Чешуя. Развлечения Якова

 Раньше жил я в частном секторе, соседом через четыре дома жил дед пенсионного возраста, которого все соседи звали просто – дядя Яша. Все, что я знал про него, это то, что был он заядлым рыболовом, на рыбалку ездил на стареньком мотоцикле с коляской. В компаньоны никого не брал, потому я даже не делал попыток напроситься. В свободное от рыбалки время он что-то хлопотал по хозяйству и вроде что-то ковал в маленькой кузнечной мастерской.
 Наши дома стояли на склоне, а внизу протекал ручеек. Рядом с ним в давние времена были вырыты два водоема. Оба сильно заросшие тростником, захламленные всяким мусором, но рыба в них еще водилась. Изредка удавалось забросить дела по хозяйству и на скорую руку порыбачить. Как-то раз, приготовив нехитрую наживку – хлеб с макухой и ванилью, я отправился на один из этих водоемов. По дороге переворачивал знакомые камни в поисках червей. Так, пока дошел, насобирал с десяток среднего размера червячков, которых поместил в небольшую коробчонку.
 На месте где я обычно рыбачил расположилась компания из четырех соседских пацанов и наслаждалась свободой. Они смело курили, перекидывались фразами на приблатненном жаргоне и попивали пиво из принесенной литровой банки. Я им не воспитатель, мне ли их стыдить, если сам курю с детства. Разместился рядом, забросил удочку с двумя крючками. На одном шарик хлебного мякиша, на втором червь. Минут пять прошло и мой поплавок упрямо повело в сторону. Подсекаю, а на леске нечто тяжелое, но без ожидаемого сопротивления. Секунда, другая и из воды показывается голова черепахи. На берегу смех – вполне предсказуемая реакция. Пока пытался отцепить «добычу», не заметил, как за спиной появился еще один рыболов.
 - Все, пацаны, можно сворачивать удочки, - тихо произнес один из мальчишек, - Про клев можно забыть. Дядя Яша пришел.
  Я оглянулся, мы дружно поприветствовали пришедшего соседа.
 - Это почему про клев нужно забывать? – спросил я.
 - А ща увидишь. Как дядя Яша приходит, так клюет только у него.
 Крючок из черепашьей пасти отцепить не получилось, пришлось оборвать леску и отпустить несчастную. Я краем глаза стал наблюдать за стариком. Дед Яков поставил высокий, больше метра высотой табурет, на него установил рюкзак, достал резиновые бахилы, приготовил удочку, переобулся  и, шлепая по воде, двинулся сквозь тростник. Место себе он выбрал такое, что мы видели только его спину над пожухлой растительностью. Наверное, минут двадцать прошло, а у нас так и не клюнуло. Вдруг один из мальчишек хлопнул приятеля по ноге и шепотом произнес:
 - Зырь! Тащит!
 Я бросил взгляд в сторону старика. Действительно, дед воевал с рыбой. Его удочка, согнувшись в дугу, вибрировала от потяжек.
 - Оба-на! – этим возгласом был встречен выуженный карп размером с локоть и весом на глаз не менее двух кило.
 Как обычно себя чувствуют рыболовы в таких ситуациях? Скорее всего это зависть с привкусом некоторого расстройства. Я перенаживил свою снасть и снова забросив, стал следить за поплавком. Получаса не прошла, как дядя Яша выудил точно такого же карпа. Внутри меня червяк зависти начинал сверлить отверстие размером с кулак. Кто бы мог подумать, что в наполовину заросшем водоеме, где мы ловили карасиков не больше ладошки, водятся такие красавцы. Мальчишки уже начали собирать удочки, как у дяди Яши клюнуло в третий раз. И снова такой же красавец метнул хвостом искрящиеся брызги на фоне заката. Я тоже стал собираться. Мне уже не хотелось рыбачить. К моему удивлению и старик быстро смотал удочку, выбрался на берег, бросил мокрые сапоги поверх табурета, забросил рюкзак за плечи и быстренько ушел раньше нас. Чего только я не услышал от пацанов, пока шли домой. Рассказывали, что в табуретке у него магнит встроен, потому к нему рыба и собирается. Другой уверял, что секрет в наживке – якобы дед кормит червей смесью свеклы и толченых семечек. Третий и вовсе знал наверняка, что старик продал душу Водяному – только так можно объяснить, что рядом с ним ни у кого не клюет. Я даже не пытался придумывать себе объяснений – знал, что вернусь к ужину и успею к вечернему киносеансу. Расставшись с мальчишками я, уже подходил к своему дому, как навстречу мне попался еще один сосед знающий толк в рыбной ловле. Он поинтересовался уловом. Я рассказал про дядю Яшу и его улов. В ответ смех:
 - Вот и над тобой дядя Яша подшутил. Дуркует старик.
- В смысле? – опешил я, - Я только что с озера, рядом мальчишки сидели, они тоже видели, как старик трех карпов вытащил.
 - Слушай сюда – я тебе расскажу, только пацанам не проболтайся, - сосед достал пачку сигарет  и предложил мне.
 Мы присели на ближней скамейке у соседских ворот.
 - Дед когда возвращается с рыбалки, с пригорка видит, что вы сидите на озере. Загоняет мотоцикл во двор. Выгружает пойманную рыбу в таз с водой, самому шустрому карпу вливает в рот грамм тридцать водки, в себя опрокидывает грамм сто и конфетку. В рюкзаке у него три сапога…
 - Зачем три? – удивленно спрашиваю.
 - Слушай, не перебивай. Третий сапог короткий, в него он кидает шубутного карпа, наливает воды, и быстренько хватает удочку, табуретку, рюкзак и бегом к вам на представление. Он трижды цепляет карпа на удочку и трижды вытаскивает у вас на глазах. Вы ведь видите только момент, когда рыба выужена. Так?
 - От, блин…
 - Только чур – мы договорились. Никому не говори – пусть дед и дальше пацанов дурит.
 - Но зачем ему это?
 - Скучно старику. Бабку свою он уже ничем удивить не может. А вы как раз те зрители, на которых и рассчитано это представление.
 Я распрощался с соседом, но не вытерпел и рассказал за ужином супруге о проделках старика. Оказалось, что не только она знает, но и вся взрослая часть населения нашей улицы в курсе чудачеств старого рыболова.
 Еще не раз я наблюдал развлечения дяди Яши на том озере. Было даже желание подыграть ему – сесть напротив и тоже потягать карпа в несколько заходов. Но, как-то не случилось. Теперь уже нет того старика. Уже после его кончины, мне довелось побывать в его кузнечной мастерской. То, что я увидел там, мне честно сказать понравилось. В коробочках на верстаке лежали в разной степени готовности самодельные кованые крючки, катаные колокольчики, причудливой формы поплавки. Кое-что из арсенала шутливого рыболова я применяю до сих пор.


Рецензии