Бабушка рядышком с дедушкой

          Мне думается, что жив я на белом свете благодаря этой статной молодой женщине. Потому что родился я в Одессе за три месяца ДО начала того нападения на нашу страну Германии и ее сателлитов, после чего миллионы наших людей окунулись в ту трагедию, которую они потом назвали Великой Отечественной войной.

          Все эти дни оккупации Одессы (1941-1944) сначала румынами, а затем и немцами, меня выхаживала бабушка - она представлена на этой старинной фотографии.
Мама при моём рождении была молоденькой девчонкой. Она родила меня в семнадцать лет.
          Когда началась атака румын на Одессу, отца вызвали в военкомат. Дали ему в руки большую катушку с тонким двойным проводом и бросили на передовую куда-то в Бессарабию-Молдавию. Даже какого-нибудь завалящего пистолетика ему не досталось. Задача была ползать по земле с этой катушкой и устанавливать телефонную связь между блиндажами и окопами. Румыны очень быстро прорвали цепи защитников и двинулись к Одессе. Отец оказался в глубоком тылу противника. Наших мужчин там и тогда отлавливали, грузили в товарные вагоны. И в Германию. В рабство. И потому он, безоружный, прятался в стогах и перелесках днем. Как бездомный кот. Ночью пешком пробирался домой. Добрался до какой-то Рауховки под Одессой.
          Что было дальше, можно долго обсуждать.
          Впрочем, мне и об этом почти ничего толком не известно. Мама каким-то образом об этом узнала и, оставив меня на попечение бабушки, пошла-поехала к нему. Об этом нельзя было рассказывать, потому что в НКВД люди были идейные, строгие и безжалостные.

          В 1944-м году Мама на руках принесла меня к Отцу в немецкую тюрьму. Тюрьма находилась в Сабанских казармах (одесситы знают, где это). И в детской памяти картина свидания с отцом сохранилась. Я это помню зрительно. Помню немцев с автоматами, помню железную решетку от пола до потолка, а за решеткой какой-то дядя.
          Это мой отец.
          Все эти его приключения теперь никому неизвестны. И неинтересны - у каждого своё. Но однажды, уже когда немцев прогнали и вернулась Власть Народа, а я чуточку подрос, отец привел меня к небольшой братской могиле на Слободке и сказал: смотри, я должен был лежать здесь, в этой земле.

          Судьба - штука чрезвычайно таинственная и загадочно неразрешимая.

          Так что бабушка сохранила мне жизнь в оккупированной Одессе. Имя бабушки - Агафья Дрозд. Дедушка же, Трофим Бережной (на верхнем снимке справа), умер от воспаления легких. Мальчику, будущему моему отцу, было тогда шесть лет. То-есть, дед умер где-то в районе 1922-го года.
          Мне долгое время казалось, что у меня фамилия редкая. Но однажды случилось побывать в музее запорожцев на острове Хортица. Каково же было моё изумление, когда на стенах одной из комнат этого музея я увидел какие-то грамоты, которыми был награжден сотник Бережной, хорунжий Бережной и еще какой-то Бережной. Так что оказалось, что не такая уж редкая. И родом, выходит, что и я из запорожских казаков.

          Милая моя бабушка, которой я обязан своим существованием, то-есть обязан ежедневно после своего пробуждения помнить ее заботу обо мне в лихие годы, умерла в 1947 году от остановки сердца. Лет ей было примерно шестьдесят пять. К сожалению, ее могилка на Слободском кладбище не сохранилась. Я бы приходил к ней изредка...
          Навестить, молча поговорить и вспомнить детство и всю прошедшую жизнь.
Как ходили по церквям. Как я, пятилетний малец, читал ей псалтырь, что доставляло ей удовольствие. Как однажды какой-то "мент" *) ударом сапога швырнул в пыль ее эмалированную миску с жареными семечками возле завода имени Марти. Дескать, спекулянтка... Как она тогда плакала, а я, малец, жалел ее, гладил руки и глядел на слезы.

* * *
Да, мы с бабушкой тогда жили душа в душу.
А мой младший братик, оказывается, очень похож на деда (http://proza.ru/2012/10/18/412).
Средний брат тоже
(http://www.proza.ru/2009/10/23/863)
А я, мне кажется, ни на кого не похож.
Ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Как сказал неизвестный остряк-самоучка.
А может быть что-то есть во мне от Прабабушки?
(http://www.proza.ru/2015/01/13/1745).
Нет! Только уголки рта похожи.
Больше ничего.

________________________________________________
Раймонд Паулс, "Кукушечка" и песенка
http://www.youtube.com/watch?v=MbIBOE2aOoI
у меня тоже такой праздник...
в 2015-м году, в начале февраля
 
*) Мент - простонародное название сотрудников милиции-полиции.


Рецензии
Ни даже пистолетика, как бездомный кот.... Господи, как страшно с младенцем навещать отца в немецком плену... Бабушка , точно, Ваш Ангел Хранитель.

Ольга Мясникова   06.04.2022 23:49     Заявить о нарушении
Я часто ее вспоминаю. Мы жили душа в душу. Я рано научился читать и читал ей Псалтырь. Ей это нравилось. Она жарила семечки подсолнуха и мы с ней ходили их продавать на завод им. Марти. У нас был конкурент дед Саркис. Но мы на него не обижались. Он говорил со смешным акцентом. Говорил: "Я его палкой - он меня палкой". Спасибо, милая Ольга, за отклик на мои тексты

Вадим Бережной   08.04.2022 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.