Чёрный Чарли

   Как его зовут, узнал недавно, хотя о существовании Чарли, постояльца любой электрической розетки, догадывался давно. Но отгонял от себя всякую мысль о его реальном существовании, пока, включив стиральную машину, не услышал:"Тёрли, тёрли! Чарли, Чарли. Чёрный Чарли - тёр ли, тёр ли?" Эта фраза стала произноситься стиральной машиной с удивительной настойчивостью - то быстрее, то медленнее. Пытался изменить её, подбирая похожие звукосочетания, но невидимый Чарли начинал выговаривать:"Чёрный Чарли,Чёрный Чарли!" А в конце стирки белья затараторил:"Тёрли, тёрли. Тёрли!"
   Вынимая из машины выстиранное бельё, сразу оценил качество стирки: оно было, как никогда, отменным. Пришлось задуматься и спросить себя:"Неужели какой-то Чарли стирал мне бельё, находясь внутри стиральной машины? И получается: он остался доволен моим присутствием во время её работы, раз настойчиво, несколько раз, повторил своё тёрли, тёрли!" И стал вспоминать: когда и где впервые услышал машинную речь. И вспомнил: во время моей работы в одном конструкторском бюро.
   Мне, инженеру, поручили обслуживать экспериментальные станки для производства сложнейших деталей авиационного производства. Конструктора постоянно дорабатывали устройство этих станков, и они то работали исправно, выдавая готовые детали, то вдруг начинали барахлить. И что странно: подойдешь - начинают работать, отойдёшь - опять не работают. И что бы я ни делал, заменяя блоки управления станками, подкручивая помногу раз винты и гайки, ничего не помогало: станки упрямились!
   Конструктора называли это явление эффектом присутствия, не поясняя сути происходящего явления. Но начальство ни о каком эффекте присутствия и слушать не хотело: нужно было выполнять план по производству деталей! И как-то раз заместитель начальника отдела, не дослушав моих объяснений, вдруг вырвал у меня из рук один из блоков управления и разбил его вдребезги о стену, крикнув:"Вот и не отходи теперь никуда от станка!" И я не отходил никуда, целыми днями тёр школьной резинкой, этому меня научили конструктора, контакты блоков управления и вдруг услышал:"А ты поспи, поспи, поспи..." И что вы думаете: стало меня то и дело в сон клонить. И не только меня, но и многих станочников.
   Некоторые из них, едва поработав, увольнялись: за допущенный в полусонном состоянии брак не хвалили.Поэтому рабочих всё время не хватало, и начальник отдела предложил однажды и мне поработать, за отдельную плату, на одном из станков. Поработал, но всего один день, и отказался от выгодного предложения: в сон стало клонить ещё сильнее. Кто-то невидимый постоянно нашептывал:"Да поспи ты, да поспи ты. Поспи!" И как-то, проверяя работу одного из блоков управления станком под напряжением, а это делали не раз и конструктора, что-то слегка замкнул в электросети, убаюканный станком. И случилось невероятное: из маленькой искорки короткого замыкания выскочил огненный монстр.
   Чувствуя его неумолимое приближение к моему лицу и телу, успел всё же прикрыть лицо рукой и отпрыгнуть от станка, с места, без всякой подготовки, метра на четыре. Лицо при этом не пострадало, опалило только волосы на голове и брови, а вот тыльную сторону ладони пришлось лечить, от довольно сильного ожога. И всё из-за чьей-то болтовни:"Поспи, поспи!"
   Но станки не только всех усыпляли, но и толкали на необдуманные поступки. Так один станочник, работая на станке новейшей разработки, вдруг стал слышать:"А не пора ли выпить, выпить? Выпить, выпить, выпить!" И он после таких уговоров то и дело стал уходить в запои. Не раз признавался:"Не могу я тут работать!" Но ему всё прощалось, поскольку он, кроме работы на станке, выполнял очень кропотливую работу по изготовлению эталонной детали, и ему за выполненную работу платили денег больше, чем кому-либо другому.
   Кто с нами тогда разговаривал, то ли станок, то ли наше собственное воображение, не знал. Ну, сами посудите: разве может сам станок разговаривать с человеком? Конечно нет! Но кто же тогда? Об этом в дальнейшем старался не думать, но работая впоследствии на железной дороге, вдруг обратил внимание на поведение многочисленных реле систем сигнализации. Они то щёлкали контактами вразнобой, то вдруг начинали в едином ритме выговаривать вполне понятные фразы, такие как:"А вот поезд прошёл, а вот поезд прошёл!" Или:"Всё работает, всё в порядке..." Словом, история стала повторяться. И мне это не нравилось, так как я не мог объяснить, хотя бы самому себе, тайную природу этого явления.
   Теперь всё встало на свои места: Чёрный Чарли решил объявить о своём существовании. Зачем? Не знаю. Но он помогал мне, как я понимаю,обслуживать те станки, многочисленные электрические сети, а сейчас - стирать бельё и писать стихи и рассказы. Правда, стоит зазеваться, перемешает все строки, воображая себя великим литератором. Но живёт он, конечно, не в каком-то станке, реле, стиральной машине или компьютере, а в электрической сети, глобальной или величиной с обыкновенную электрическую розетку. И, судя по всему, лишь учится общению с человеком. Но со временем однажды подойдёт к нему и скажет, сняв шляпу:"Здравствуйте! Я - Чёрный Чарли."


16.01.2015 года


Рецензии