Как я хозяйство разводила. часть вторая

  Ну вот, шел октябрь 1986 года. Мы переехали в станицу в Северском районе под названием Львовская. Ну то есть это был лишь Львовский сельский совет. А дом наш находился в 6 км от центральной усадьбы. Правда рядом с    асфальтированной дорогой. Автобус в Северскую ходил два раза в день. И еще пару раз ходил колхозный автобус. Который возил не всех и не всегда. Все зависело от водителя. Одни довозили и даже платы не брали. А другие раз ты не колхозник, проходи мимо. И тогда приходилось до центра добираться пешком. Правда вскоре мы купили пару велосипедов (благо тогда они стоили не как машина Мерседес)). Но когда я в очередной раз поехала в больницу, проходила комиссию, и оставила велосипед возле больничного забора не привязанным, у меня его украли. И зашла то буквально на десять минут. Видимо кто то специально ждал такую раззяву. Конечно очень расстроившись, я поплелась домой пешком.

     Осень и зима восемьдесят шестого года были очень теплые в тех местах. Работы в самой станице было не много. Только в колхозе. Я пошла в правление колхоза. И мне предложили пойти работать учеником штукатура-маляра, в колхозный стройцех. В первый же месяц нам заказали отделку правления колхоза. Побелку здания и покраску окон. Я так рьяно взялась за работу, что через неделю ,,избелила,, руки в кровь. Мой наставник-строитель со стажем, увидел ,,результаты,, моего ,,мастерства,, , заматерился последними словами, отобрал у меня кисти для побелки и доверил мне красить окна. Что как оказалось у меня очень неплохо получалось. В общем ремонтом здания правления колхоза, местное начальство осталось очень довольно. И нам выдали хорошую премию. Я как ученик получила около ста девяносто рублей, а мой наставник почти триста рублей. Для меня, не получавшей до этого больше ста рублей в месяц, это были сумасшедшие деньги. И я опустошила местный магазин мебели. Так как моя дочка подрастала, а мебели для нее не было в доме. Ну и мы с мамой продолжили ремонт в доме. Дом наш - это турлучное строение, состоял из двух комнат и пристроя-кухни и кладовой, которые после выезда бывших жильцов нам пришлось освобождать от всякого хлама и годами копившейся там грязи и отмывать от неприятных запахов. Еще мы обнаружили очень страшных и неприятных соседей - огромных черных тараканов, которые по ночам шныряли по всем комнатам. Могли забраться не только на стол, но и в кровать к ребенку. В комнатах печка не топилась и дымила всеми ее щелями. А в кухне ее вообще не было.

      Как работнику стройцеха колхоза, мне выделили неликвиды кирпичей и некоторые стройматериалы. По льготной цене. Впрочем тогда и в магазинах еще все было недорогое. Печку пришлось разбирать. Чем мы занялись вместе с моей мамой. А так же нам помогал наш сосед-сын литовской женщины, изначально просто из добрых побуждений и желания помочь вновь приехавшим добрым соседям. Печку он нам помог сложить. Конечно топиться она стала лучше. И грела заметно веселее. Но все равно дымила, пока не нагреется. (Теперь спустя много лет и научившись всему сама, я понимаю в чем было дело, но впрочем рассказ не об этом). Так же мы вывели наших огромных черных усатых ,,квартирантов,,. И побелили-покрасили в комнатах. Поменяли пол, тогда пол в таких хатах стелился прямо на землю. В нашем случае мы въехали в хату с полом из рубероида, покрашенного в черный цвет. Мы купили недорогие пиломатериалы в колхозе(опять же мне их выписали как ,,почетному,, колхознику)). И сделали нормальный пол из ДСП. Покрасили его. А еще сменили сгнившие рамы в окнах. Так что наш дом преобразился и стал похож на приличное жилье. Но места всем не хватало в двух комнатах. И мы решили отделывать не жилую половину дома. Опять же нам помог наш сосед Стас. Из этой половины получилась комната и кухня, перегороженная печкой и стенкой с дверью. То есть получилось совсем неплохо.

     Вроде все наладилось. Мы с моим наставником еще месяц работали на хорошо оплачиваемой и не очень тяжелой работе. Но как рано я радовалась. Наставник мой, как оказалось был бывший уголовник, недавно освободившийся из мест не столь отдаленных, за воровство. Вот видимо старые привычки в нем и проявились в очередной раз. Он там что то утащил с объекта. Но его кто то сдал. И было разбирательство. Причем вызывали и меня к председателю колхоза и участковому. Но убедившись, что я ничего не знала об этом, отпустили. Напарника же не выгнали. А заставили все вернуть и лишили премии за месяц. Причем премии лишили и меня. Я до сих пор не поняла за что. За компанию что ли. И нас перебросили на новый объект - какой то долгострой. Где надо было на второй этаж таскать ведра с раствором, причем замешивать вручную этот раствор внизу, приходилось то же мне. Что я и делала. И видимо так усердно. Что надорвалась и попала в больницу. Где и провалялась дней десять.

     Выйдя из больницы я отказалась от работы на стройке. Мне предложили работать на ферме. Правда в 10 км от станицы, в отделении колхоза. Подменной телятницей. Работа эта мне очень нравилась. Поскольку я очень люблю животных. Но вот местных телятницам видимо моя ловкость, с которой я справлялась с работой,  не давала покоя. Никогда не думала что на ферме то же могут быть интриги. Пришлось уйти. Впрочем я от этого нисколько не потеряла. Моя другая соседка работала в районном ателье технологом. Она и подсказала, что им требуются ученики портных верхней одежды. Причем там платили еще стипендию - целых 69 рублей и давали возможность подзаработать на несложных заказах. Так началась моя карьера портной.

     К весне мы поставили две теплицы. Одна была отапливаемая. Где я насеяла всякой всячины. Овощной рассады и цветов. На рынке в Северской очень бойко торговали всякими саженцами. Я возила туда рассаду, продавала ее. А на эти деньги заводила себе всякие новые сорта плодовых деревьев и кустов. С Урала же уезжая я привезла ели, березки, вереск и еще много чего, что на юге тогда в глаза не видели. К тому же мы с мамой выписывали знаменитые тогда журналы ,,Цветоводство,, и ,,Приусадебное хозяйство,,. Там были адреса фирм, которые высылали посадочный материал разных диковинок, по вполне приемлимой цене. А я всегда любила садить у себя что то необычное. В общем развела я у себя сад своей мечты. Цветы, деревья всякие. Соседи и даже жители с соседних улиц и станиц приходили и приезжали полюбоваться моим садом и просили продать им саженцы деревьев и цветов. Что я с удовольствием и делала.

     Сосед мой, а теперь уже и по совместительству мой муж, настроил нам всяких сараюшек и клетушек. Мы развели кур, уток, гусей. А еще по бросовой цене завели козла пухового. Я никогда коз не держала и согласилась его купить только из любопытства. Скажу вам, ну и хватили же мы лиха с этим козлом. Как его не привязывали, он всегда умудрялся отвязаться и залезть к соседям. Пришлось зарезать его на мясо. Не хотелось перессориться со всеми соседями из за этого животного. Еще нам моя новая свекровь подарила телку. И двух поросят. Но это было только начало. Потом развели целую маленькую ферму свинок и бычков. А птицу мы даже не считали. Сколько их там бегало на скотном дворе мы и не знали. Индоутки - мускусная утка неслись и высиживали сами по себе. Даже в собачьей конуре.

     Однажды летом ко мне приехала погостить моя подруга из Свердловска со своей дочкой. Так она долго потом удивлялась, как мы живем. Все поражалась ,,вы по фруктам ногами ходите,, (у нас вдоль забора по огороду росли чернослив, вишня шпанка и орехи грецкие. Так вот сколько мы их не собирали, сушили, варили. Сливы не кончались. Орехами и всякими вкусностями из фруктов, овощей и домашнего мяса мы ее при отъезде нагрузили. )) Она еще года два вспоминала об этом.

     Так и жили потихоньку. Большое хозяйство. Большой огород. Много трудились. Мечтали о будущем. Но тут нас настиг дефолт и первый кризис...


Рецензии