В целях социальной защиты трудящихся
(Из книги «О людях и для людей»)
На днях состоялось очередное заседание профсоюзного комитета завода. В нём приняли участие начальники следующих отделов завода:финансового – А.С.Сазонов, научной организации труда и зарплаты– В.Э.Шульман,планово-экономического– Г.С. Фатеева.А также в обсуждении намеченной повестки дня активное участие приняли: главный бухгалтер завода Л.Г.Ботвинкина,исполняющий обязанности заместителя директора завода В.Н.Крамской и заместитель секретаря партийного комитета завода В.А.Зверев. Заинтересованно обсуждали намеченные вопросы также председатели цеховых комитетов профсоюза и представители жилищно-коммунального отдела завода, работники заводской охраны, службы общественного питания и детских садов.
Речь шла о мерах по социальной защите трудящихся завода в условиях повышения цен.Прокомментировать решение профкома завода мы попросили его председателя Юрия Павловича Казимира. Вот что он нам рассказал в беседе с нашим корреспондентом.
Ю.П.КАЗИМИР:
– Вопрос о том, что делается у нас на заводе в интересах трудящихся в связи с постоянным повышением цен,мне приходится слышать не впервые. Но особенно острым он стал у нас на заводе после повышения цен именно в наших заводских столовых. Задают этот вопрос особенно часто и в цементном цехе, и в доменном,а также в ТЭЦ-ПВС и ОТК.Задают его,конечно, и в других цеховых коллективах.И в связи с этим я должен сказать,что ещё до возникновения этих самых острых вопросов профком предпринял ряд предварительных шагов к улучшению положения рабочих завода.
Ещё за месяц до повышения цен каждый заводчанин получил компенсацию в счёт именно апреля. Сейчас, однако, мы видим, что эта компенсация оказалась очень мала и не покрывает всех расходов покупателей, то есть, наших работников.
Скажем,как пример, за обед в столовой сегодня рабочий должен заплатить от двух до трёх рублей?! Это дорого и потому в последние две недели проведено совещание с целью определения возможности завода выплатить ещё одну компенсацию! То есть, принять ещё какие-то меры по улучшению положения заводчан.
А.И.БОЧАРОВ:
– И что же именно ещё сделано на самом деле?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Первая компенсация (шестьдесят рублей) потребовала «найти» для заводчан на заводе сумму в более чем двести пятьдесят тысяч рублей! Откуда же были взяты эти деньги? Естественно, из сэкономленных средств, то есть, из фонда оплаты труда. Эти деньги были заработаны в прошлом году. Именно о них по заводу в начале года и прошёл тогда слух, что они пропали. Но они никуда не пропадали! И вот они сейчас нам очень пригодились.
Из-за шахтёрских забастовок, как вы знаете, металлургическая промышленность страны оказалась в катастрофическом положении. В том числе в таком же положении оказался и доменный цех нашего завода. А что это значит? То, что и финансовые возможности заводчан оказались в катастрофическом положении! Сейчас из-за этого даже ставится вопрос о консервации у нас доменной печи номер три! И это несмотря на то, что наши доменные печи сейчас работают лишь в пол силы. Но, всё-таки, было решено имеющиеся у нас финансовые средства вложить не в производство, а направить в первую очередь на социальную защиту трудящихся.
Даже это получается, что и в ущерб выполнения ранее намеченных на этот год всех наших программ, в том числе и по жилищному строительству, и по содержанию объектов соцкультбыта, и в ущерб обновления, совершенствования производства!
Сейчас ведётся работа, к примеру, по выплате компенсаций женщинам-работницам, имеющим маленьких детей. Решён ещё один очень важный вопрос обеспечения бесплатными молоком и обедами рабочих, занятых на трудных и вредных участках производства! Ещё до повышения розничных цен стоимость талона (на бесплатное молоко и бесплатное питание!) была равна от семидесяти или восьмидесяти копеек до рубля! То ныне стоимость увеличилась до двух рублей пятидесяти копеек. А стоимость талона на молоко стала двадцать восемь копеек. И это потребовало «найти» ещё двести пятьдесят тысяч рублей!
Кроме того, администрация и профсоюзный комитет завода предприняли ещё ряд шагов, направленных на облегчение положения трудящихся.Первый из них:это повышение заработной платы на пятнадцать процентов (намеченное ещё в конце прошлого года, но не осуществлённое тогда) для всего промышленного персонала завода!
В связи с этим был разработан приказ по заводу, который и породил недовольство в жилищно-коммунальном отделе, в заводской охране и среди работников детских садов, которые не подпали под действие этого приказа, так как не являются непосредственно промышленным персоналом.
Между тем, в основных цехах завода в последнее время зарплата повышалась дважды. А в жилищно-коммунальном отделе, например,ещё и первый раз никак не завершится пересмотр прежних ставок и окладов.
А.И.БОЧАРОВ:
– Почему так произошло?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Дело в том, что повышение зарплаты должно быть обеспечено экономическими показателями, то есть ростом прибыли, ростом производства, снижением себестоимости и выпуском большего количества, более высоким качеством продукции. То есть, эти деньги должны быть заработанными. А они, как вы понимаете, зарабатываются непосредственно в цехах производящих продукцию!
А.И.БОЧАРОВ:
– Получается,что в других цехах и коллективах люди,как бы, и не работают? Каков выход?
Ю.П.Казимир:
– Вот потому в нынешних условиях профком считает, что необходимо повысить зарплату и не промышленному персоналу! Сегодня вряд ли кто сможет прожить на зарплату нянечки детского сада или контролёра охраны? Да и речь-то тут идёт о двухстах тысячах рублей, тогда как промышленному персоналу «нашли» миллион пятьсот тысяч рублей!
Ведь не промышленный персонал – самая мало оплачиваемая часть заводчан, с очень низкими окладами, но без их труда никак у нас на заводе не обойтись! Поэтому профком считает, что следует им тоже повысить зарплату. Пусть при этом даже и уменьшится процент повышения зарплаты у промышленного персонала завода.
А.И.БОЧАРОВ:
– А каков второй шаг?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Это и есть меры, направленные на удешевление питания в заводских столовых. Ведь после повышения в стране розничных цен количество питающихся в заводских столовых резко уменьшилось. А ведь это ненормально!
Работающий человек должен восстанавливать свои силы после тяжёлого труда! Из голодного человека плохой работник!
И потому ещё до первых предложений от рабочих повысить зарплату на заводе администрация и профком начали искать для этого источники финансирования. Но как это сделать и в какой форме всё это осуществить. Тем более, что в заводской казне денег не слишком много? Ведь перспектива обеспечения завода коксом до сих пор никому не ясна! И положение завода, каким оно будет даже завтра, тоже никому не ясно.
Но всё-таки, было принято решение выплачивать каждому работнику завода пятьдесят рублей ежемесячно для компенсации затрат на обеды в заводских столовых.
А.И.БОЧАРОВ:
– А в целом это выльется в большую сумму?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Около четырёх с половиной миллиона рублей.
А.И.БОЧАРОВ:
– Заводу это по силам?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Пока нет! Но всё будет зависеть от того, как мы будем работать. В то же время нам, по всей видимости, придётся отказаться и от строительства жилья, и реконструкции цехов, и обновления в них оборудования.
В целом же получается так: всё будет зависеть от того, как доменный цех будет обеспечиваться коксом, как будут работать фитинговцы и цементники, насколько будут малы потери в процессе производства.
А.И.БОЧАРОВ:
– Сохранится ли бесплатное питание тем работникам, которое имели на это право, даже при выплате пятидесяти рублей?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Да.Для работников с тяжёлыми условиями труда, тяжёлых профессий. Вместе с работниками общественного питания мы разработали три вида и меню. (На один рубль пятьдесят копеек, на два рубля и на два рубля пятьдесят копеек). Обеды, довольно-таки, привлекательные на вид, вкусные и сытные. Однако, они без особо дорогих продуктов, как грудинка, шейка и так далее.
И все они, эти обеды, в приемлемых ценах. Наряду с работниками тяжёлых профессий, бесплатными обедами будут обеспечены и работники сельскохозяйственного цеха.
А.И.БОЧАРОВ:
– А как будут обеспечиваться работники недавно созданного, на базе отдела капитального строительства завода, малого строительного предприятия?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Это предприятие – теперь самостоятельная единица. И заработную плату своим работникам это предприятие может устанавливать в зависимости от заработанных ими денег. Однако, компенсация, в пятьдесят рублей на обеды в заводских столовых, работникам этого предприятия будет выплачиваться, пока оно не прочно станет на ноги.
А.И.БОЧАРОВ:
– Когда появятся первые комплексные обеды и первые компенсации?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Обеды на этой неделе. Деньги – седьмого мая.
А.И.БОЧАРОВ:
– Повысится ли оплата за пребывание и питание детей в детских садах?
Ю.П.КАЗИМИР:
– Нет.Не повысится. И независимо от того, работают ли родители на заводе или нет.
А.Бочаров.
1991.
Свидетельство о публикации №215011701251