Махайра басилевса

Здесь прежде всего мы сталкиваемся с ритуальным поединком со своим тотемом людей, идущих на власть.  В древности человек, претендующий на власть среди людей, прежде всего должен был доказать свою состоятельность на это, сразившись с носителем силы того божественного начала власти, на которое он претендовал. Так, для того, чтобы стать царём-воином, претендент должен был повергнуть сохатого. При претензии на воеводство – сразиться с бером (бурым медведем). На должность советника-визиря (моурау) – поймать хитростью пантеру, на иеристава , тарханта (свободного властелина)   - снежного барса или тигра.  Претендент на титул басилевса должен был сразиться со львом и сделать это определённым жреческим оружием.

Это сейчас с подачи римских в историков басилевса переводят просто как царя, в эллинское время это был прежде всего герой. Басилевс – идущий дорогой льва. Это тот, кто своим личным примером показывает правильный путь, путь льва. Лев – царь зверей с солярными функциями. Человек, вышедший победителем из поединка со львом, принимает на себя его силу,  власть, мужество и сияние. Лев был культовым животным Геракла. Зооморфным символом этого культа был пещерный лев, животное на нынешний момент реликтовое. Культ этот был прежде всего связан с огнём, возможно, являвшимся олицетворением Солнца. В позднейшей традиции, как к божеству, Гераклу достался солярный культ и воинские испытания, испытания славой, и титул басилевса. В каждом государстве культа пещерного льва был свой басилевс. Все они часто считались потомками Геракла.

Махайра ( ;;;;;;;, makhaira, machaera) - эллинское слово,
имеет несколько переводов:
1) жертвенный нож
2) короткая сабля или кинжал
3) меч
4) махера (неизвестный нам минерал, похожий на железо)
образованное от ;;;; (“бой, сражение, битва
”), - термин, используемый современными исследователями для описания вида древнего клинкового оружия, в основном большого ножа с изогнутым лезвием.

Махайра Гомер упоминает махайру, но как бытовой нож небольшого размера.

В древних текстах термин “махайра” имеет множество значений, и фактически мог относиться к любому ножу или мечу (в т. ч. и современное значение этого термина), даже к скальпелю хирурга, но в военном контексте он часто обозначает тип однолезвийного меча, ориентированного прежде всего на рубящие, а не колющие, удары.

Современные исследователи отличают махайру от кописа (древний термин для описания схожего типа меча) основываясь на том, искривлен ли клинок вперед - копис ( ;;;;;, лат. kopis), или нет - махайра.

Часто наравне с кописом в македонской и эллинской армии для нанесения колющих ударов использовался прямой меч – ксифос. По видимому, он больше применялся в кавалерии.

Вопрос о происхождении махайры однозначно не решен. Отдельные экземпляры этого оружия и его близких форм обнаружены и на Балканском, и на Апеннинском, и на Пиренейском полуостровах, Иверии что позволило некоторым исследователям отдать честь его изобретения народам древней Испании или этрускам. Здесь происходит совмещение географических терминов Иберии и Иверии.

Существует также мнение о зарождении этого вида клинкового оружия на Ближнем Востоке.

Наиболее вероятно, пожалуй, появление махайры на севере Балканского полуострова, в среде фракийских племен, откуда не позднее третьей четверти VI в. до н. э. она попадает к эллинам.
 
Само имя героя культа пещерного льва связано с понятием славы. С поиском славы связано и сакральное оружие этого культа.  Клинок  отображает саму сущность Геракла . Это режущая часть холодного оружия, это то, что приятно для славы, то, чем стяжают славу. Единое в древности жречество оружия против льва со временем было разделено, Геракл стал героем, идущим за славой. Он перестал ковать это оружие и охраняет  того, кто своим умом и умением вершит мирные дела. Но культ этот как защиты, так и нападения, все равно был направлен на войну и славу в войне. У каждого басилевса в каждом государстве было своё сакральное оружие культа, передававшееся как регалия власти от басилевса к басилевсу.

Артефактом жрецов пещерного льва, выходящих на "поединок басилевса", была махайра – война солнца. Именно в поединке с солнечной кошкой заключался сакральный смысл вступления на титул. Махайра  это кривой сложно изогнутый клинок с заточкой на внутренней стороне клинка и обоюдной заточкой передней трети клинка.  Длинна махайры примерно 50 – 65 см. По своей форме он напоминает клык льва, а эфес его делался в форме когтя  тотемной кошки. Ножны махайры прямые, отделаны золотом. Сделаны  из дерева.  Сам клинок артефакта был из чёрной бронзы. Эфес махайры был сделан либо из серебра, либо посеребрён.

При жреческом поединке человек, претендующий на власть басилевса, выходил в жреческом одеянии против льва, царя зверей. До нас сохранилась мозаика этого ритуала. Здесь мы видим будущего царя, известного в истории под именем Александра Македонского. В отличие от охотничьёго костюма, когда на льва и барса выходили в льняном панцире, на жреческом поединке претендент обнажён. Это “рыцарский” поединок за первенство, после которого победивший получает новое имя, имя, под которым его знает божество. После поединка с сакральным животным присваивался титул – басилевс (идущий путём льва).  Человек и тотемное животное вооружены идентичным оружием. У льва это клыки и махайра из чёрной бронзы – человека, это шкура животного и плащ претендента.

 На мозаике из Пеллы изображён как раз такой поединок. Это один из последних жрецов пещерного льва, проходивший инаугурацию. Имя его в истории и деяния почти полностью были преданы забвению, все его дипломатические таланты вычеркнуты из истории, память о нём опошлена и опорочена . После этого жреческого поединка этот претендент получил имя Гефестион , и в римской традиции совсем не сохранилось, что он был басилевсом до 324 г. до н.э. 

Нельзя забывать, что басилевс это царь-жрец, а не царь-воин, и что в Македонии, как и в Спарте, было двоецарствие.  Царь-жрец, которым был Гефестион, это не полководец, ведущий войска, это не законодатель. В современном понимании это ближе к “патриарху“ в государстве, где церковь не отделена от власти. Артефакт льва – прежде всего оружие идеологической власти. Махайра вместе со своим жрецом-носителем составляли воина солнца. Это тот клинок, который перед войском очищает ритуальный путь  как от наведённых врагом пут, так и от тёмного марева навёденного вражескими колдунами и магами . Царь-жрец занимался ритуальным очищением армии, принимая на себя её поражение и все невзгоды.   В дальнейшем в парадном варианте, подобно Гераклу, царь-жрец носил вместо шлема львиный череп. 
На поединке против льва Гефестион не смог одолеть один это священное животное. Если бы не помощь Кратера, неизвестно, чем бы кончился поединок за титул басилевса. Гефестион и Кратер (Владыка) вместе  были на поединке, переплетены их судьбы остались и в дальнейшем.
В 324 г. до н.э. согласно официальной истории  Александр Гефестион Аментор умирает в Экбатанах, и целый год происходит возня вокруг его трупа, явно хорошо разложившегося в жарком климате. Пердикка  занимается перевозкой этого тела. Тем временем в память о Гефестионе вырезают всех кассеев . 

“Похороны“ Гефестиона состоялись в 323 г. до н.э. Согласно Арриану, оракулы бога Амона  велели воздавать Гефестиону почести как герою , т.е. как Гераклу. По Диодору, было приказано чтить Гефестиона, как божество младшего чина . “Роскошный погребальный костёр в честь  героя Гефестиона стоил 10 тыс. талантов , а, может быть, и больше. Многие из “друзей“ в угоду царю посвятили себя и своё оружие умершему. Хилиархия конницы “друзей“ впредь стала именоваться Гефестионовой. Кроме богатой усыпальницы, сооружённой в Вавилоне, македонский царь приказал Клеомену, правителю Египта, воздвигнуть два храма в честь Гефестиона – в Александрии и в близи острова Фарос“ .  “Поскольку Гефестион был причислен к сонму богов, в его честь соорудили гигантский алтарь в Вавилоне“ . Всё это описание было дано через 500 лет после событий, люди другой цивилизации, культуры и идеологии за “смертью Гефестиона“ не заметили идеологического значения свершившегося события. Под “смертью Гефестиона“, согласно религиозному воззрению эллинов (македонцев), надо подразумевать смерть союза жреца и клинка. Клинок в образе махайры являлся славой жреца, песнью его жизни. В данном историческом событии надо говорить  о смерти клинка – сломанной махайре, когда жрецу ничего не остаётся, как либо воткнуть обрубок клинка себе в сердце, тем самым дав ему возможность возродиться через ковку и нового жреца, либо похоронить клинок как личность. При втором варианте жрец складывает с себя сан, все регалии и титулы и становится простым смертным, либо Богом (аватаром), пройдя через чин иеры (инока). В данном случае бывший Гефестион мог удалиться в любой из созданных храмов простым иноком, потерявшем славу (клинок – слава инока). Похороны клинка могли состояться в день праздника Гефеста, именно с этим связано почти годовое ожидание данной церемонии. Если клинок был переломлен в течение года, то только в день весеннего равноденствия могли быть произведены похороны сакральной махайры.  В могиле под жертвенным серебром, под алтарем на котором приносили жертву, в Вавилоне остался покоиться этот артефакт.

Со смертью клинка - махайры и его официальными похоронами происходит смерть жречества пещерного (каменного ) льва. Гефестион был последним законным басилевсом Македонии. Александр, бастард Филиппа II, не являлся басилевсом, а был предводителем союзных, демократических, греческих войск, жрецом Аполлона, и именно со слов жрецов Аполлона  до нас дошла история Александра Македонского, выгодная демократическим силам.
Что касается Кратера, участвовавшего вместе с Гефестионом в жреческом поединке, то в отличие от Отоса (Филоты) ему удаётся в 323 г до н.э. придти к единовластному правлению. Видимо, именно тогда он и получает титул Кратер (Владыка). Как его звали до этого, история умалчивает. В 301 г. до н.э. Кратер погибает в сражении.
Диадохи, поделившие “Империю Александра“, хотя и именовали себя басилевсами, но не все из них проходили  инаугурацию и участвовали в жреческих поединках. Из всех диадохов известен только Селевк, основатель государства Яван, прошедший полную инаугурация на басилевса. Какую махайру поднял сей лев, мы можем только предполагать. Но так как государство было новым, для нового басилевса могли изготовить и новый сакральный клинок.  Новая, сакральная махайра отражала путь нового государства (Явана) и освящала новую династию культа пещерного льва.

С колонистами махайра проникает в Италию и заимствуется, в том числе этрусками, военное дело которых испытывало сильнейшее греческое влияние особенно в Великой Греции.

Известный профессор кафедры Истории и Археологии Мадридского университета Фернандо Кесада-Санс сделал исчерпывающий анализ термина “махайра”, опираясь на античных авторов. В результате выяснилось, что махайрой они называли очень разные предметы - ножи мясников, ножи для жертвоприношений, очень часто этот термин употреблялся, когда речь шла об оружии варваров. Автор также пишет, что античные авторы слишком вольно обращаются с военной терминологией, часто одним и тем же термином могут называть разные виды холодного оружия или доспехов. В более поздних произведениях иногда махайру можно считать термином, описывающим однолезвийный меч.

На мой, личный взгляд, махайра в отличие от кописа, изначально была жреческим мечом для религиозных церемоний проводимых басилевсами перед боем. Впоследствии термин распространился и на другие однолезвейные кривые мечи.

Но не только античные авторы вольно обращаются с военной терминологией! Например, в настоящее время очень трудно отличить махайру от фалькаты, потому что конструкция их идентична и мы не сомневаемся в том, что при идентификации подобных экземпляров могут возникнуть споры, в которых каждый по-своему будет прав. Хотя это может показаться парадоксальным, интересным является и то, что согласно вышеуказанного автора и других историков, название “фальката” появилось в XIX в., когда в 1867 в некрополе de Los Collados (Almedinilla) откопали одну из самых известных фалькат.

Считается, что этеры (македонская дружина) должны также пользоваться однолезвийными кописами или махайрами с изогнутым клинком, однако копис в руках македонца встречается только один раз, на мозаике из Пеллы, изображающей охоту на льва. И если говорить, что это ритуальный поединок со львом, то махайра там будет оправдана. В то же время махайры или кописы часто изображаются при вооружении гоплитов. Следовательно, данный юноша из пехоты. Тит Ливий пишет, что македонские кавалеристы конца III в. до н. э. были неприятно поражены действием «испанских» мечей (однотипных с кописами) в стычках с римской конницей. Здесь можно предположить, что махайры были утрачены вместе с титулом басилевса.

Копи;с ( ;;;;;) — разновидность холодного оружия с односторонней заточкой по внутренней грани лезвия, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов. ;;;;; означает «рубить, отсекать». В отличие от Махайры он имеет небольшой изгиб и более тяжёлую рубленную форму.
Махайра - воин солнца - имеет более изящную форму с выверенными изгибами, предназначена для рубяжего и скорее режущего удара. Удара с оттягом наносящего страшные режущие раны. Такое ощущение, что историкам античности, что сабля что шашка - оба искривлённые меча - значит идентичны!.
Сейчас под фалькатой понимают все кривые мечи от коптиса до махайры, так как фальката относится к римской культуре, сам термин, а римская культура давлеет над умами.


Рецензии