Вся надежда на доменные печи

ВСЯ НАДЕЖДА НА ДОМЕННЫЕ ПЕЧИ
(Из книги «О людях и для людей»)

1 На завершающем этапе.

 Сопло не подходило. Подсвечивая себе небольшим масляным факелом, и с трудом придерживая массивное тело фурменного прибора,  печная бригада вручную  старалась закрепить его в бронированном теле  печи. И вот наконец-то  это не без труда удаётся, и люди несколько облегчённо вздыхают.
  Двое крепких молодых горновых, стараясь одновременно бить кувалдами, начинают загонять фурму ещё  дальше,  плотнее,  в её бронированный бок. Вот обер-мастер Лыков отстраняет одного из горновых, у которого,  как ему показалось, удары были слабее, чем  напарника, и сам начинает бить, показывая, как это нужно делать.
 Остальные фурмы на печи уже потом устанавливались  значительно легче, чем эта. Так чем  же можно объяснить то обстоятельство, что первая фурма так долго не желала становиться на своё нужное место?  То ли особенностями строения самой  этой строптивой фурмы, тем,  что она как-то не так, как нужно,  отлита,  то ли тем, что у всех в работе бывает, как говорится,  «первый блин комом», то ли потому, что после показательной работы самого Лыкова  стало бригаде легче справляться и с другими фурмами. Но как бы там не было, но работа пошла на лад.
  Таким образом, торопливо, в тоже время основательно, несмотря на подобные  неприятные нюансы, работа шла.  Третья доменная печь готовилась к  задувке после долгожданного завершения  капитального ремонта. И потому  в этот важный и ответственный момент окончания  ремонта на третьей  печи сегодня здесь были почти все горновые и другие работники  цеха, в том числе и с других печей.  Они все вместе ещё раз внимательно всё проверяют, осматривают, подгоняют, настроение у всех одновременно и торжественное, и беспокойное: как всё получится, как заработает печь? Этот вопрос сегодня все задают себе и находятся  в полном тревожном напряжении и  ожидании.
  Вот вижу, как водопроводчики внимательно проверяют систему охлаждения печи, это последние штрихи ремонта. Это очень важный момент:  охлаждение на печи теперь после ремонта должно быть намного мощнее, чем ранее, что даст возможность печным бригадам работать более уверенно и надёжно не только во время её  пуска, но и после него. «Киповцы», то есть работники лаборатории контрольно-измерительных приборов,  автоматизации и механизации,  здесь же, и  они  также озабочены финалом ремонта:  копаются  в своих приборах, что-то там прилаживают и окончательно настраивают, а с ними,  можно сказать  впритирку, трудятся заводские  слесари-ремонтники. Они  все сегодня в трудах и заботах, понимают важность момента. Тут же снуют  работники треста «Центрдомнаремонт», а вместе с ними трудятся и рабочие  службы механика завода.
  И я тоже среди них сную,  толкаюсь, возможно, даже  мешаясь под их ногами, беру на лету  интервью у всех попавшихся мне под руку  участников ремонта.  Но что делать, это тоже моя работа, так сказать: «по горячим  следам»  ещё  окончательно   не завершённого, но  очень  серьёзного капитального ремонта.  И потому я тоже волнуюсь, стараюсь ничего не пропустить, не упустить, всё увидеть своими глазами, взять  интервью у самых активных участников ремонта.  В том числе и  у самых  главных его исполнителей, которые в курсе всего и вся,  а  таковыми  могут быть только  главный  инженер «Центрдомнаремонта» Владимир Алексеевич Трофимов и  главный механик  нашего завода Александр  Викторович Сальников. Вот что они мне рассказали, ещё не остыв от дел, не отдышавшись от бега по участкам ремонта.  И  не только об окончательном  этапе, но и  обо  всём его  ходе с самого начала и до конца, о всех сложностях, которые им пришлось преодолеть, пережить,  а также и об их понимании  значения  своевременного его окончания  для всей дальнейшей деятельности завода.

2.Слово руководителей.


Владимир Алексеевич Трофимов, главный инженер АО «Центрдомнаремонт:

  «… В апреле этого года на АО «КМЗ» был начат капитальный ремонт первого разряда на доменной печи №3. Объем работ во время ремонта выполнен на сумму около четырёх миллиардов рублей. За это время были выполнены следующие работы: полностью удалены из печи продукты плавки, разобраны – футеровка печи, футеровка горна, лещади.
 Также проводились работы по замене футеровки по тракту горячего дутья, воздухонагревателей. Заменялось оборудование печи. В том числе, заменены холодильники по шахте, холодильники фурменной зоны, холодильники заплечиков. Проводилась замена засыпного устройства.
 Перечисленный объём работ выполнялся силами подрядный организаций АО «Центрдомнаремонт», госпредприятия «Строитель»,  ремонтниками доменного цеха и всего завода АО «КМЗ». К слову сказать, и этих сил не всегда было достаточно для выполнения такого большого  ремонта. И поэтому прикомандировывались ремонтники из других управлений АО «Центрдомнаремонт».
 В связи с нынешними экономическими трудностями в стране, которые есть потому и естественно, как  в АО «Центрдомнаремонт»,  так и в самом АО «Косогорский металлургический завод», нынешний  ремонт оказался более трудным и проводился  с минимальным привлечением людей к участию в нём и выполнялся он не в полную силу. Достаточно сказать, что на таком же ремонте в восьмидесятом году на этой же самой доменной печи работали от шестисот пятидесяти до семисот человек, а в нынешнем ремонте участвовало  только сто человек.
 В связи с этим печь ныне на ремонте  простояла довольно длительное время, но хочется отметить в тоже время и высокое качество выполненных ныне работ, ибо в этом  ремонте участвовали только те бригады, которые всегда и постоянно были занятые только этим  ремонтом оборудования именно этой печи. Именно эти бригады всегда выполняли капитальные ремонты  оборудования  на АО «КМЗ», то есть ремонтировали люди только своё, родное, хорошо им знакомое оборудование, делали привычное дело. И ремонтировали-то  они свою печь на совесть,  со знанием  дела.
 Поэтому печь, думаю,  будет задута без всяких нарушений, её ход окажется ровным и первые продукты  плавки будут выданы согласно графику. Мне бы хотелось ещё отметить активное участие в ремонте всех цехов АО «КМЗ» – литейщиков, механиков, энергетиков и так далее.
Но особенно хочется похвалить работников цеха водоснабжения. Они-то  заменили водовод диаметром в восемьсот двадцать миллиметров. Хочется ещё поблагодарить «киповцев», железнодорожников и автотранспортников. Чувствовалось: все на ремонте работают для себя, с  высокой ответственностью.
 Оперативно, часто с выносом оптимальных и единственно верных решений, работал штаб ремонта. Заседания штаба проводились чётко и организованно, где решались, как  я уже говорил, почти неразрешимые проблемы. Это вопросы снабжения, приобретения металлоконструкций, материалов.
 Однако, несмотря на все эти трудности, ремонт прошёл на очень хорошем организационном уровне, по-деловому и аккуратно. Большие нервные нагрузки и напряжение испытал в этом ремонте, но проявил достаточно высокие организаторские способности, начальник ремонта, он же и главный механик завода, Александр Викторович Сальников.
 Среди своих работников по АО «Центрдомнаремонту»  я бы хотел отметить начальника участка Н.Рыбакова, мастеров И. Бобылёва и И. Борисова, бригадиров: А. Коликова, И. Азимова, В. Юрушкина, резчика А. Разорёнова, сварщика И. Пелихова…».
 

Александр Викторович Сальников, главный механик АО «КМЗ»:

  «… Для нас ремонтников завода это лето было очень тяжёлым. Впервые в заводской практике  мы почти одновременно провели ремонты всех трёх доменных печей и всех разрядов, которые только могут быть. Ремонтные работы потому велись всё лето, для нас не было ни дня отдыха, даже в праздничные дни. А начались они, эти ремонты,  уже весной –  семнадцатого апреля, с ремонта первого разряда на первой доменной печи. И если к этому нашему первому ремонту мы готовились, то к последующим ремонтам, второй печи третьего разряда и первой печи второго разряда, мы приступили практически без всякой подготовки. И без того эти сложные для нас ремонты потому стали ещё сложнее и напряжённее. К тому же они проводились сразу же друг за другом, без какого бы либо значительного промежутка  между ними.
 И силы для проведения таких объёмов работ значительной сложности у нас были не вполне достаточны. Пять монтажных бригад организации «Вира», более привычного  названия АО  « Центрдомнаремонта», три бригады местной организации  «Строитель», три бригады самого доменного цеха, да две ещё заводские бригады из цеха по производству фитингов. Правда, в начале ремонта  доменной печи №3 были к нам на завод прикомандированы ремонтники домен из Липецка, но качество ремонта  и их отношение к нему,  оказались не должной высоте.  Возможно это, конечно связано и с оплатой их труда, с недостаточным на их взгляд решением финансовых вопросов, не знаю, но они вскоре отбыли с ремонта.
 Должен сказать, что в ходе ремонта третьей доменной печи возникло немало трудностей. Хотя  мы к нему и готовились, в отличие от других уже выполненных ремонтов, однако на этом ремонте  у нас не хватало огнеупоров. Поэтому шахту печи мы выложили с меньшим количеством огнеупоров. Не полный профиль. Отрадно всё-таки, что мы смогли во время этого ремонта заменить углеродистые блоки, неплохо разработали горн, смогли поменять и практически полностью стороны желобов, как шлакового, так чугунного.
 Во время всех ремонтов без выходных дней работал литейный цех. Но задание своё всегда  выполнял по изготовлению холодильников и жёлобов. Активно и по-ударному участвовали в ремонте третьей печи слесари и сварщики  ремонтно-механического цеха. В доменном цехе на ремонте неплохо показал себя, как организатор и грамотный руководитель, электрик доменного цеха Каретников. Он умело управлял двумя бригадами электриков из электротехнического цеха. Замечаний к его  работе на ремонте не было. Полностью, и на этот раз только своими заводскими силами, заменено всё электрохозяйство печи.
 Особенно радостно отметить, что во время этого ремонта решена очень важная для завода задача, но особенно для всего доменного цеха, по замене водовода, снабжающего водой предприятие. Сложность выполнения работы была в том, что путь прохождения трассы этого водовода никто на заводе не знал. Так как он был проложен слишком давно, но к счастью на заводе имелись  старые чертежи, датированные 1956 годом. А вот насколько они были  точны и верны –  никто не знал! Теперь же, после его замены, мы чётко знаем,  где проходит новая трасса водовода. И это позволит в будущем более спокойно работать всему предприятию. Не скрою, боялись мы приступать к этой работе, очень боялись, но, понимая её важность, решительно приступили к её выполнению и выполнили её.
 Здесь, в замене водовода и решении этой важной задачи, нужно отдать должное Валерию Николаевичу Петрову и его организации  «Строитель». Он взялся за эту работу и хорошо её выполнил. Кроме того, сложившаяся трудная производственная и экономическая ситуация на заводе оказалась на руку для выполнения этой важной работы. Нет, как говорят,  «худа  без добра», завод-то почти весь стоял! А разве во время его работы такую задачу  можно решить, выполнить?  Конечно, нет!  Вот потому-то эту ситуацию надо было использовать на все сто процентов, и мы её использовали на сто! Представляете, всю жизнедеятельность завода обеспечивала всего одна нитка водоснабжения, а вдруг с ней что-нибудь случилось? Теперь одна может быть в работе, а другая ремонтироваться. Таким образом, отныне третья печь водой обеспечена с избытком и её работа после ремонта, в части обеспечения водой, полностью гарантирована от всяких сбоев. А это ранее всегда грозило бедой и в любой момент неожиданно могло стать «узким» местом в работе печи. Теперь такой опасности нет. Теперь можно сказать, что  третья печь в идеальном состоянии…».
 
3. Всё зависит от третьей печи.

Но вот и самый ответственный момент: пуск третьей доменной печи после ремонта. Он и ответственный, он и желанный, он и тревожный: как-то она начнёт свою новую жизнь? Итак, двадцать шестое августа 1996 года, ровно в десять часов как в доменную печь номер три  было (где уже предварительно под кокс были заложены дрова) подано горячее дутьё. Шестьсот пятьдесят градусов! Таким образом, печь и была задута. Как она начала свою работу и каким на деле оказалось качество ремонта об этом я спросил чуть позже, через несколько дней, у того же главного механика завода Александра Викторовича Сальникова. Хотя наш разговор должен был состояться несколько иным: по поводу ремонта двух других доменных печей, но он сам начал этот разговор именно с третьей печи. И я понял почему: в ту минуту работа третьей доменной печи его волновала более всего, даже более чем предстоящие ремонты.  Вот, что он мне рассказал:
 «… После ремонта третья печь работает неплохо. И уже сейчас можно форсировать её ход. Сейчас ею занимаются технологические бригады, технологи. И мы все  на заводе считаем, что печь будет давать 700 – 800 тонн чугуна в сутки. Такая вот на сегодняшний день для завода нужна от неё производительность при выплавке литейного чугуна.
 Ведь последняя авария на второй доменной печи (двадцать седьмого августа) и идущий сейчас капитальный ремонт первой печи, то есть вся сложившаяся ныне неприятная ситуация в доменном цехе и в целом на заводе,  не оставляет нам никакого выхода, кроме как возложить всю нагрузку на только что отремонтированную третью печь. На неё вся надежда,  вот так-то получается! Она и есть гарантия не остановки завода, а его работы, работы всего доменного цеха. Сегодня нас сможет спасти только безупречная работа этой самой  третьей доменной печи. А как она будет работать, то это зависит ныне не только от безупречной работы самих доменщиков, печных технологических бригад, но и как, в значительной степени, и  насколько качественно был выполнен нами, ремонтниками, её капитальный ремонт. Вот это и явится сегодня самой строгой проверкой нашей работы, профессионализм всех участников ремонта!
 Впрочем, перед последней случившейся на ней аварией мы и вторую печь отремонтировали неплохо. И не наша в том вина, что буквально только что на накануне отремонтированной  печи, после хорошей её раздувки  и  суточной нормальной работы мастером печи была допущена  оплошность, в результате которой вся наша работа пошла насмарку! А сколько в этот ремонт было вложено сил и нашего труда?!».

4. Ошибки должны быть впрок

 «…Ведь мы только-только в воскресенье, в восемь часов тридцать минут, как запустили вторую  печь,  – рассказывает далее главный механик, – а уже во вторник в пять часов пять минут допускается мастером печи  грубая технологическая ошибка и печь «забурилась». Причина тут одна – не внимательное  отношение к делу. Это же повторение, один в один, той же самой ситуации, что случилась  в январе этого года. Сколько мы тогда от той первой аварии  натерпелись, но видно  ошибки не всегда идут впрок! И опять тот же просчёт, та же нелепая ситуация со шлаковой лёткой?!
 Со шлаковой лётки уже начал идти не шлак, а чугун, но мастер  решил «подождать» с выпуском чугуна, не стал открывать чугунную лётку, вот потому и оказалась загубленной печь. Когда же мастер всё-таки решился выпускать чугун, то  взрывом из печи вынесло даже воздушный прибор, а теперь вот будет специальная комиссия делать  разбор этого случая, но пойдёт ли на пользу нашим доменщикам  и эта авария, если предыдущая не помогла, ведь ошибки-то повторяются! Одно нам сегодня пока ясно: вся наша работа была загублена,  нам  придётся вновь ремонтировать эту печь.
 Получается, что впустую прошла вся наша напряжённая работа, загублен труд многих бригад, напрасно  были затрачены силы и средства. А ведь с пуском второй печи тоже связывались большие  надежды на лучшее, на более эффективную работу всего завода, на улучшение его финансового и материального положения.  В данный момент  на этой «забуренной» печи находятся все: и ремонтные бригады, и технологические. Работы здесь вновь через край…».

5. Аварии – это наша беда!

Авария на второй доменной печи явилась неприятной неожиданностью для всех нас заводчан. Ремонт второй печи намечался к проведению только в сентябре, сразу же после окончания капитального ремонта на третьей доменной печи, но получилось иначе. Предполагалось немного дать ремонтникам отдохнуть и тут же начать вторую печь ремонтировать, но почти полное отсутствие на заводе руды и потому вынужденная остановка второй печи подсказало начать ремонт раньше, чтобы потом, в сентябре, печь не останавливать и терять время на ремонт. То есть, предполагалось использовать вынужденную остановку с пользой, свести потери к возможному минимуму. И потому ремонтники раньше намеченного срока приступили к ремонту. Ремонт намечался третьего разряда,  на четверо суток, но приступив к нему,  ремонтники не спешили: раз печь так и так стоит, то выполнили они его за шесть суток, но более тщательно. Кроме того, темп ремонт сдерживало и отсутствие грузоподъёмных механизмов, их пришлось «занять» в АО «Центрдомнаремонте». Как отметил мой собеседник, в ремонте второй печи есть ещё  одна особенность: печь сама по себе не похожа ни на первую, ни на третью печь. И на этом ремонте заводские ремонтники многому научились при замене засыпного аппарата. И здесь в эффективность работы большой вклад внёс Семён Степанович Миндрин – мастер монтажных бригад, ранее работавший в АО «Центрдомнаремонт».
 Молодёжь, заводские ремонтники, по ходу ремонта перенимали его опыт. Печь ремонтировалась в «тёплом» состоянии, не остывшая, ещё горячая. И потому после ремонта быстро «раздулась» и неплохо начала работу. А тут, некстати, авария! И если бы не допущенное ротозейство, она бы и сейчас неплохо работала, но приходиться её вновь ремонтировать.
 А вот ремонт первой печи намечалось проводить только в будущем году, в девяносто седьмом. Но техническое состояние её уже сейчас было очень плохим, и таким образом это не позволяло её дальше эксплуатировать. Чтобы избежать полного ремонта и дотянуть до намеченного срока, ремонтники решили на ней пока заменить только «заплечики» и продлить ей жизнь до ремонта. Но когда  произвели их вырезку, то все увидели, что ситуация  сложнее, чем предполагалась, что состояния печи  более тяжёлое, чем можно было думать до проникновения в печь. Кроме «холодильников», «заплечиков», «фурменных холодильников», пришлось заменить также нижний ряд «сегментов», хотя и выборочно. Так что у ремонтников получился в доменном цехе беспрерывный, с переходом с одной печи на другую, ремонт, который из-за случившейся на второй печи аварии ещё и не закончился и на сегодняшний день!
 Люди устали, но понимают, что иного выхода  нет,  кроме как быстрее запустить в надёжную  работу все три доменные печи. Сегодня все на заводе понимают, что они работают на себя и  у них есть только одна возможность выжить – производить и реализовывать как можно больше чугуна. И в этом выживании вся надежда  на надёжную и безаварийную работу доменных печей! Ни одна служба, ни один цеховой коллектив не  должен  остался в стороне от этой работы, отдавать все силы работе доменного цеха. И после  сложнейших и трудных ремонтов сегодня доменщики говорят спасибо всем: фитинговцам и цементникам, механикам и электрикам, железнодорожникам и автотранспортникам, работникам газового цеха и всем, всем заводчанам! А у всех заводчан теперь появилась надежда на надёжную работу доменного цеха. Только все вместе и дружно, в наше непредсказуемое время, мы можем выстоять и сохранить свой завод и посёлок.
А.Бочаров.
1996.


Рецензии