Новейшая история в зеркале поэзии

 1. ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

В 60-х годах частенько проводились диспуты между «физиками» и «лириками».

Я очень дорожу знакомством с поэтами Сергиева Посада, среди них есть «технари», которые смогли успешно сочетать техническую творческую работу и литературную деятельность.

Самым талантливым из них я считаю Владимира Николаевича Сосина.
Особенностью Владимира Николаевича было умение сплотить вокруг себя интересных людей. И как-то так получалось, что все знакомые Сосина становились друзьями. Ранний уход Владимира Сосина после тяжелый болезни в марте 2005 года тяжело сказался не только на родных и близких, - до сих пор это ощущают на себе все, кто был знаком с ним.

Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всём. Такими поэтически и  духовно одарёнными людьми, и в то же время технически грамотными, талантливыми инженерами являются Валерий Александрович Голубев и Вениамин Евгеньевич Глазер.

2. МЫ ЖИЛИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.

В настоящее время необычайно вырос авторитет Президента России и патриотизм граждан страны. И это несмотря на снижение уровня жизни, связанное с проблемами в экономике и обострением международной обстановки.
А может быть, возросший интерес к истории государства, патриотические настроения граждан страны и повышение рейтинга Путина – как раз следствие обострения международной обстановки?
А почему же мы раньше были пассивными и аполитичными?
 
Я всё чаще задаю себе вопрос - почему же мы, советские граждане, рождённые в послевоенные годы, так безропотно согласились с развалом Советского Союза и потерей всего самого ценного, что у нас было?

Я думаю, что мы просто не могли понять всего ужаса происходящих перемен. Некоторые понимали и собирались около памятника Ленину, выпускали какую-то газету, которую читали только они сами, устраивали митинги и демонстрации 1 мая и 7 ноября. А мы равнодушно проходили мимо социально активных людей. Почему?

Мы жили в советской социалистической стране. Мы радовались жизни, потому что были социально защищёнными и могли позволить себе различные увлечения и даже некоторое инакомыслие.

Мы умели ценить дружеское общение, поэтому интеллектуальный и духовный уровень человека был для нас важнее, чем его материальное положение.

Отсутствие денег, дефицит товаров и услуг не очень огорчали. Ведь всё самое главное в жизни – дружба, любовь, доверие близких людей, – даётся бесплатно.
Мы получали образование, здравоохранение, жильё бесплатно, просто потому, что всё это было гарантировано Конституцией.

* * *
Мы знали, что делаем, знали, что строим.
Уверенно шли мы вперёд.
И эту стабильность эпохой застоя
Какой-то назвал идиот.
(Вениамин Глазер)

Почему же мы не протестовали, когда вместе с развалом государства происходила смена социальной системы?

Поэты чувствуют острее, и переживают глубже, чем обыватели. Одарённые люди более объёмно воспринимают действительность и лучше, чем политики видят и понимают процессы, происходящие в обществе.
Вот стихотворения из старой тетради Валерия Александровича Голубева:

В НАИВНОСТИ МЫ ВЕРИЛИ ВСЕМУ…
Как жертвы бестолковых словарей,
Что в накладных толковыми зовутся,
Мы стали матершинно матереть,
Наделав сдуру массу революций.
В наивности мы верили всему,
О чём те словари нам толковали
И потому ошибок разных тьму,
Обманутые ими, совершали.
Мы кибернетику изгнали из наук,
Генетику считали девкой блудной,
Моральных не испытывая мук,
И были как бы вовсе неподсудны.
И правда, нас давили без суда,
Как гусениц, клопов иль тараканов…
И всё же принимали, как всегда,
Пигмеев духа мы за великанов.

КАК МНОГО ПРЕДСКАЗАНИЙ И ПРОРОЧЕСТВ…

Как много предсказаний и пророчеств
Со всех сторон обрушилось на нас!
Во что-то веришь (хочешь иль не хочешь)
В надежде, что услышишь Божий глас.
Но в основном сквозит иной подтекст,
Навязанный отнюдь не доброй силой,
А той, что зло и в прошлом воплотила,
И зло, которое поныне в мире есть.
И кто ж провидцы: ангелы добра
Иль тени зла и ставленники ада? —
Толпа не думает, обманываться рада
Сегодня точно так же, как вчера…

3. АФГАНСКИЙ СИНДРОМ.

Я думаю, что потеря доверия народа к правительству СССР и к советской власти наступила в декабре 1979 года, когда «…было принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск на территорию Демократической республики Афганистан в целях оказания помощи дружественному афганскому народу».

Главной задачей ввода советских войск в Афганистан в 1979 году – укрепление безопасности южных границ СССР и всего региона в целом. Эта задача решена не была.
 
Мы получили прямо противоположный результат – военный конфликт на территории Афганистана.
 
Вот как описал своё отношение к афганской войне поэт Валерий Александрович Голубев:

     АФГАН.

Афган, ты — боль
и горечь поколенья.
Ты — мужество одних,
предательство — других,
Принявших то преступное решенье
«Помочь» тебе ценой… детей чужих.
Ты стал проклятьем и бедой, Афган,
Ты в души внёс мучительный раскол,
И Чёрный, словно ночь в горах, Тюльпан
На красной крови тех детей расцвёл.
Ты разбросал повсюду семена
Могил безвременных и ранней седины,
Вписал сынов безусых имена
В огромный мартиролог жертв войны.
Отняв здоровье и убив мечты,
Ты руки, ноги, души обкромсал
Тем, кто пришёл…
Афган, зачем же ты
На помощь звал (а может, и не звал?)
Афган, зачем?..
Хоть короток вопрос,
Но страшно сложен на него ответ.
Он в нашу жизнь, он в совесть века врос —
И вширь, и вглубь — на много миль и лет.
И многие по жизни пронесут
Твоей войны неизгладимый след,
А время совершит бесстрастный суд
Над тем, кто жив,
над тем, кого уж нет.
Да кто и как ответит по суду?..
Но многие скорбят, что не смогли,
Предотвратить ту бойню, и беду
Многострадальной, как своя, земли…

Это стихотворение было написано в начале февраля 1989 года.

Просчеты политиков очевидны. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году был серьезной ошибкой.
 
Из-за цензурной политики в начале войны у направлявшихся в Афганистан солдат и младших офицеров не было информации о том, что на самом деле происходит в Афганистане — о боевых действиях, о погибших и раненых.

Солдаты, отправляясь в Афганистан выполнять интернациональный долг, не представляли себе характер предстоящей службы.
 
Вернулись с войны воины-интернационалисты другими людьми и в другую страну.
 
В связи с политикой "Гласности" в советской прессе считалось хорошим тоном представлять эту войну в негативном свете.

Второй съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 года постановил, что вторжение в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения.

Ветераны Афганской войны остро нуждались в трудоустройстве и социальной реабилитации, многим была необходима помощь профессиональных медиков и психологов.

О чёрствости чиновников и бездушном отношении к воинам-интернационалистам стихотворение неравнодушного человека Вениамина Глазера:

ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ.

       "Я вас в Афганистан не посылал"
       (фраза исполкомовского чиновника)

Далеко на крутых отрогах
Много наших парней полегло.
Мы на трудных Афганских дорогах
Познавали Добро и Зло.
Там доподлинно знали ребята:
Это друг, а вот это - враг.
Помню вспышку, потом - палату.
Доктор был чародей и маг.
А сейчас по утрам с рассвета
Ищет душу, которой нет,
В исполкомовских кабинетах
Ограниченный контингент.
Начинаются дни с восьми
И суммируются в недели.
Ну, когда же мы так очерствели?
Мы же русские, черт возьми!..
Как всегда, никого нет "против",
Все у нас поголовно "за".
Отсылая в контору напротив,
От стыда не отводят глаза.
Там, в горах, было все яснее.
Здесь заслоном на чине чин.
Равнодушие ранит сильнее,
Чем осколки душманских мин.
А работы все нет месяцами.
А жилищный вопрос непростой.
И сидит иждивенцем у мамы
Парень, долг исполнявший свой.
Долог путь по инстанциям нашим.
Не пора ли порушить уют
Людям тем, " кто не сеет, не пашет",
Как в Рязановском фильме поют.

После 1991 года распад СССР со сменой социальной системы, экономический кризис, новые межнациональные столкновения привели к угасанию интереса к уже закончившейся войне.

4. ПЕРЕСТРОЙКА.

Цели перестройки были благородные и прогрессивные: ускорение социально-экономического развития, расширение гласности и критики.

Главным лозунгом перестройки был «Больше социализма, больше демократии!»
Однако с 1989 года обязанности руководства экономикой были сброшены на Советы. В Советах кадры не были подготовлены для организаторской работы. Перестройка оказалась сиротой: ни партия, ни Советы ею уже не руководили. А этот процесс должен быть управляемым. Начался хаос.

Гласность и свобода слова использовались для легализации подрывных и враждебных сил, для раздувания национальной вражды. Такая гласность принесла обществу только вред.

В 1991 году Вениамин Глазер пишет стихотворение о том, что нам всем не давало покоя в те годы.

     КОЛЕСНИЦА

Один вопрос мучительно тревожит,
Когда я вижу нищую страну:
Скажи, зачем, о, милосердный боже,
Ты допустил гражданскую войну?
Сын на отца пошел, а брат на брата,
И, расправляясь с верою отцов,
Бросались в революцию фанаты,
Мостя дорогу в рай для подлецов.
Глядят на нас решительные лица
Из тех далеких и жестоких дней,
Где мчится боевая колесница
В безумствующих сполохах огней.
К народу наша партия гуманна,
И вот с тяжелой сталинской руки
На Колыме и в дальнем Магадане
Легли в могилы наши мужики.
В НКВД не мучились вопросом,
Какой врагам положен приговор,
По разнарядке или по доносам
Шли тысячи на жертвенный костер.
Глядят на нас испуганные лица
Из тех ночей, где каждый одинок
И где была владыкой колесница -
Видавший виды черный воронок.
За годы, что промчалися над нами,
Единодушно голосуя "за",
Правители гремели орденами
И лгали нам бессовестно в глаза.
С трибуны освещали нам красиво
Достигнутые нами рубежи
Те, кто довел Россию до обрыва,
Где мы стоим над пропастью во лжи.
И вижу я издерганные лица
Всех мучеников веры в коммунизм.
И без поводьев мчится колесница,
Неся Россию в новый катаклизм.

Перестройка, не успев начаться, переросла в более разрушительную полосу ельцинских «демократических реформ», которые ввергли страну в невиданную социально-экономическую катастрофу.

Перестройка явилась трамплином в переходе страны от социализма к дикому капитализму. Окончательно загубили экономику страны такие горе-экономисты, как Шаталин, Бунич, Попов, Гайдар, Явлинский, Чубайс и другие.

* * *
В 91-м дали нам свободу.
Только вкус свободы оказался горек.
Сколько можно быть заложником народу
У бандитских мафиозных группировок?
     (Вениамин Глазер)

Установив личную диктатуру, Ельцин уничтожил всё, что было создано при перестройке: демократические свободы и права личности. Он довёл свой народ до нищенского существования. Общество погрузилось в уныние.

     О ДЕМОКРАТАХ
Не изверги отнюдь, не супостаты
Хотят поднять Россию на рога.
Голодные и злые демократы
Дорвались до дележки пирога.
Столкнув Россию в хаос и разброд,
Не видя к цели ни пути, ни брода,
Все на словах болея за народ,
Бессовестно воруют у народа.
     (Вениамин Глазер, 1993 г.)

     НА ЗЛОБУ ДНЯ

Демократия уродливые формы
Приняла, пустив страну под нож.
Кричал Чубайс: "Мы делаем реформы".
По сути, просто шел большой грабеж.
И где предел такому лицемерью,
Когда с экрана говорят в глаза:
"Да, воровали, но с хорошей целью,
Отдать обратно, ну, никак нельзя.
Давайте, мол, перевернем страницу.
Давайте дальше будем дружно жить".
А у самих лоснятся с жиру лица,
Глаза же смотрят: что еще стащить.
Так хочется послать российским матом
К богатству, к власти прущих напролом
Ораву оголтелых "дерьмократов",
Взлелеянную пьяным паханом.
     (Вениамин Глазер, 1993 г.)

5. РАЗВАЛ СССР

7 декабря 1991 года в Беловежской Пуще было подписано соглашение о развале СССР. Ельцин, Кравчук и Шушкевич путём заговора они разрушили Советский Союз.
Горбачёв мог использовать свою президентскую власть, признать незаконными действия заговорщиков, отстоять интересы государства, однако он проявил нерешительность. Логическим завершением такой трусливой политики явилось то, что 25 декабря 1991 года из-под Горбачёва вышибли кресло Президента СССР и изгнали из Кремля.

     ОБОСОБЛЕНЦЫ.

Одна Рука была второй умелей,
А Глаз - другому не в пример - остёр.
И вот они однажды захотели
Отдельно жить от «братьев и сестёр».
Тут Голова, конечно, возмутилась,
Но вскоре вроде как сошла с ума:
Одобрила их дурость и сама
Взяла, да… ото всех и отделилась.
Настал трагичный Организма час:
Он, «самочетвертованный», - угас.
Ну, а Душа? -
Она, хоть не хотела,
Как результат раздела - отлетела,
Найдя себе средь ангелов приют…
А как же
«Самостийны» Части Тела? -
Так, отделённые, отдельно и гниют.
     (Валерий Голубев).

Развал Советского Союза соответствовал политическим интересам американцев.
И они с удовольствием приписали себе все заслуги по уничтожению главного противника. Однако основную «грязную работу» мы сделали сами, сначала поддавшись обаянию Горбачёва, а потом бездумно поддерживая Ельцина.
Люди были одурманены до такой степени, что не могли нормально воспринимать происходящее.

Добровольный отказ народа от своих социальных завоеваний – это всеобщее социальное помешательство, массовая дебилизация общества.

     ПЕРИОД РАСПАДА (отрывок).

...Треск речей, лакировка фасада,
А за ним неприятностей груз.
Семь десятков - период распада
Государства Советский Союз.
То ль для прихоти личных амбиций,
То ль заморский исполнив приказ,
Разлетелись, как альфа-частицы,
Все пятнадцать республик у нас…
     (Вениамин Глазер)

     МЫ ПОНЯЛИ (отрывок)
…Кто над судьбой возьмет у нас управу?
Кто перед бездной знак поставит "стоп"?
Шарахаемся влево мы и вправо,
Но брода нет, кругом одна лишь топь.
Прости за все, любимая Отчизна,
За беспредел и полосу невзгод.
Утопии марксизма-ленинизма
Колодками стреножили народ...
     (Вениамин Глазер, 1992)
    
     * * *
В России я родился исторически,
И в этом, безусловно, виноват.
Я россиянин среднестатистический,
А по-другому я – электорат.
Под неусыпным оком повелителей
С заботами своими тянем воз.
Глядят на нас из Думы небожители
И нас воспринимают, как навоз.
     (Вениамин Глазер, 1993).

Вера в Бога – лучший друг и соратник на жизненном пути. Жаль, что мы обращаемся к Высшим силам, лишь очутившись в пропасти проблем.
А Бог существует независимо от того, верим вы или не верим.
И помогает принять правильное решение. И спасает в трудную минуту.

Вот стихотворение Валерия Голубева о событиях, произошедших осенью 1993 года, когда Икона Троицы вносилась в Свято–Данилов монастырь на время переговоров по разрешению кровавого конфликта, но, говорят, вскоре «заболела» сама.

     ИКОНА ПРИВЕЛА НАС К ПРИМИРЕНЬЮ.

Икона привела нас к примиренью
И обрести согласье помогла,
Сама же… трещинки на лике обрела
Поскольку мы, к стыду и сожаленью,
Не так, как дОлжно, взялись за дела.
И трещинки на лике — в слое краски —
Есть продолженье пропастей земных,
Нас делящих на лагери и касты,
Чтоб кто-то, разделив, прорвался к власти
Не пощадив ни близких, ни родных.
Ведь смута в душах, как во время Оно
И много позже, вновь уже бурлит,
А трещинки на лике свЯтом — стоны,
Идущие неслышно от иконы,
Душа которой от беды болит…
     (Валерий Голубев)

     ЧЕРЕДА МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ…

Череда мировых катаклизмов
Сотрясает весь «шарик» земной —
Губят многие, многие жизни
Наводнения, холод иль зной.
Техногенные бьют катастрофы
Всё безжалостней и всё больней.
Впереди - нечто вроде Голгофы…
Избежать ли распятья на ней?
     (Валерий Голубев).

Однако не будем терять веры и надежды... и любви... Всё, чем мы живём... А в части техногенности кое-что (и немало!) зависит от людей.

Всем нам в наше тяжёлое время необходимо сохранять спокойствие и благоразумие.
Всем нам, а творческим людям особенно, необходима эмоциональная поддержка.
Самое страшное для поэта – это невостребованность.
Поэтому они с благодарностью воспринимают самую малую «востребованность».

     ВАМ ЕСТЬ ЧТО РАССКАЗАТЬ…

Вам есть что рассказать —
никто не хочет слушать.
Вам есть что написать —
да некому читать.
Вам есть что показать,
раскрыв в твореньях душу,
Да некому смотреть…
Рискните — помечтать.
     (Валерий Голубев)


Рецензии