Ударить дважды в одну скалу

Ударить дважды в одну скалу
Леонид Банчик

«И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числа 20:1-5).
Этими событиями начался последний сороковой год скитания народа Израиля в пустыне. Остановились они в месте, называемом Кадеш (Святой). На территории нынешней Иордании и сегодня существует источник с таким названием. Вероятно, тогда был период засухи, и Господь решил подвергнуть Свой народ испытанию, чтобы затем явить чудо появления воды из скалы.
Раввины утверждают: если вода исчезла сразу после смерти Мирьям (Мариам), значит, обеспечение евреев водой было непосредственно связано с сестрой Моисея. Они верят преданию, будто благодаря Мирьям на каждой стоянке текла вода из каменной глыбы, двигавшейся по пустыне вслед за израильтянами. В Писании об этом нет ни слова. Господь давал народу живительную влагу не ради Мирьям, а по Своей великой милости.
Итак, люди мучаются от жажды, и как же они себя ведут? Им бы обратиться к Богу, но вместо этого – ропот на Моисея и Аарона. Следует отметить, что мы часто бываем необъективными по отношению к тем, кто вышел из Египта. Нам трудно их понять, потому что виноград, гранаты, инжир сегодня можно купить в магазине или на рынке. А здесь перед нами люди, которые ещё помнят сладкий вкус этих плодов, но уже сорок лет живущие лишь одними воспоминаниями. Быть может, гранаты и виноград появлялись во снах и мечтах уже немолодых потомков Авраама, отчего неизмеримо усиливалось желание их отведать. Вот почему Ханаан будет завоёвывать новое поколение Израиля с психологией свободных людей, а не египетских рабов. Им неизвестен вкус винограда, они непритязательны в еде и прекрасно подготовлены к походным условиям. Однако без воды долго не проживёшь…
«И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его» (Числа 20:6-8).
В отличие от народа, Моисей с Аароном знают, что помощи нужно искать только у Господа. В подобной ситуации в Рефидиме (Исход, 17 глава) Бог велел Моисею ударить жезлом в скалу, и из неё потекла вода. Эта скала стала прообразом Христа:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Коринфянам 10:1-4).
Иисус дал нам духовное питие, утолил нашу духовную жажду. Он даёт нам и хлеб насущный. Он есть наша с Вами Скала. Сегодня в Израиле научились добывать пресную воду из моря, тем самым немного уменьшив зависимость от засушливого климата. Но как же не хватает народу духовного пития! Большинство по-прежнему не желает, чтобы из его чрева потекли реки воды живой.
Почему Творец в первом случае требует от Моисея ударить в скалу, а во втором лишь сказать скале? В Исходе описывается начало скитаний по пустыне, когда евреи преодолевали самые первые испытания. Господь счёл необходимым подчеркнуть авторитет Моисея как истинного вождя народа, с помощью которого разрешаются многие проблемы. По молитве Моисея Бог дал людям пищу (перепелов и манну), а затем и питие. Теперь же Израиль пребывает в конце своих скитаний. Моисей и Аарон уже в преклонном возрасте. Перед грядущим походом в Ханаан очень важно укрепить веру людей в Бога, показать Его Всемогущество, а не силу отдельных личностей, пусть даже самых уважаемых.
Когда Моисей в начале Исхода торжественно поднимал жезл и бил им в скалу, внимание народа сосредотачивалось на нём. Евреи видели, что пред ними стоит настоящий сильный вождь. А сейчас Творец приказывает Моисею и Аарону просто сказать скале. Не прокричать, не стукнуть изо всех сил, не пригрозить кулаком, а только сказать нормальным тоном, и скала даст воду. Тогда все увидят, как Бог отвечает на молитву, какие великие чудеса Он совершает ради Своего народа. Ведь когда Моисей ударял в скалу, скептически настроенные люди могли возразить: «Так мы ему и поверили! Он наверняка ночью нашёл там воду, закрыл отверстие сорной травой, а теперь одним ударом открыл его». Современные неверующие учёные и многие либеральные теологи придерживаются именно такой точки зрения. Говорят, что в пустыне встречаются небольшие источники в скалах, а Моисей хорошо знал эти края, так как сорок лет пас овец у Иофора. Поэтому он отметил для себя нужные места и «ударял» куда надо.
Так вот, чтобы затворить на замок уста недоверчивых людей, Господь на сей раз решил совершить такое чудо, к которому никак не придерёшься: «Скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду». Если бы Моисей с Аароном истошно закричали, то скептики стали бы утверждать, будто своим криком они вызвали камнепад, открывший источник воды. Поэтому следовало всего лишь сказать. И что же они совершили?
«И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числа 20:9-10).
Следовало говорить к скале, а Моисей обращается к народу. Он справедливо обвиняет их в непокорности, не видя собственное ослушание Создателя. Ивритское слово «морим» (непокорные) означает также «учителя». Средневековый иудаистский богослов Рамбам (Маймонид) считал такое обращение Моисея игрой слов. Дескать, вы настолько строптивы, что пытаетесь учить своих учителей. Однако учителя в данном случае тоже подкачали. Если Бог приказал сказать скале, значит, следовало сказать, а затем уже справедливо обвинить народ. Приказы Господа нужно исполнять сразу и в точности, а так получилось, что Моисей решил некстати позаботиться о своей репутации. Мы видим это из последнего вопроса лидера Израиля. Некоторые думают, что он спросил народ саркастически, пребывая в раздражении. Мне кажется, что таким риторическим вопросом Моисей сосредотачивает внимание зрителей на предстоящем событии получения воды из скалы.
Представьте себе следующую картину: в помещении, где собралось определённое количество людей, неожиданно отключили воду. Нужно пойти куда-нибудь по соседству в поисках живительной влаги. Один человек тихо возьмёт ведро и принесёт воду. Второй сделает то же самое, но затем будет долго рассказывать, с каким трудом он её раздобыл, надеясь на похвалу за потраченные усилия. Третий патетически произнесёт: «И кто из нас сможет раздобыть нам воду?», после чего возьмёт ведро, но так, чтобы все это видели, и торжественно возвратится с водой. Праведный поступок совершил первый, а Моисей, увы, оступился, единственный раз после Исхода. Он повёл себя, как третий персонаж нашей истории:
«И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Числа 20:11).
Раввины говорят, что Моисей намеренно не послушал Бога, потому что желал быть похороненным в пустыне вместе с теми, кто вышел с ним из Египта. Если бы у него действительно было подобное желание, то чего уж проще обратиться к Богу и просить Его об этом. В иудаизме любят заниматься напрасным оправданием одних героев Писания и посрамлением других. Например, в Бытие 33:4 написано, с какой радостью Исав встретил Иакова после долгой разлуки: «…и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали». Раввины комментируют, будто Исав на самом деле хотел прокусить шею брата, но Бог сделал её в этот момент необычайно твердой, поэтому оба заплакали: один от злобы, другой от боли. И те же псевдокомментаторы обвиняют христиан в неверном толковании ветхозаветных пророчеств!
Конечно же, Моисей хотел прийти в Ханаан, чтобы увидеть плоды своей миссии на земле, однако этот кротчайший человек допускает серьёзный проступок: не говорит к скале, а дважды бьёт в неё жезлом. Почему дважды? Говорят, что с первого раза не получилось, вылилось всего лишь несколько капель. Если это так, то Моисею после первой неудачи следовало одуматься и прекратить попытки. Но Господь милостив. Не взирая на самоуправство лидеров, Он напоил народ водой. Однако и суд Божий не откладывается на долгий срок:
«И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Числа 20:12).
Отсюда часто делают вывод о неуверенности братьев в том, что скала может дать воду от одного лишь слова. Но мы, надеюсь, убедились, что их грех неизмеримо больше. Их недоверие Богу вылилось в попытку самовозвеличения, как часто бывает, когда человек надеется не на Бога, а на себя. Вместо того чтобы явить святость и силу Создателя, Моисей с молчаливого согласия Аарона пытался явить собственную силу. Такие вожди Господу в Ханаане не нужны. Но отдадим им должное: они подготовили самых достойных учеников. Моисей – Иисуса Навина, Аарон – своего сына Елеазара. Так что во главе покорителей Ханаана встанут новые лидеры.
Моисей и Аарон не явили Божью святость. Так поступают сегодня различные проповедники, пытающиеся заслонить Божью святость собственной «харизмой». Так поступают служители, которые стараются выставить себя напоказ и закрыть собой Того, Кто вершит нашу с вами жизнь. Иисус по этому поводу произнёс важнейшие слова:
«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лука 12:48).
Господь взыскал с Моисея и Аарона. И если за последнего не так обидно – он не раз серьёзно грешил в прошлом, то как обидно за Моисея! Как хотелось бы прочесть в Писании, что этот праведный старец, общавшийся с Творцом устами к устам, перешёл через Иордан, ступил уже нетвёрдыми ногами на землю обетованную, потрогал её своими руками…  Но «кому много вверено, с того больше взыщут». Жить нужно в послушании Богу, как можно реже употребляя местоимение «я» и понимая, что наши заслуги – это на самом деле Его заслуги.
И ещё один важный вывод: как народ Израиля наследовал Ханаанскую землю, так верующие в Спасителя наследуют новую землю и пьют воду не из Меривы, а из духовного последующего камня – Иисуса Христа.



Рецензии

Доброе время Суток, Леонид.Благодарю за наставление истиной.
Желаю успехов в духовном Учительстве.

Людмила Королева 2   23.06.2016 21:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Людмила.

Банчик Леонид   24.06.2016 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.