Античный мир

Валериан Чупин
АНТИЧНЫЙ МИР
    «Возвратись душой к истокам, В мир, где ясным, мудрым слогом Смертный вел беседу с богом, Обретал без мук, без боли Свет небес в земном глаголе...» (Гете, Лирика, М., 1966 г., С. 121)
Естественные науки своими корнями уходят в глубь веков. Первые контуры современных наук сложились в Древней Греции. Разделение труда в недрах рабовладельческого общест¬ва, возникшая демократическая форма правления способство¬вали познанию окружающего мира, зарождению основ наук. Греки в античные времена избегали всего того, что делает жизнь формальной, неподвижной, менее интеллектуальной. Они стремились не допускать тиранов к власти, сторонились жестокой государственной власти, единой религии, наслажда¬ясь новыми мыслями, предметами, искали новые способы выражения чувств, мыслей. Они утверждали себя в спорах на общих собраниях, в соревнованиях на Олимпийских играх. Их открытое мышление, независимость духа, свобода от тягот материального производства позволила им развить уникальный талант, создать целую культуру.
Достижения античности не оказались утраченными, они живы в науке, политике, искусстве. Две поведенческие характеристики достались по наследству от античности: «Тяга познания, идущая от Аристотеля и жажда власти, идущая от Цезаря» (10, 172)—«Знания и наука, соперничество и власть — управляли поведением людей» и тогда и сейчас (10, 172). Познание и власть—вот страсти, которые определяли поведение людей. Античный мир нам оставил впечатляющие образы и примеры неограниченной власти в лице императоров и самих империй и вся последующая история обиль¬на большими и малыми цезарями, но не об этом в этой книге.
Жажда знаний, идущая от Аристотеля, оставила глубокий след в истории человечества, и этот факел знаний донесли до нас яркие представители разных времен и народов.
Знания для Древних греков были ценны не только потому, чтобы постигнуть природу, сделать ценные вещи, добыть золото и руду, хотя это тоже ценно, знания греков ценны, как орудие изменения духовного мира человека, средство самосовершенствования, расширения границ видения. Единственной ценной монетой для грека является разумение. Благодаря знаниям человек возвышается. Познакомимся и мы с яркими представителями античной науки.
ДЕМОКРИТ - САМЫЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ

Древнегреческий мыслитель Демокрит (ок. 460- ок.-- 370 гг. до н. э). - философ, материалист, главный представитель атомистического учения в Древней Греции. Он создал беско¬нечный мир, — Вселенную не имеющего центра, а состоящую из неделимых материальных частиц- атомов и «пустоты» — вакуума, в котором эти атомы движутся. Демокрит написал около 70 сочинений, которые утеряны, сохранилось только около 300 фрагментов его сочинений.
Сын купца, выросший в богатой семье, Демокрит отказался от владения землей, кораблями, взял свою долю деньгами, которые истратил на учебу и путешествия. Из всех своих современников, никто не обошел столько земель, не произвел столько исследований, наблюдений природы и климата, никто не учился у стольких мудрецов (1, 20).
«В Египте усердно изучал геометрию, религию, историю, посетил Эфиопию, Финикию, Вавилон, Персию, где изучал алгебру, астрономию, клинопись» (1, 19). При возвращении домой ему было предъявлено обвинение: закон запрещал расточительное отношение к отцовскому имуществу, он же истратил свое наследство (средства) на учебу и путешествия. Тогда он прочитал свой большой труд «Большой Мирострой» — лучшее свое сочинение и был оправдан. Судьи решили: «...что растраченное богатство искупается тем богатством, которое он приобрел для себя и для своих сограждан» (1, 25). Наблюдательный, пытливый, Демокрит всегда нахо¬дит вокруг себя удивительное и интересное, и поэтому мир его всегда богаче и содержательнее, он внимательно и пристально смотрит вокруг себя, впитывая в себя новые и новые впечатления. Пройдут годы и перенасыщенный виденным на склоне лет, если верить легенде, Демокрит прикажет выколоть себе глаза, чтобы они ему не мешали сосредоточиться, не отвлекали от мыслей: «Все увиденное надо обдумать, все услышанное — надо понять» (2, 15). В зрелые годы Демокрит предстает перед нами: высокий лоб изборожден глубокими морщинами, не от горя и забот, а от великих дум и размышлений.
Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, но не удалось. Платон, в своих сочинениях, упоминает почти всех философов, но ни разу Демокрита, видимо настолько сильны были аргументы Демокрита, что спорить было бесполезно.


АРИСТОТЕЛЬ
Ученик и друг Платона, воспитатель юного Александра Македонского, блестящий логик, оратор, внимательный наблюдатель, широко образованный человек — Аристотель давал оценки любому явлению природы и жизни человека. Спорить с ним решались немногие. Разрозненные научные сведения своего времени Аристотель расположил в стройную си-стему. В науке превзошел всех своих современников, впитал в себя все знания, созданные предыдущими поколениями. Положил начало почти всем существующим ныне наукам.


АРХИМЕД: Я НАШЕЛ!
Родился в Сиракузах, на острове Сицилия, отец—астро¬ном Фидий, родственник царя, получил хорошее образование в Александрийском музее, уникальном научном центре антич¬ности, жил без забот: п почете, внимании, не нуждался в средствах.
Гениальный математик и механик, талантливый изобретатель и конструктор. Ему принадлежит больше 40 изобретений: рычаг Архимеда, бесконечный винт, закон Архимеда, создал модель небесной сферы, различные военные машины, положил начало интегральному исчислению, определил число пылинок во Вселенной (разумеется, неточно), хотел перевер¬нуть мир, но не нашел точку опоры. Гениальные открытия в физике, математике Архимеда живут не только в благородной памяти человечества, но и в практике современной науки и техники. Его хитроумные машины и механизмы, применяемые в военном деле, так и остались в секрете. Он жил так давно, что о нем больше легенд, чем правды. Утверждают, что он подолгу забывал о еде, неделями не бывал в бане, в ванне его осенила мысль и он забыв обо всем, голый выбежал на улицу: Я нашел!

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Около 100 лет нашей эры в городе Александрии жил одаренный механик и математик. Его научные работы дошли до нас только потому, что он свои изобретения тщательно описывал и объяснял, чтобы современники его не обвинили в колдовстве и магии, в те времена они пользовались успехом и любовью окружающих.
Основные его изобретения: различные пневматические машины, в которых используется нагретый воздух или пар или сжатый воздух.
Он подробно описал простые механизмы: ворот, рычаг, блок, клин; винт, зубчатые передачи. Он изобрел ЭОЛИПЛ — первая действующая паровая, реактивная машина.
Герон восхищал своих современников удивительными машинами и механизмами, хотя многие из них не нашли практического применения, как реактивная тепловая машина,— понадобились еще  века, чтобы их  применили  на  практике.

ПИФАГОР (ок. 580—ок. 500 гг. до н. э.)
В детстве учился музыке, живописи, атлетике, математике, астрономии, оказался способен ко всем наукам, жаждущий знаний, он покинул свое отечество для посвящения во все таинства, как эллинские, так и варварские. Математику усвоил у египтян и финикинян, астрономию у халдеев, от восточных магов узнал о почитании богов и жизненных правилах и все это изложил в своих сочинениях: «О природе», «О воспитании», «О государстве». Основал свою школу, которая имела огромное влияние в VI веке, дни свои проводил в беседах, таков Пифагор, о котором мы знаем только по его теореме.
Бесконечно много дивных и божественных легенд и рассказов о Пифагоре, так много необычного в его жизни: безошибочно предсказывал землетрясения, останавливал повальные болезни, отвращал ураганы, градобития, укрощал реки и морские волны, умел быстро перемещаться в пространстве, унимал телесные и душевные недуги, умел слышать космос, имел несравнимую остроту зрения, слух, .мыслей.
Пифагор учил чтить старших, выше всех ставил родителей. Вел простой образ жизни, избегал излишеств во всем, ходил в белой и чистой одежде, не наказывал никого, запрещал убивать животных, тем более употреблять в пищу, даже сторонился охотников и поваров.
Пифагор проповедовал всем: избегать корыстолюбия и тщеславия, алчности, зависти, многолюдных сборищ. Главное — стремитесь к истине, не задевайте гневного человека, не удручайте себя горем, не живите праздно, не следуйте мнению толпы, не принимайте гостей болтливых и не сдержанных.
Говорил же Пифагор о себе, что живет уже не в первый раз, доказывал, что душа бессмертна.

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (ок. 87—165 гг.)

В 1987 году человечество отметило редкий юбилей—1900-летие со дня рождения великого древнегреческого астронома и математика Клавдия Птолемея, сочинения которого оказали огромное влияние на развитие астрономии, географии, оптики. Его главный труд «Большое сочинение» или «Альмагест» в 13 книгах представляет собой энциклопедию астрономических и математических знаний древнегреческого мира, где с большим искусством описана и проанализирована вся совокупность астрономических знаний того времени (Астрономический календарь на 1987, 265).
Главный научный вклад Птолемея — его гениальная математическая теория движения планет. Он создал геоцентрическую систему мира: Земля покоится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг нее. Видимое движение небесных тел он представил и виде комбинаций простых круговых и равномерных движении и довел расчет движений планет до максимальной, для того времени, точности.
Теория Птолемея позволяла вести календарь, рассчитывать солнечные и лунные затмения. Теория Птолемея оказала огромное впечатление не только на современников, но и на по-следующие века, она обеспечивала нужды практической астрономии еще 14 веков. Птолемей создал каталог звезд, куда включил 1022 звезды, первое описание Гиппарха содержало 850 звезд. Птолемей оставил глубокий след в оптике, географии, философии, составил 27 карт земной поверхности.
В настоящее время мировоззренческие принципы Птолемея отошли в прошлое, но человечество отдает дань уважения великому математику и астроному.

ЭПИКУР (341—270 гг. до н. э.)
Родился на острове Самос в семье учителя. Философ — материалист, последователь Демокрита, основатель нового направления в этике. Его философия объясняла природу и че-ловека через освобождение человека от страха перед богами и смертью. Подобно Демокриту, считал, что существуют атомы, которые движутся в пустоте. Большую часть жизни провел в Афинах в беседах и окружении многочисленных учеников, основал свою школу «Саду», которая существовала около 8 столетий и была главным центром материализма. Написал около 300 сочинений, которые не сохранились, остались лишь фрагменты.

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99—55 гг. до н. э.)
Ученый — поэт, достоверных сведений о жизни не сохранилось. Главный труд — поэма «О природе вещей» — энциклопедия научных знаний конца 1-го тысячелетия. В шести книгах рассматриваются вопросы мироздания, астрономии, оптике, зрения, метеорологии, геологии, географии, биологии, вопросов наследственности, анатомии, психологии, экономии, почвоведения, истории человеческого общества, культуры, музыки. Энциклопедически образованный, глубокий знаток и последователь атомистического учения, Лукрецкий Кар старался как можно ближе к подлиннику изложить мысли Домостроя и Эпикура, избрав в дидактических целях стихи.

ЛИТЕРАТУРА
1.Домбровский.   Рассказы   о   философах.   М,   Молодая гвардия, 1975.
2.А. Томилин, Н. Требинская. Для чего ничего? Л. Детская литература, 1975.

©- Чупин Валериан Дмитриевич, 2008.


Рецензии