграл?
-Во,- с гордостью показываю отвисший от медяков карман и взахлеб рассказываю как  три раза попал в чику и сразу с первого приема забрал весь кон, как гривенник перевернул 10 раз подряд и что моя бита нисколько не хуже, чем у Цыпы.
    Цыпа в это время стоял один в сторонке грустный и растерянный и  не  мог уяснить и принять, что его фарт кончился.  Он ещё пытался сохранять значительность и самоуверенность, но без фарта всё более явно в нём проглядывал  растерянный пацан.   Без фарта терялся его статус среди пацанов. Но он ещё надеялся - выиграю и всё вернётся.
Пацаны меж собой эмоционально обсуждают кино: «Да, законно с жабрами, везде поднырнёшь».  Я ещё весь под впечатлением от удачной игры  ничего не слышу, а только задираю нос и важничаю.
     Но впрочем, гордым и богатым я ходил не долго. Тут же, ввязавшись с пацанами в новую игру, я проиграл всё до последней копеечки и чувствовал себя после этого очень несчастным и пристыженным. «Эх ты… как только Цыпу обыграл»,- смеялись пацаны. Так поманила меня удача в игре и обманула. Ситуация сформировала код: "игра – несчастье", который утвердился окончательно и не подвергался ревизии от новых удачных игр - их просто не было как и копеечек на игру.
   Может быть, после такой прививки в детстве, у меня и выработалось стойкое убеждение - на азартной игре не разбогатеешь и я уже никогда в жизни  больше не играл в азартные игры на деньги, на интерес да, но не на деньги.
   А Цыпе старшие подсказывали:  «Всё, фарт кончился. Не играй больше.» И он какое-то время не играл. Но потом не выдерживал, ввязывался в игру и проигрывал снова и снова. На копеечной игре он умудрил накопить фантастические долги. Хоть это были и детские пацанские долги с пониженной ответственностью, но они тяжёлым грузом придавливали его и он плохо кончил.

Видео: "Чика - ремейк дворовых игр."
 http://www.youtube.com/watch?v=NwKjscqoC7s


Рецензии
Движение - это жизнь, сидение без движения - смерть.
Конечно, детство, где было множество подвижных игр,
гораздо интереснее. полезнее, здоровее. Виртуальные игры
отнимают много времени,занимают внимание, уводят от
действительности, обкрадывают здоровье детей, в первую
очередь зрение. Вот и растёт больное поколение.
Спасибо за миниатюру, Юрий!
Всего доброго! Вдохновения!

Галина Калинина   31.01.2021 22:43     Заявить о нарушении
Это была хоть и азартная игра на деньги,
но это была подвижная игра на свежем воздухе.
Если без фанатизма и не зацикливаться на копейках,
то нагрузка физическая от чики, как в футбол сыграл.
И это было лучше, чем современные азартные компьютерные игры.
Даже жалко. Нигде никто не играет больше в чику...
Спасибо. И Вам всего доброго.

Юрий Кутьин   31.01.2021 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.