Судьбы людские

       Дашка была старшей дочерью  в многодетной семье. Четверых
детей подарила этому свету ее мать!  « Пьяница и пропойца! – так окрестили ее все
соседи.  Женщина только иногда вспоминала, что у нее есть дети. В такие часы она клялась и божилась, что больше не возьмет в рот "эту гадость".. Но все повторялось снова и снова.
      
          Дашка, 16 летняя девочка  полностью взвалила на себя воспитание  и уход за своими сестрами и братиком.
 
           Утром , когда еще на улице только начинали ходить прохожие,  Даша  сонная,
 позевывая,  шла в сарай за дровами,  топить печку. Она мастерски научилась
разжигать ее,  а потом подкладывать дрова,  да так, что в печке гудело.  Соседи только диву давались:

     - Ну , девчонка , молодец!  Надо же у такой матери   и такая дочка! Сокровище , а не девка!  За детьми смотрит так , что любо дорого
посмотреть!  Не каждая мать  так смотрит за своими. Детишки чистенькие,
ухоженные… Девка  то,  и детства не видит. 

           И  действительно, Дашка заслуживала таких похвал…Но, только она знала ,
чего это ей стоило! Иногда,  она так  уставала, что ноги отказывались ходить . В такие моменты  она уходила за дом, прижималась к стенке и молча глотала слезы. Никто  никогда  не видел ее слез. Маленькая, худенькая с огромными, не по детски распахнутыми глазами, она стала для своих сестер и братика - и мамой, и нянькой , и кормилицей..

              Мать ее работала дояркой на ферме…Утром рано уходила на утреннюю дойку, а когда  приходила домой,  пластом валилась на кровать и целый день
спала. Стойкий запах немытого тела, навоза и спирта стоял в доме.

          Только изредка  она  вставала и выходила в сени,  чтобы попить
водички. А вечером,  часам к 4 вечера,  опять уходила на ферму, на дойку. И так почти
каждый день..

     Но надо отдать должное матери,  зарплату она полностью приносила  Дашке, виновато  заглядывая дочке в глаза,  говорила:

       -  Дочка,  ты уж прости мать то беспутную… Тяжело тебе с детишками!  Мать тебе досталась не как у других... Не повезло тебе, доченька  моя , но…что поделать то , ведь матерей тоже не выбирают…Ты уж прости то мать свою, Даша! 
 
         Частенько   мать приводила домой  мужиков,  таких же грязных, неухоженных, как сама.  А потом, после шумной  попойки, валились  на кровать с пьяным хохотом...  Дашка старалась как можно скорее увести детей на улицу, чтобы детишки не  слышали  безобразного скрипа железной кровати.

           Даша не винила мать…Она не всегда была такой. Красивая , розовощекая  , про таких говорят «кровь с молоком» , она была  певуньей и  хохотушкой. Дашке было
8  лет , когда ее отца посадили за драку.  Дали три года тюрьмы. Отсидев от звонка до
звонка, отец не вернулся домой.  Он  ушел к какой то «заочнице»,  как говорили в деревне. 

        Дашка не могла понять значения этого слова,  но мать,  после этого начала пить.  И ее  засосало так,  что она и дня не могла прожить без бутылки. И  вот уже почти 5 лет  мать никто в деревне не узнавал , качали головой:

           - Как девка то сдала!  И чего так убиваться из-за мужика! Ну бросил и бросил, свет же клином на нем не сошелся! Детей хоть бы пожалела! Дашка то и детства не видит…Ей бы с куклами играть , а мать ей живых куколок подсунула, грех то какой…

       В тот день Даша шла с магазина домой , когда ей навстречу прибежал испуганный соседский мальчик и заикаясь  проговорил :

      - Даша, там твою маму,  вообщем … ее увезли в больницу. Говорят , что она...того,  умерла..
        В больнице , куда она прибежала вся в слезах,  успокоили. Оказывается у матери случился сердечный приступ на работе.  Она подняла подойник с молоком  и упав , потеряла сознание…

        Через 2 недели  ее выписали бледную,  похудевшую… Врачи сказали ей,  чтобы она завязывала с  зеленым змием , так и до греха недолго.

          - Подумай о детях,  Зинка,  мать ты им или кто? Из-за мужика убиваешься! А  о детях подумай , умрешь , кому они будут нужны…Дашку пожалей, девка уже скоро школу закончит , кто ее замуж с такой матерью возьмет!  Возьмись , девка за ум,  – ругала ее старая санитарка Никитична, провожая ее до дверей больницы…
 
          В деревне не переставали удивляться!   То ли болезнь испугала ее , то ли наставления старой женщины подействовали на Зину,  но  после болезни  мать,  словно подменили! Она перестала пить! Совсем! Дома опять запахло  вкусными борщами,  пирогами. Казалось,  что матери вместе с капельницей,  закапали   чувство материнства, которое  целых  5 лет дремало в ней,  убаюканное алкоголем…

      Однажды, Даша , уже издалека почуяла неладное. Соседки  кучкой стояли возле их
старенького домика и о чем то оживленно говорили.  Увидев подходившую девочку, они бросились к ней:

         - Не ходи домой!  Там  отец твой приехал,  да еще с мальцом!  Нагулялся…Бесстыжий … И как земля таких терпит! Ругаются с мамкой , как бы беды не было! Отец то твой  арестант,  да и мать тоже, характер не сахар..Уже часа два как  разбираются!

        Резко распахнув дверь  Дашка влетела домой.   За столом спокойно сидела ее мать и кормила маленького мальчика  кашкой,  а отец, увидев Дашку,  удивленно  привстав,  спросил:

       - Это же  Дашутка… Надо же, как вымахала, дочка…-  и смущенно  замолчал.

          -- Даша,  познакомься,  это твой братик  Сема. У него умерла мама..  Он будет с жить с нами. Ничего,  как-нибудь проживем…С голоду никто не помрет, а там... будет видно… -  мать тяжело поднялась со стола и пошла  собирать на стол.


Рецензии