Взгляд со стороны

Взглянуть на себя со стороны, конечно, при желании можно. Но увидеть, какой я есть на самом деле, нельзя. Даже при очень большом желании.

Не даст в упор смотреть на себя со стороны твой главный руководитель и наставник по жизни. По-любому, исказит твой взгляд так, как ему надо.

Зовут твоего бессменного воспитателя Эгоизм. Если ты скажешь, что такого не знаешь, я тебе не поверю. Потому что моего зовут так же.

Ты не только его знаешь, но и считаешь его своим «я». Ты считаешь, все другие считают. Все перед ним преклоняются. Многие им даже гордятся.

Он не только исказит твой взгляд, но и успокоит, если ты невзначай в себе усомнишься. Найдёт оправдания. Якобы для твоего блага и психического здоровья.

И даже может побуждать тебя самосовершенствоваться. Чтобы больше приходило почестей ему, любимому руководителю и учителю.

Однако, этот твой гуру, не давая проедать взглядом себя, помогает тебе смотреть со стороны на других. Смотреть для того, чтобы других использовать на пользу себе. Ну и, не без того, - на пользу своего благодетеля. Смотреть так, чтобы понять, как и где лучше этих всех других попользовать. То есть, помогает смотреть проникновенно-критически.

Давай-ка с тобой этим воспользуемся. Только попробуем просто так, а не для чего-то. Будем внимательными и пустыми. В смысле не замороченными какими-то своими шкурными интересами. Это надо для чистоты эксперимента.

Затруднительно игнорировать свой субъектив, но возможно. Легче, если ты ездишь в метро. И совсем легко, если живёшь у последней станции метро, где ещё нет критической народной напруги по утрам. На такой станции ты спокойно заходишь в почти пустой вагон. Садишься.

Не спеши впадать в дремоту или утыкаться в газету. Подожди совсем немного, до следующей станции. Не пожалеешь.

Двери ещё только приоткроются, а в проём уже врываются самые целеустремлённые личности. Подлетая к сидению, совершают посадку, иногда довольно жёсткую. У дышащих им в спину уже более сложная задача. Свободные места ещё есть, но их количество стремительно уменьшается. Куда метнуться, чтобы успеть?!

Один успел. Вписался. Тут же расслабился. Поправил наушники, закрыл глаза с блаженной улыбкой. Или начал тыкать пальцами в смартфон. Ещё один вперил взгляд в электронную книжку.

Не успевший, передёрнув плечиками и выдохнув, пристраивается там, где короче ноги успевших присесть.

За этими активистами хоть и спешно, но уже спокойно заходят «некреативные» граждане. Размещаются. Аборигены изготавливаются к чтению стоя, теребя бесплатную газету или обычную книжицу.

У меня они все вызывают сочувствие. А спокойные – прям-таки уважение. Это у меня, потому что я раньше жил возле такой востребованной массами станции. Сливался с ними в потоке. Многие из них до метро ещё теснились в трамвае или автобусе. Я с ними сосредоточенно месил кашу тающего от обильного посыпания солью снега, пристраиваясь в очередь на вход. Топтался по грязной воде вестибюля в следующей очереди к «вертушке». Потом надо было вписаться на эскалатор в правый ряд, чтобы не попасть под скакунов-«бегунков». В потоке к перрону  лавировать, уклоняясь преимущественно от женщин, всё время норовящих тебя неожиданно «подрезать».

Подходит поезд. Одним нужно напрячься и сделать рывок, чтобы получить десяток-другой минут сидячего покоя. Другие не напрягаются, не рвутся, берегут себя и своё достойное лицо, не претендуя на теплые места.

Это общая картина. Дальше идут сюжеты. Зашла в вагон бабушка. Или дедушка. Или женщина с ребёнком. Встают чаще те, кто уже ехал. Реже - влетевшие первыми и с ходу приземлившиеся. И почти никогда не встают те, кому посадка досталась как счастливый случай после мучительных метаний.

Если ты участвуешь сам в проникновении в вагон, то ТАК ты это не увидишь. Потому что в этом участвуешь.

Чтобы увидеть так, как оно есть, нужно не участвовать.

Попробуй. А потом, если сподобит, когда твой учитель вздремнёт, вдруг тебе получится увидеть со стороны самого себя.

Ты только сильно не расстраивайся. Если будешь сильно потрясён, сразу буди своего руководителя. Он тебя вернёт к «нормальной» жизни. К жизни без взгляда на себя со стороны.

- Осторожно! Двери закрываются. Следующая станция…

Поехали. Кто сидя, кто стоя. Все рядом, притираясь, но каждый – сам по себе. Вот и всё, представление закончено. Другие репризы – уже потом…

Ты автомобилист? Кататься в метро необязательно. На наших дорогах сюжетов для размышления поболее будет. Но там будет намного труднее не поддаться общей деформации.

Если у тебя получилось взглянуть вот так, со стороны, то прояви ещё немного внимания.

Сейчас твой наставник начнёт говорить:

- Вот видишь, они все какие. А ты – вот какой (совсем не такой)! Да мы их всех насквозь видим!

Пусть говорит. А ты почаще смотри со стороны, через других - на себя.
 


Рецензии