Ты поэт. Тебе много простится. Книга-1

ТЫ ПОЭТ. ТЕБЕ МНОГО ПРОСТИТСЯ

2012-2014 годы

(Начало книги)

ТРИ ГОДА

Сам не знаю, почему пришла эта мысль – собрать книгу из стихов за 2012-2014 годы. Может быть, подспудно чувствовал, что сочинилось за это время не мало, не плохо и по тематике весьма не монотонно. В памяти старенького компьютера хранились пятнадцать песен «Одиссеи», перевод которой, выполненный около двух веков назад Жуковским, я начал переписывать современным языком; драматическая поэма о Пугачёве «Бунтарская Русь»; книга политической сатиры «На острие»; книга пародий на стихи Володи Зюськина «Анти-Маятник»; книга о судьбе русского Православия «Просыпается матушка Русь»; поэма «Истина» о Христе; поэма «Крушение» о Распутине; да и много чего хранилось в электронной памяти компьютера.

Может быть, опять же подспудно, без особых размышлений, коснулось меня давнишнее желание собрать написанное в порядке сочинения, одно за другим, без «самоцензурного» выбрасывания. Такое размещение стихов мне казалось, да и сейчас кажется,  наиболее плодотворным и естественным – оно полно отражает духовную жизнь.

Но когда я собрал книжку и стал редактировать, вдруг понял, что, кроме уже отмеченного, в сборнике отразился совершенно скрытый ранее смысл – за минувшие три года я стал чаще обращаться к исповедальным и молитвенным стихам.
В 2012 году настоятель екатеринбургского храма Рождества Христова протоиерей Владимир Зязев, выступая на православном радио «Воскресение», начал читать мои гражданские стихи, и они так удачливо сливались с мыслями священника, что слушатели засыпали редакцию благодарными откликами. Были письма и из зарубежья, в частности из Чикаго.

В это время я разместил почти все вещи на сайте Стихи.ру, вступил в дискуссию с тамошними (тогда очень ярыми)  атеистами, и батюшка благословил меня на это неравное противоборство. Но борьба пошла не только с атеистами-авторами, но и с атеистами-управленцами, как сайтовского, так и государственного масштаба. Тогда я уже понял, что православная истина требует обличения зла, если оно портит жизнь не тебе одному, а ближним и дальним, народу, стране, церкви.

Прочитал я уже тогда и предупреждения Василия Великого о том, что обличение зла, а в моём случае разновидность пророчества, которое свойственно не омещанившейся поэзии, таит в себе величайшие опасности для тех, кто встаёт наперекор тёмным силам. 

Слаб человек, и любой сочинитель слаб – обличая соработников зла, призывая их жить по Христовым заветам, даже не от себя лично, а от имени апостолов, святых отцов и православной церкви, он мало-помалу начинает возноситься к коварному чувству – гордыне, начинает, пусть где-то в глубине души, считать себя  лишь чуть-чуть грешным проповедником, и уже не только рабов зла, но и своих ближних поучает, как праведно жить надо.

Заведись в душе такая, поначалу малюсенькая, червоточинка, она разрастётся, как летний чертополох, заполонит тебя всего, и если даже ты усиленно будешь считать себя худшим из худших, это мнение вскоре растворится в тщеславии, и ты сам не заметишь, как начнёшь позволять себе делать то, что было у тебя раньше под строжайшим запретом. И маленькие грешки сменятся грехами более опасными.

Всё это я испытал на своём опыте. В радостной и далеко не бесплодной битве я вдруг заметил в себе те духовные неполадки, с которыми с таким трудом справился, почти ежедневно ходя в храм и часто исповедуясь. Слава Богу, я их обнаружил в себе, уже в заметной мере научившись анализировать мысли, чувства и поступки.
Совестливость и раньше была в моих стихах, но теперь, отступив от выработанных после крещения правил, я утроил внимание к исповедальности в творчестве, а точнеет – дух, прикоснувшийся к свету Господнему, заставил меня раскаиваться и переносить свои переживания в электронные книжки. Это я отчётливо почувствовал, как только начал собирать «сборник трёх лет». И скорее всего именно эта его особенность, поначалу заслонённая количественной стороной и тематическим разнообразием, была тем тайным позывом, который привёл к неожиданной поэтической триаде.

Думаю, молитвенная тема в стихах вряд ли могла проявиться столь заметно, если бы, совершая грех, я не возвращался к своей прежней исповедальности перед Богом, частым домашним молитвам и к молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»  Я к ней так привык, что она сама приходит на память, когда я за работой или на прогулке.

Правда, стоит только подпустить к себе грех, как молитвы словно не бывало и словно не бывало осознания того, что ты самый худший из людей. В состоянии греховности враг помогает тебе всеми немалыми  силами, чтобы ты возомнил о себе как о несокрушимом кумире, незыблемом идоле.

Думаю, самобичевание (а раскаивание с отказом от совершённых прегрешений и есть самобичевание) стало главной, по крайней мере для меня, причиной, что я вместе с семейством летом 2013 года оказался в Верхотурье, на родине  святого праведника Симеона Верхотурского. Как же там легко дышалось и светло виделось! Как всё бренное и земное отошло в какую-то неимоверно отвлечённую даль!

На месте бывшего захоронения праведного, где совершались и совершаются чудеса, я задержался подольше и попросил святого праведника помочь мне справиться с духовными срывами, помочь преодолеть  искушения и вернуться к прежнему, уже отлаженному служению Иисусовой истине. Через день-другой хворь как рукой сняло. С почти забытым вдохновением пошла поэма – «Предание о Симеоне Верхотурском». С нею читатели познакомятся в разделе «2013 год».

К середине триады я уже твёрдо знал, что греховные срывы на моём (как, в ощем-то, и на всяком другом) пути неизбежны. Но на моём они неизбежны втройне, потому что поэтическая, в доступной мне степени пророческая стезя изобилует морем искушений. У Василия Великого, Феофана Затворника, да и многих других святых я находил предостережения, что враг Божий особенно ополчается против тех, кто серьёзно начинает бороться со злом, посвящает этому свою жизнь, и потому частые покаяния, непрерывный разговор с Богом необходимы, как воздух и хлеб. Заметил в себе расположенность к согрешению – чистосердечно раскайся, переломи лень, примись за оставленную работу. И Господь, святые обязательно помогут. Более того, прощая твою греховность, дадут вдохновение завершить труд во имя православия, во имя вечной истины.

Чем в больший грех втягивают тебя силы зла – тем с большим жаром молись Спасителю, тем с большей настойчивостью обличай недостатки и неси людям добро.
Это я говорю не только себе, но и всем, кто выходит на путь осознанной борьбы с бесчисленными земными заблуждениями и грехами.

Борис ЕФРЕМОВ,
2015 год


Рецензии