Люблю ли я Рубцова?

Рубцова Николая Михайловича - известного русского поэта встречал, когда учился в средних классах в старинном русском городке Тотьма,  примерно  году в 63-65.  Поздней осенью зашли после уроков на пристань. Один из последних пароходов на Вологду… Пассажиры, особо суетливо спешащие на последний… Шумная и уже навеселе компания молодых мужчин у речного буфета заправляется «на дорожку»…  Девчонка, у которой мама работала диктором местного радио, кивнула на невзрачного мужичка  из компании:
– А вот этот  стихи свои читал по радио. Хорошие - не хуже, чем у Асадова.
- Который?- встрепенулись мы пацаны.
- Да вон тот в перчатках.
Взглянув на мужичка, хмыкаем  скептически.
– Да вы чего? Он ещё в Москве в литературном на поэта учится.- Добавляет девчонка.-  Как его – Рубцов.
К "москвичу" из литературного приглядываемся и прислушиваемся  повнимательней.
   В осеннем пальтеце. Воротник поднят. Залысины и без шапки. На руках, и только у него, действительно, новые шикарные кожаные  перчатки  и он их время от времени натягивал на пальцы, сжимал и разжимал кисти и бил кулаками себе по ладоням. Ну, как это  делают все особенно, если это первые и ещё необношенные по руке перчатки… А кто-то радостный из компании тянется к нему с пивной кружкой:
– Коля, давай за наши с тобой стихи в районке. Твои стихи классные, особенно про грибы: «И под каждой осиной гриб–подосиновик; и под каждой берёзой гриб–подберёзовик». Мама, когда к печати подписывала, говорила: "Как раз по сезону, народ почитает".
– Там не только про грибы. Про Русь больше,– огрызается Рубцов и зло кулаком в перчатке - по другой ладони.
– В газете и мой стих будет, я знаю редактор тебе показывал и ты, вроде, похвалил,– заискивает радостный.
– Перчатки, Павлик, были нужны, поэтому и похвалил, правда, почеркать пришлось, и, хочешь честно – это не стихи,  не пиши больше... Да ладно не дуйся, главное,  в газете нас помнят и денежку сразу дали,  так что давай лучше встряхнём эту сонную пристань,– Рубцов залихватски чокается с Павликом кружкой, допивает и после паузы добавляет уже задумчиво, отставив пустую,– а мне  ещё сутки плыть, плыть, плыть… Произносит и прислушивается, шевелит губами, повторяя уже про себя и улыбается прозвучавшей фразе. И с этой улыбкой проходит мимо меня, держа руки несколько на отлёте впереди себя и на ходу, как пацан, по-киношному поправляя на них перчатки. И сейчас я понимаю, что этот киношный форс выдавал в нём  бывшего детдомовца, решившего и при его острой нехватке средств потратить этот газетный гонорар на статусную ещё по мальчишеским меркам вещь - кожаные перчатки.
      Когда попалась на глаза районка «Ленинское знамя» с приложением "Литературная страница" "у нас в гостях поэт Николай Рубцов" - прочёл из любопытства… И читал то не очень внимательно – в голове мельтешила мыслишка, вот она известность! Фото в газете, стихи его печатают да ещё и деньги за это дают! Всё, после школы тоже выучусь на поэта. Ещё и лучше перчатки куплю,- мечтал я по-детски наивно, прочтя рубцовские строчки. Отложил газету и, казалось, забыл. Ага, как бы не так – и через полвека с того прочтения помню поэтические строки из газеты: «Сапоги мои скрип да скрип",  "Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу!","Много серой воды, много серого неба, И немного пологой родимой земли...",  "кто едет,Тот и правит!" и др.
 Стихи, независимо от  моего желания запоминаются, цепляют, что называется, западают в душу и потом настигают, возникают внезапно. Написанные  простым доходчивым языком,  стихи Рубцова в своей кажущейся простоте доступны для всех. Понятные и школьнику, они тем не менее неисчерпаемы.  Сколько не перечитываешь, каждый раз тебя ждут новые открытия, ощущения, озарения. Ты ещё о чем-то только подумал, о чем-то смутно догадывался, а поэт это уже сформулировал, "как никто уже выразил"...
   Не тогда ли, за время плавания до Вологды, замыслил он стихотворение, строки которого уже через месяц зачитывал друзьям в коридоре литинститута, поймав кого-то в пять утра за пуговицу: «Плыть, плыть, плыть…»
               
В жарком тумане дня                Плыть, плыть, плыть
Сонный встряхнем фиорд!         Мимо родной ветлы,
-Эй, капитан! Меня                Мимо зовущих нас
Первым прими на борт!             Милых сиротских глаз…
 
Плыть, плыть, плыть                Если умру – по мне
Мимо могильных плит,               Не разжигай огня!               
Мимо церковных рам,                Весть передай родне
Мимо семейных драм…              И посети меня.               
 
Скучные мысли – прочь!              Где я зарыт, спроси            
Думать и думать – лень!               Жителей дальних мест
Звезды на небе – ночь!                Каждому на Руси
Солнце на небе – день!                Памятник – добрый крест!
 
                Плыть, плыть, плыть…

    
     Сколько раз я сам плыл этим пароходом мимо «могильных плит» погоста на пологом берегу реки Сухона, мимо нашего посёлка на крутом берегу, «мимо оконных рам родного дома» и машущей с огорода мамы, «мимо родной ветлы» и  замирал,  от чувства расставания, разлуки с родными местами и людьми, от предчувствия какого-то  испытания ждущего впереди.
    Поэт видел тоже самое, но ясно, что стихотворение его не только о реке и плывущем по ней пароходе. Оно шире – оно о жизни, судьбе и будущем каждого. О том, что дорого человеку,  плывущему на корабле жизни и что его  ждёт впереди.  Обобщая и живя сложнейшими переживаниями, обострённо чувствуя трагическое в жизни, Рубцов без устали думал над тем, что увидел, узнал, почувствовал и переосмыслив вкладывал это в гармонически пленительные строки стихов, поднимаясь при этом до уровня гениальности...

     Вот такой, казалось бы, незначительный факт из жизни, но бережно храню эти воспоминания, потому что без этой случайной встречи,  наполненной личностью  поэта, «сиротеет душа».  Наполнять, озарять всё вокруг  смыслом и содержанием своей поэзии, это признак великого поэта.  Хотя внешне Рубцов совсем и не был на великого похож, но вот поцеловал же боженька в темечко именно его. Не тогда ли на пристани и меня пацана зацепил Он мимоходом своим поэтическим крылом ещё до лавины всеобщего почитания Поэта. Разбудил стихами в душе стремление к прекрасному, заставил самого маяться словом...

          С годами всё более внимательно вслушиваюсь и более пристально всматриваюсь в проходившего рядом Поэта, стараясь уловить какие-то новые нюансы, ускользнувшие от беглого взора и приглушенные временем.  Но слишком коротка и мимолётна была встреча,  дальше не чувствую Рубцова,не слышу его интонаций,  не вижу его движений, его реакции.
    Люблю ли я Рубцова? А если девушке на свидании и для завязки разговора, и для смены его темы, и на все возникающие ситуации и вопросы вспоминаешь подходящие по смыслу и содержанию мысли из творчества Рубцова, и цитируешь их и отдельными строками,  и стихами целиком, то есть, если два часа с небольшими перерывами читаешь наизусть Рубцова, то что же это по вашему, если не любовь: любовь одновременно  к  таланту  поэта, и красоте  девушки, которая мне вот уже больше сорока лет жена и «Моя Дорогуша»..


Р.S. Видевшие Рубцова в Москве в те годы упоминают  о его различных шарфах, которыми он кутал шею, пальтеце, чемоданчике, даже валенках, в которых поэт ходил в московскую слякоть...
Но нигде, ни у кого не мог я отследить судьбу тех новых кожаных перчаток,  что врезались мне тогда в память и купленных Николаем Михайловичем, видимо, на газетный гонорар...

P.P.S  Когда пишешь впервые о великом земляке, которого встречал, трудно устоять и не нафантазировать что-то правдоподобное с целью повысить  значимость излагаемого и погреться в лучах славы знаменитости. Перечитал и каюсь, не избежал этого и я… Как-то неосознанно само собой получилось. Редко кто был очевидцем творческого процесса поэта. Хотя стихи у него слагались  всегда. Исходя из этого, пользуясь ситуацией: пароход, река, пристань и совпадением времени написания стихотворения, я пытался сделать себя свидетелем зарождения замысла, идеи у Поэта стихотворения «Плыть, плыть, плыть». Намекаю в своём рассказе, что слышал из его уст и про «сонную пристань», и эту фразу «плыть, плыть, плыть»… Может быть, поэт уже тогда и вынашивал это стихотворение, но если бы я даже слышал эти строки у Поэта, не обратил бы на них внимания, пропустил бы мимо ушей". Ну не мог школьник пятикласник осознавать важность этих отрывочных и как бы случайных слов, которые тогда не были ещё общеизвестными. Сознаюсь, но не убираю этот момент из текста - пусть напоминает об ответсвенности за неточное слово.


Рецензии
На это произведение написано 75 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.