Яхромское ноу-хау

Тема так называемых «Абстрактных игр» - практически неисчерпаема. Не буду пытаться исчерпать её и я. Моя цель гораздо проще. Я хочу вкратце рассказать читателям о разновидностях Шашек, придуманных двумя жителями города Яхрома, который находится в Московской области. Авторы Шашечных Систем, список которых будет дан ниже, это я и мой друг Александр Тевелев-Сладков – сильный шашист и талантливый, а, скорее, даже гениальный шашечный композитор или, как называет себя сам Саша, композиционер.  По крайней мере, то, что Тевелев-Сладков сделал в области Композиции по разным Столбовым видам шашек ещё нескоро будет повторено другими людьми, а, возможно, что этого не сделает никто и никогда. А ведь Александр составлял и продолжает составлять произведения не только по тем или иным вариантам Башен (другое название Столбовых шашек), но и по Шашечным Системам, которые можно назвать «классическими».
Понимаю, что у некоторых читателей может возникнуть вопрос: «А зачем те или иные люди придумывают новые Игровые Системы, если существуют и пользуются немалой популярностью такие Игры, как Шахматы, Шашки, Го, Рэндзю, Сёги, Сянци и т.д. ?». Думаю, однозначного ответа тут нет. Одних авторов, вероятно, к поискам новых Игровых форм толкает тщеславие, а другим просто интересно на практике реализовать какие-то новые идеи, которые невозможно осуществить в рамках уже известных Игр. Кроме того, нельзя сбрасывать со счётов и такой аспект, как «Тяга к творчеству». Мы же не спрашиваем, зачем те или иные люди пишут стихи, прозу, песни, музыкальные произведения, картины, если всего этого в Мировой культуре уже навалом. А разве не появляются в России и за рубежом новые художественные фильмы? Учитывая всё это, было бы нелепо делать исключение для изобретателей Игр, которых также можно назвать «Игровыми дизайнерами».
Кстати, как отличить  человека тщеславного от того, кто, действительно, движим попыткой реализовать какие-то игровые идеи? По моему, просто. Авторы первого типа, как правило, носятся со своими изобретениями, как «с писаной» торбой; посылают придуманные ими новинки на отзыв тем, кто, по их мнению может помочь «протолкнуть» новую Игру «в массы» - от Президента России до, например, кого-нибудь из Чемпионов Мира по Шахматам; утверждают, что они думали над своей идеей лет 20 или около того. Хотя последнее я вполне могу допустить. Чтобы придумать что-то по-настоящему оригинальное, необходимо время. Другое дело, что иногда «изобретатели» выдают публике нечто такое, что, в общем-то, давно известно или придумывают Игру, которая не является настолько сложной, чтобы надо было тратить на её придумывание годы и годы… Относительно же обращения к «сильным Мира сего» ничего не имею против: каждый пытается реализовать свои планы, как может, но, на мой взгляд, прежде, чем писать письма в разные инстанции, автору той или иной Игровой новинки необходимо сперва опубликовать правила свой Игры с приведением практических примеров, а то ведь во многих случаях получается, что Игра как бы есть, а вот её описания в том же интернете найти невозможно.
Далее я хочу привести список тех Шашечных Систем, которые я, в общем-то, называю «Яхромским ноу-хау». Всего мной и Александром придумана 21 Игра в Шашки, причём, в одних случаях это было совместное изобретательство, а в других – автором выступал кто-то один. Конечно, мы с моим другом и земляком по числу новых Игровых Систем более, чем в 2 с лишним раза отстаём от В.Медведева из Нижнего Новгорода, который придумал 50 авторских видов Шашек, но мы с Сашей, в общем-то, и не стремились к количеству. Новые Игры появлялись как бы сами собой. При этом ни мне, ни моему «соавтору» не было интересно «мусолить» какую-то одну идею, приспосабливая её к разным правилам уже существующих в Мире Шашечных Систем и в большинстве случаев мы с Сашей отталкивались от обычных Русских шашек или их разновидностей, хотя из этого «правила» есть и исключения.
А теперь сам список:
1. Бильярдные шашки: В.Байгужаков, А.Сладков.               
2. Бразильский прорыв: А.Сладков.
3. Генеральские шашки: А.Сладков.
4. Гит: А.Сладков.
5. Двухходовые шашки (Обратные двухходовые, Двухходовый чекерс, Двухходовые стоклеточные шашки, Двухходовые башни): В.Байгужаков, А.Сладков.
6. Омега шашки: А.Сладков.
7. Русские шашки на круглой доске: А.Сладков.
8. РусАл-шашки (русско-алтайские шашки): А.Сладков.
9. Ступенчатые шашки: В.Байгужаков.
10. Цикличные шашки: В.Байгужаков, А.Сладков.
11. Башни-самоеды: В.Байгужаков.
12. Башни-таврели: А.Сладков.
13. Башни 80-клеточные: А.Сладков.
14. Минигексагональные башни: А.Сладков.
15. «Евразийские» башни: В,Байгужаков, А.Сладков.
16. Однобойные башни: В.Байгужаков,А.Сладков.
17. Ортогональные башни: А.Сладков (?).
18. «Персидские» башни: А.Сладков.
19. Прорыв башни: А.Сладков.
Читатели спросят, почему я говорил о 21 Шашечной Системе, а в списке даны только 19 игр. Дело в том, что для 2 новых видов Шашек пока ещё нет названий, хотя правила этих Игровых вариантов в целом сложились, да они, в общем-то, не так уж сложны. Кроме того, скажу, что некоторые из наших Игр есть лишь модификации «уже известного», то есть, либо Синтез тех или иных Игровых Систем, либо просто небольшое изменение правил в пределах существующих видов Шашек. В принципе, у меня, например, и не было при работе над реализацией своих замыслов цели «забацать» нечто такое, от чего у игроков «закипали бы мозги». Наоборот, я стремился упростить правила своих Игр до минимума, чтобы люди, ознакомившись с описаниями, могли сразу начать играть. Другое дело, что ни во всех случаях такое «упрощение» проходило, но тут уж ничего не поделаешь. Получилось то, что получилось.
Более подробно выскажусь по названным Шашечным Системам. Это не будет описание правил, которое без добавления диаграмм к тексту не имеет смысла. Скорее, небольшие «культурологические» комментарии. Правда, обо всех представленных Играх я сейчас не скажу, поскольку ни все их хорошо помню. Ограничусь только теми Игровыми Системами, которые мы с Тевелевым-Сладковым апробировали на практике или это также сделали другие люди, как в случае с Бразильским прорывом или Двухходовыми шашками. В первую Игру, правила которой полностью совпадают с Бразильскими шашками, за исключением игровой цели, которая совсем иная: в партии побеждает тот игрок, который первым пройдёт в Дамки, причём, простая шашка должна остановится на дамочном поле. Если же простая в процессе боя его "проскочит", то борьба должна быть продолжена. Интересно, что идея похожей Игры возникла у одного сербского автора почти одновременно с Александром Сладковым, но серб использовал для своего варианта правила Русских шашек , доску 11х11 и расстановку фигур на игровом поле со свободным первым рядом с каждой стороны. Я в этот вид Шашек играл с автором примерно год назад, но какова дальнейшая судьба "Сербского проекта" мне, увы, неизвестно.
Говорить о Двухходовых шашках и их модификациях подробно, видимо, не стоит, так как классический и обратный (то есть, Двухходовые поддавки) варианты уже пользуются достаточно большой популярностью среди игроков. Другие разновидности «Двухходок» пока не слишком популярны, поэтому сказать что-то конкретное о Двухходовом чекерсе (Английских шашках) и Двухходовых стоклеточных шашках мне  сложно. А вот по Двухходовым башням мной было сыграно несколько партий и вывод напрашивается однозначный: Игра получилась очень интересной, хотя, конечно и достаточно сложной, что, впрочем, объясняется сложностью той Игровой Системы, которая взята за основу, то есть, Классических башен.
Так называемые «Генеральские шашки»    это по своей сути те же Русские шашки, но с иной целью игры и с несколько иным составом фигур. В начале партии у игроков среди 12 шашек одна является Генералом, который у белых стоит на поле D2, а у чёрных на поле E7. Генерал с самого начала играет, как английская Дамка, то есть, может ходить не только вперёд, но и назад. Побеждает игрок, уничтоживший Генерала соперника. Аналог Генеральских шашек это Философские сёги, придуманные ещё в позапрошлом веке одним японским философом-буддистом, но в эту Игру на доске 9х9 и на основе Английских шашек (Чекерса), к сожалению, не играют даже в Японии. Похожая Игровая Система есть у Николая Черных из Самарской области  и называется она "Царские шашки", но у этого автора Царь в Дебюте стоят на полях G3 и B6 и победу можно одержать ни только уничтожением чужого Царя, но и прорывом своего Царя на одно из дамочных полей соперника. У меня самого недавно возникла идея подварианта Генеральских шашек, причём, правила в голове фактически уже сложились, но они пока нигде не опубликованы. Название новой Игровой Системы, вероятно, будет "Коронные шашки".   
Башни-самоеды это Синтез Столбовых шашек и "основного" варианта Самоедов, Евразийские и Персидские башни синтезируют Столбовые шашки с Евразийскими и Персидскими шашками. Евразийские шашки до Революции в Российской шашечной печати называли "Турецкими шашками", но к Игре, в которую играют в самой Турции, эта Игровая Система не имеет никакого отношения. Персидские шашки (они же - "Вавилонские” были описаны в одной из книг Исера Купермана и Ивана Козлова, но вот, кто придумал эту Игру, я пока не знаю. Понятно, что ни в Вавилоне, ни в Персии подобной Шашечной Системы быть не могло. Это типичный "Новояз", но сама идея интересная. В Евразийских башнях во время партии могут возникнуть позиции, при которых на дамочном поле появляется "освобождённая" шашка соперника. Мы с Сашей долго думали:  может ли эта фигура превращаться в Дамку или должна оставаться простой и в итоге остановились на втором варианте.
80-клеточные башни аналогичны классическому варианту Русских столбовых шашек, но на иной доске. Для этой Игры А.Сладковым были составлены Композиции, как и для остальных Столбовых игр, которые вошли в его книгу. Минигексагональные башни имеют несколько разновидностей и по правилам схожи с Башнями на Гексагональных досках большего размера. В Башнях-таврелях игрок с самого начала партии может ставить свои шашки на другие такие же, выстраивая Столбы, а потом разделять их на части в ходе дальнейшей борьбы. Пёстрые башни, по моему, используют тот же принцип "самопостроения" Столбов, но всех нюансов я сейчас не помню. Об Ортогональных башнях и Прорыв-башнях пока ничего сказать не могу, а в Однобойных башнях используются Столбовых шашек, но с единственным ограничением: в ходе взятия нельзя бить более одной шашки, отсюда и название. По своей игровой цели Игра аналогична Бездамочным шашкам в варианте Михаила Нетрусова, то есть, фигура, попадая на дамочное поле, остаётся там до конца партии, а проигрывает тот игрок, у которого первого не остаётся возможных ходов.     Название "Русские шашки на круглой доске", по моему, "говорит само за себя". Можно использовать и игровые доски иной формы, но пока мы с моим другом этого не делали, хотя одна любопытная идея в своё время. РусАл это Игра со сбросом шашек на доску "из резерва", а Цикличные шашки используют тот же принцип, но в них в начале партии все фигуры стоят на доске. Затем их уже можно бить, как в Самоедах, и в дальнейшем вводить в игру на своей половине доски. Самосбитая дамка возвращается на доску в качестве простой. Омега-шашки это Игра с тремя типами фигур, чем она напоминает такие Игровые Системы, как Аштарашки и Дамоне. Аналогичный принцип используется в Ступенчатых шашках, но в них игрок, как в Башнях-таврелях может ставить свои шашки на свои же, но не более трёх. Ходы всегда делаются ни Столбом, а его верхней частью, то есть, одной шашкой. Игрок может бить только фигуры, равные по номиналу или более слабые, а взятие более сильных фигур - запрещено. Бильярдные шашки по правилам весьма сложная Игровая Система, в определённой степени синтезирующая в себе правила Русских,  Двухходовых и Цилиндрических шашек. Гит это Игра "Прорывного типа", но в ней есть элементы таких Игровых Систем, как Камелот (или такие его варианты, как Кам и Рыцарство) и Уголки.


Рецензии