Интервью газете Тверская 13 прав-а Москвы

Интервью приурочено к объявленному Году литературы.

ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР ПИСАТЕЛЯ - ПРАВДА

Начнем разговор с вопроса о вашем отце, крупнейшем писателе-классике последней трети прошлого века. Он повлиял на ваш выбор, можно ли вас назвать его продолжателем?

- Смолоду я хотел стать историком, учился этому. Но жизнь развернулась так, что я неожиданно  оказался в кино, а затем в литературе. Я уже рассказывал об этом в развернутой беседе, опубликованной в последней книге «Самая дорогая сердцу сказка». В газете объяснять долго… И у меня было много замечательных наставников. Но отец, безусловно – первый и главный. Он – наставник всей своей жизнью. Прежде всего – стремлением к правде в жизни и литературе. «Писатель обязан, несмотря ни на что, держать ориентир только на правду» - вот его слова, послужившие девизом для нового толстого журнала «Голос эпохи». И эти слова раскрывают значение объявленного Года литературы. Знаете, у меня в работах, конечно, свои тема, герои. Но дух отца, его стремление безусловно унаследовал... Когда мы прощались, его напутствием было: «продолжай». Что и стараюсь делать по мере сил.

Вы упомянули Год литературы. Что бы вы могли сказать о её значении для нас, о важности её популяризации?

- И – для нас, и вообще для всех времен. Словесность, а значит – литература, лежит в основе цивилизации и феномена человека. Слово связано с мышлением. Литература учит мыслить… Что касается литературы художественной, как явления искусства, здесь дело проще. Художников много не бывает, они штучны. Их надо беречь. Гораздо больше проблем в беллетристике, которая служит развлечению, доставлению эстетического эмоционального удовольствия, ненавязчивому поучению, окультуриванию. У нас крайне низкий уровень её и в литературе, и на экране кино и ТВ. Отброшена отечественная традиция беллетристики. Всё захлестнула заемная коммерческая пошлость невероятная! Это работает на разрушение культуры масс, больно бьёт рикошетом и по искусству. Вот чем надо заниматься общественным и государственным организациям – способствовать повышению культуры. И литературной - тоже. А начинается всё с воспитания детей, с семьи. Родители должны чувствовать ответственность за воспитание вкуса. Вот с чего начинать! Станиславский говорил: «Развлечение – это прекрасно. Главное, не было бы грязно». Или эта грязь поглотит наше общество уже целиком.

В ваших книгах много места уделяется Москве, её прошлому и настоящему. Это одна из ваших главных тем?

- Да, конечно. И в кино, и на ТВ, и в литературе. Две мои последние книги: «Глаголы..» и «Сказка…» посвящены Москве. В будущем я собираюсь заниматься именно этим. Две главные задачи: пытаться сохранить образ старого настоящего москвича и способствовать сохранению культурно-исторического пространства города, среды. Причем, первый не может существовать без второго. Нам нужна культурно-историческая среда как воспитующая сила. Не говоря уж о финансовых выгодах от туристических потоков, ценящих не новоделы, не стилизацию, а реставрированную подлинность. Кстати, великий кинематограф Италии 50-60-х гг. поднимался на пластических образах своей среды, слитых с замечательным образом народа, героев. Вернул мировую славу итальянской культуре, искусству и наполнил очень большими средствами бюджет… Ну, и в добавок, очень волнует то, что происходит в образовании и медицине. Педагог и врач – ключевые гуманитарные фигуры. Чем больше толковых специалистов, тем лучше!  Воспитание, образование формируют личность, здоровье дает ей силы созидать. А нам необходимо время созидания.         


Рецензии