Лебеди. Цикл Рыбаки и рыбалка

      Во время моего детства в наших краях водилось много красивых белых лебедей, и их можно было встретить почти на каждом более-менее значительном озере. Но самым излюбленным местом для гнездовий лебедей было озеро Зуй. Это пойменное озеро своим южным берегом примыкает к обширному дубовому лесу и соединяется через неглубокий ерик с Доном. Белый лебедь - грациозная и красивая птица с длинной изгибающейся шеей и гордо возвышающейся на ней головой. Прилетали лебеди на озеро весной из тёплых краёв, соединялись парами на много лет и строили свои громоздкие гнёзда у берегов в камышёвых зарослях. Самка насиживала яйца в гнезде, а самец охранял её и, вдальнейшем, весь выводок. Осенью лебеди с окрепшими молодыми птенцами улетали на зиму обратно в тёплые края. Сельчане относились к лебедям бережно, никогда их не трогали, а в случаях попадания лебедей в неожиданную беду, всегда приходили к ним на помощь.
     Сегодня лебедей в наших краях мало и они стали редкостью. На уменьшение их популяции повлияли многие факторы: и значительное изменение климата, и изменившаяся экология, и варварское отношение людей. Гнездятся теперь они, обычно, на дальних лесных озёрах, подальше от людей и современной цивилизации. Во время моих поездок на рыбалку к озеру Зуй я наблюдал за тремя парами лебедей, которые ещё по старой традиции прилетали и гнездились на этом озере. Ранним утром, на восходе солнца, когда озеро дымилось в тумане, лебеди парами величаво плавали по глади озера и их силуэты то чётко вырисовывались, то исчезали в туманной дымке. Я и многие другие рыболовы, сидя в своих резиновых лодках, любовались лебединой игрой, и старались их не напугать и ничем им не навредить. Когда рассеивался туман, и наступала дневная жара, лебеди уплывали в камыши.
     Однажды, приехав на рыбалку на озеро Зуй, я не обнаружил там знакомых мне лебедей. Я долго ожидал их появления, зорко всматривался в туманную дымку над озером, но так и не увидел лебедей в это утро. На второй день я их также не увидел. Спросил о лебедях у встретившихся мне на озере знакомых рыбаков, но они тоже ничего об их судьбе не знали. Несколько дней спустя, я встретил на озере своего давнего друга-одногодка Ивана Фёдоровича, жившего на краю села, недалеко от озера. Он на старой деревянной лодке проверял в камышовых зарослях установленные им ранее вентеря. Мы разговорились, и он мне поведал печальную историю о судьбе лебедей.
     На прошлой неделе из районного центра приехала большая группа "крутых" парней на "рыбалку". На берегу озера поставили полатку, а в озере с вечера расставили многочисленные сети, до полуночи жгли костёр и буйно пьянствовали. На заре, когда на своих резиновых лодках проверяли сети, увидели лебедей, загнали их в сети, где они запутались, потом переловили и скрутили всем им шеи. Лебеди подняли переполох, жалобно кричали, но безжалостные, озверевшие люди творили свои варварские дела. В заключении Иван Фёдорович сказал:
     -Я, когда услышал весь этот лебединый переполох, поспешил к озеру и попытался остановить это безобразие, призвать к совести и к милосердию этих людей. А они мне в ответ: "Ты уходи отсюда, дед, туда, откуда пришёл! И помалкивай! Иначе и тебе ненароком свернём шею также, как этим лебедям!".    Мне ничего не оставалось делать, как быстрее ретироваться от этой компании. Что я мог сделать с ними, когда понял, что это или районное начальство, или люди, находящиеся под покровительством этого начальства. Вот такая история с географией!
     Если бы мне эту историю рассказал кто-нибудь другой, я бы, возможно, и не поверил, но не верить Ивану Фёдоровичу, я не мог. Мне так стало обидно и жаль лебедей, что на моих глазах даже навернулись слёзы.
     -Мой друг, ты не стыдись своих слёз! Они говорят о том, что у тебя ещё есть чувства человеческие, как их нет, а может быть, никогда и не было у тех безжалостных людей. Я тоже, когда возвращался от озера домой, плакал. И не стыжусь этого! –успокоил меня Иван Фёдорович
     Я с ним был полностью согласен.


Рецензии