Мумбаи 2015 2. Джайнистский храм на Байкуле
Подходит к завершению мое пребывание в Мумбаи. И, как всегда, то, что ближе, оказывается дальше!
Знал я про Джайнистский храм, но дошел до него только сегодня. В рабочие дни едва успеешь вернуться, пообедать, а уже темнеет, и гуляешь вечером по знакомому маршруту, а тат надо пройти целых триста метров! И вечером часто ворота закрыты, во дворе – ремонт и благоустройство – пространство возле храмов становится выложенным мраморными плитами полом. Вчера мы тоже проходили мимо, но было уже темно.
Я уже писал, что Байкула – мусульманский район, но здесь, именно в нашем микрорайоне, кроме многочисленных мечетей, два католических храма, протестантская церковь, несколько буддийских часовенок, и джайнистский храм (Jain Temple).
С виду храм неприметен – главные врата закрыты, через другие входят посетители и рабочие, обновляющие пол. Собственно на территории два храма, и помещение для проведения общих собраний, праздников и чтения мантр. Войти на территорию может любой, посидеть, почитать книгу, зайти в храм, прочесть мантру, помолиться или просто полюбоваться красотой храма.
Однако в главном храме фотографировать нельзя. У входа сидит служащий (?), спрашиваю – нет, нельзя. Конечно, можно попробовать исподтишка, но нужно уважать хозяев. Снимаю башмаки, оставляю у входа, по краям которого чудесные львы из белого мрамора, поднимаюсь по ступенькам. Да, убранство впечатляет – и серебро, и золото, и чудная резьба по камню. Помещение разделено на две половины, чисто условно, в левом – надо подняться по ступенькам – нечто вроде алтаря, но за решетками. Их преступать не положено. В центре сидит женщина и нараспев читает мантры.
Под сводами – вполне современные люстры, как ни странно, вписывающиеся в интерьер. В нишах – скульптуры и изображения Будды (?), Рушбаха и Махавиры, главных титханаров. Про них подробнее в моем репортаже http://www.proza.ru/2014/12/28/424.
Искренне восхищаюсь, выхожу, и делаю несколько фотографий, которые пытаюсь
затем поместить в коллаж. Спрашиваю у молодого служителя – когда, мол, был построен храм? (пожилые не говорят по-английски) – Давно! – сто, тысячу лет назад? – Не знаю, но очень давно. Но, очевидно, не новодел – серебряный двери, драгоценные инкрустации…
Рядом – другой храм, очень скромный снаружи. А здесь фотографировать можно! Чем я и пользуюсь. Однако внутри – неописуемая красота. Служители тоже не знают возраста, но показывают изображение основателя храма. Делаю десяток снимков, из которых в коллаже только два. В нише – куколка, прекрасная дама. Невольно прикасаюсь к роскошному одеянию, и тут же слышу – D’ont touch! - нельзя трогать! (you cannot touch). Вежливо извиняюсь и продолжаю осмотр. В храм заходят несколько человек, подходят к изображениям божков, складываю руки лодочкой, кланяются и что-то шепчут. Просьба, уважение, не слепое поклонение.
Посетителей немного, и ведутся работы. Очень интересное помещение для сборов – за небольшим мраморным заборчиком, под сводами. Там происходят празднования. Самые грандиозные – возле храма близ национального парка. Но сегодня торжеств нет.
Возвращаюсь обратно, прохожу через дворик возле Gloria Church, в церкви идет служба, прихожан немного, двери открыты. А во дворе ребятишки играют в футбол. В обычные дни проходят занятия физкультурой у школьников.
Толерантность или? Мне кажется, индийцы об этом не задумываются, и это хорошо. Также спокойно относятся и к ночующим и живущим на улице и под виадуком – в районе вокзала подобных особенно много.
А в храм постараюсь зайти еще раз, просто посидеть и приобщиться – не к вере, а просто подумать. Обстановка располагает…
Мубмаи, 16/01/15.
Свидетельство о публикации №215011602235
Борис Готман 21.01.2015 15:50 Заявить о нарушении