О творчестве Романа Злотникова

В начале 90-х годов 20 века услышала такое высказывание о литературе.
«В каждой ситуации человек оказывается только один раз в жизни. И литература – это единственный способ подготовиться к ситуации, в которую еще не попал.»
Это не дословная цитата, но смысл высказывания именно такой. Для чего люди читают книги? Да много для чего. В том числе и для того, чтобы получить инструкции по тому, что делать в ситуации, в которую только предстоит попасть. И пусть в большинстве своем люди это делают бессознательно, но большую часть жизни они и так все делают именно бессознательно, на рефлексах и инстинктах. С годами мой личный опыт лишь подтвердил правильность этого подхода к литературе. Потому я и считаю ошибочным утверждение, что литература должна ставить проблемы. Проблемы ставить должны другие, а литература должна помогать выбрать лучший вариант решения проблемы. Ибо именно в книге проще и безопаснее всего опробовать и проверить, как ближайшие, так и отдаленные последствия предложенного варианта решения проблемы.
Фантастика в этом плане самая важная часть литературы, на мой взгляд. Ибо только в этом жанре перебираются варианты будущего человечества, варианты отношений между мужчиной и женщиной, варианты построения общества, того, какой может быть семья и порядки в ней. И так далее, и тому подобное. И читая фантастику, читатель может выбрать то, что ему понравится, и постараться воплотить это в своей жизни, а то, что не нравится, постараться исключить из нее.
Проблема в одном. Человек выбирает из того, что есть, что ему предлагают, а не из того, что ему хочется. Ибо, что ему хочется он и сам толком не знает. И это нормально. Самому очень сложно точно придумать, назвать желаемое. И не все способны на это. Поэтому люди и обращаются к тем, кто может придумать или предложить нечто из другого края или мира, чтобы было проще самому для себя решить, что же ему надо. И фантастика в вопросах выбора будущего главный помощник. Хоть это и повышает ответственность фантастов за это самое будущее.
С другой стороны в нашу эпоху механизмов, люди все чаще сталкиваются с эмоциональным дефицитом. В литературе, в кино даже в большей степени, авторы от читателя хотят добиться эмоционального ответа, сопереживания. И для этого используют разные методы. Чаще всего это способы через посредника. Как от человека получить эмоцию? Да стукнуть его сильнее или напомнить ему о чем-то, связанном для него с сильными эмоциональными переживаниями. Хорошие способы и достаточно простые в реализации, но есть в них один минус – низкий коэффициент полезного действия. Сложно просчитать такое воздействие или выбрать такое воспоминание, чтобы масса людей разных во всем в разные времена, отзывалась на них в обязательном порядке.
Есть и другой способ. Более сложный технический, но с гарантией. Это дать читателю или зрителю чистую эмоцию. Так уж человек устроен, что получив эмоцию, он всегда на нее эмоцией и отвечает. Причем сразу, без задержек и без помех. Другой вопрос, насколько явно он это делает. И третий – насколько осознанно. Лично меня привлекают те писатели, в чьих произведениях я могу найти достаточно много этих чистых эмоций. Мне, как читателю, нравится эмоциональный обмен с книгой и раздражает, когда из меня выколачивают это самое сопереживание, как пыль из боксерской груши. Книга нынче стоит денег, бумажная – даже хороших денег, поэтому я не просто хочу любого эмоционального обмена с книгой, а обмена с определенным положительным направлением. Негатива мне и по жизни хватает, причем совершенно бесплатно, так сказать. И поэтому за свои кровные я хочу позитива. Назову это нормальными покупательскими требованиями.
На рубеже 20-21 веков в российской фантастике появился новый автор, Роман Злотников. Стартовал без спешки, но успешно и сразу задал высокую планку первыми своими романами. Мое личное знакомство с его творчеством растянулось на несколько лет. Сначала купила книжки, дала почитать родным. Получив хороший отзыв, купила еще, накопила небольшую стопочку и только после этого сама начала читать. И сразу была очарована и сюжетом, и героями, и манерой изложения, и раскрытием психологии героев, и юмором автора.
Мне повезло сразу знакомиться с двумя циклами «Берсерки» и «Вечный». Особенно очаровывали небольшие сцены с проходными героями, которые с невероятной, ювелирной точностью показывали психологические особенности главных героев, различия в их мировоззрении, отношении к окружающим, миру. Особенно приятно было фантазировать о том, как эти герои будут себя вести после пережитого за рамками описанных событий. Вот уж где был космический простор для читательской фантазии! До сих пор с папой, который и способствовал моей увлеченности фантастикой, часами можем это делать, хоть и прошло полтора десятка лет. Хочу сразу отметить, что авторов, о героях которых можно вот так поболтать, мне известно достаточно мало. Обычно удается обсудить только в рамках произведения или цикла.
Теперь чуть подробнее об упомянутых циклах. Начнем с «Берсерков». В цикл на сегодня входят три романа: «Мятеж на окраине Галактики», «Бойцы с окраины Галактики», «Принцесса с окраины Галактики». События разворачивают как в будущем Земли, так и в других частях галактики. Писатель рисует вариант будущего, в котором на нашу родную планету было совершено нападение. Радует то, что этот вариант для землян имеет хороший итог.  Как показали прошедшие годы, Злотников Р. всегда выбирает именно благоприятные варианты будущего для землян и россиян. Как россиянку, которая гордится тем, что она часть России, меня это радует и привлекает невероятно.
«Мятеж на окраине Галактики» в целом оставляет несколько тяжелое впечатление. Во многом это связано с теми тяжелыми событиями, о которых повествует роман. Тяжелые времена, тяжелые испытания, много горя и мало радости. И в этой тяжелой атмосфере автор находит время и место для чего-то, способного рассмешить как героев, так и читателя. Большой плюс для произведения.
Что касается эмоционального обмена, то он возникает достаточно быстро и незаметно. Автор очень точно умеет создать на страницах романа необходимое настроение, вовлечь в него читателя, и поддерживать эту читательскую вовлеченность до конца романа.
Злотников Р. точно отбирает те эпизоды из жизни героев, которые наиболее полно обрисовывают сложившуюся на тот момент ситуацию. Причем уделяет большее внимание эмоциональной стороне, мотивации и переживаниям героев, тому, как они переживают сложившееся и с каким багажом выходят из ситуации.
Все начинается с того, как российская армия отвечает на нападение мощной космической державы, о которой еще мгновение назад ничего не было известно. Показана слаженность работы и те чувства, что вспыхивают в душах офицеров, наблюдающих через приборы за происходящим. Сдержанность генерала в конце сцены не только точна, но и усиливает эмоциональное впечатление от происходящего.
Далее автор по очереди знакомит нас со своими главными героями. Делает это медленно, без спешки, большим блоком показывая жизнь каждого из них до момента пересечения их путей. Он подробно знакомит читателя с тем, как, казалось бы, обычный, даже посредственный ребенок с течением времени и при прохождении ряда испытаний становится берсерком. Сначала знакомит с биографией одного героя, потом другого, потом с тем, как их пути пересекаются, как они вместе освобождают Землю, как налаживается их собственная, личная жизнь. Чем ближе к финалу, тем интереснее и веселее.
Второй роман цикла «Бойцы с окраины Галактики» повествует о событиях через некоторое время. И начинается уже в другом конце галактики. В отличие от первого, он полон юмора и веселья, хотя и тут разворачиваются весьма серьезные события.
В романе появляются новые герои, которым предстоит крепко связать свою жизнь с уже известными читателю по первому роману. Показывается то, как три человека могут резко изменить судьбу многих и многих, изменив их отношение к себе, к жизни, к тому, что они могут и чего не могут. В книге рассказывает не только о том, как герои учатся в другой державе, но и как они совершенствуются как берсерки. Оказывается, в этом навыке есть масса очень важных нюансов, которые приходится осваивать в реальных битвах с реальным риском для жизни. И при этом еще надо и семейную жизнь наладить, и опять спасти Родину от очередного завоевания. А если для этого требуется совершить чудо, то для землян это дело привычное. В прошедшие две мировые войны подобные чудеса совершались так часто, что можно было бы считать их нормой того времени.
Лично я обожаю «сцену про скучно», то есть тот эпизод, в котором офицер империи жалуется, что ему на Земле скучно. И в качества развлечения ему предлагают сделать то, что он называет невозможным. Офицеру искренне сочувствуешь, особенно зная, что через полтора месяца и сам офицер точно знает, что это невозможно очень даже возможное невозможно. Наверное, после этого он на всю жизнь приобрел страх перед словом «скучно». И даже спустя много лет, в каком-нибудь ресторане, услышав от младшего коллеги «скучно», будет давиться куском и, вспоминая это развлечение по-земному, предлагать ограничиться старым и добрым: напиться или пойти по бабам. Или рассказывать юнцу, как на Земле его развлекли в ответ на подобное сетование.
Третий роман цикла «Принцесса с окраины Галактики» - достойное продолжение второго. Тоже веселый, с юмором, события следуют одно за одним, скучать некогда. По большей части он посвящен устройству личной жизни сестры одного из главных героев цикла Олега. И еще тому, как обитатели маленького комка грязи помогают спастись от завоевания большой империи от общего врага.
В романе масса увлекательных сцен, полных эмоций и запоминающихся фраз. Для меня этот роман стал некоторым разочарованием. Дело в том, что читала я его после папиного пересказа и очень хотела найти фразу императора своему советнику о том, что он единственный оделся по форме при внезапном возращении государя. Как же я искала эту фразу! Несколько раз перечитала сцену и нашла лишь полстранички рассуждений какого-то офицера по этому поводу. Информационно сцена была той же, но в папином изложении она была более эмоционально отточенной, сильной, яркой, приобретала  больший смысловой и эмоциональный вес. Хоть иди и проси автора в следующем издании переделать эту сцену, вложив в уста императора заветные слова…
После этого романа я сделала для себя вывод, что мой папа иногда пересказывает чужие произведения лучше, чем пишет автор. И спешить прочитать то, что в пересказе звучит замечательно, лучше воздержаться, дабы избежать разочарований. Поэтому я решила воздержаться от прочтения цикла «Арвендейл», состоящего из трех романов: «Арвендейл», «Герцог Арвендейл», «Император людей». Решила все же дождаться, когда главный герой все-таки станет императором. Надеюсь, что автор позволит мне дожить до этого радостного момента.
Цикл «Вечный» включает в себя четыре романа: «Шпаги над звёздами», «Восставший из пепла», «И пришел многоликий…» и «Последний рейд».  Со временем к нему примкнул цикл «Охота на охотника» из четырех романов, повествующий о предшествующих событиях, написанный Злотниковым Р. в соавторстве с Николаевым Андреем.
Чтобы понять всю глубину последней фразы в четвертом романе цикла стоит прочитать все четыре. Без этого сложно оценить масштаб задуманного Творцом, того к чему он готовил Счастливчика на протяжении всех четырех романов. Одной фразой Злотников Р. увеличивает и масштаб, и глубину событий, о которых повествует цикл. Невероятно удачный и ювелирно выполненный прием.
Первый роман «Шпаги над звёздами» начинается с изображения государства с матриархатом. Тут автор пошел стандартным путем – механически поменял местами мужчин и женщин. На мой взгляд подобный подход ошибочен в своей основе, хотя используется многими писателями обоих полов. У мужчин и женщин не только физиология разная, но и мировоззрение, природная специализация весьма различны, хотя и прекрасно дополняют друг друга. Как показывает история, женщина может жить по шаблону жизни мужчины, как и мужчина – по шаблону женщины, но это по сути разные шаблоны. Нельзя получить женский шаблон механической заменой. Мужчины от этого ни вынашивать, ни рожать, ни кормить грудью детей никак не начнут. Поэтому матриархат явно должен выглядеть иначе, чем представляют фантасты сегодня.
В цикле много мудрых изречений и точных наблюдений о жизни человека, о том, что для него важно, о том, как идет становление лидера, какую цену за его обучение платят окружающие и как меняется жизнь людей рядом с ним и мира в целом от любых его решений.
В цикле много прекрасных, выверенных сцен, особенно про детей гнева, про то, как по разному к ним относились их создатели и люди. Из этих кратких сцен складывается летопись формирования нового народа, объясняется, почему у него возникают именно такие предпочтения и склонности, налаживаются связи с представителями этой империи, а не других. Уже за одним этим весьма интересно наблюдать, хотя местами бывает и достаточно тяжело.
Примерно одновременно с упомянутыми циклами Злотников начинает цикл «Грон», в который на сегодня входит пять романов: «Обречённый на бой», «Смертельный удар», «Последняя битва», «Прекрасный новый мир», «Пощады не будет». Этот цикл примечателен прежде всего тем, что главный герой, путешествуя по разным мирам, прежде всего учится создавать семью. И это оказывается для него намного более сложной задачей, чем выживание в незнакомом мире, создание своей армии и государства, спасение мира, прохождение пути от нищего до правителя. Писатель словно примеряется к теме создания семьи и воспитания потомства, пробует, с какой стороны за нее взяться.
В первом мире главный герой проживает насыщенную жизнь, но едва в его жизни появляется любимая женщина, как ее убивают. Во втором – у него уже есть и жена, и сын с дочкой, но большая занятость лишают его возможности научиться строить отношения с детьми. Их воспитанием успешно занимается его жена, которая к тому же успешно еще и правит государством. В третьем мире героя ждет самое тяжелое испытание. Он становится вдовством с младенцем на руках. На этом работу над циклом Злотников Р. останавливает. Как бы берет паузу, чтобы как следует поразмыслить над тем, как его герою лучше всего решить подобную задачку. Во всяком случае, в большинстве романов и фильмов мужчины благополучно заваливают выполнение столь тяжкого для них задания. И именно поэтому так хочется читательской душе увидеть, как в данном случае полюбившийся главный герой с ней справится. Ведь миры он так легко спасает, а тут всего лишь какой-то младенец. Мало кому со стороны видно, насколько же по своей сути спасение мира проще воспитания детей, тем более воспитания будущих правителей. Уж больно много внимания в последние тысячелетия мужчины уделяли своим войнам да фирмам, бросив детей исключительно на их матерей, из-за чего, на мой взгляд, подзабыли необходимые навыки.
Затронутая в цикле «Грон» тема потомства появится и в других циклах, но уже с других сторон, под другим углом, с других позиций, но каких-то решений или вариантов решений автор давать воздерживается. Оно и верно. Уж очень на сегодня эта тема остро поставлена, запутана. Есть масса подходов, и каждый подход предлагает свои решения, но все это лишено глобального системного подхода. В основном предлагаются решения мелких сиюминутных задач, а не всего вопроса в целом. Судя по всему автор ищет этот системный подход и наиболее ценными находками делится в своих произведениях. За что ему большое читательское спасибо.
Своеобразным особняком в творчестве Злотникова Р. стоит цикл «Император».  Сегодня в него входит два романа: «Виват, император!» и «Армагеддон». Цикл оставляет тяжелое впечатление и ожидание еще больших бед, чем там описаны. Причем значительно больших. Я бы сказала, что это романы про то, как добрыми намерениями дорогу в ад устилают. Внешне все выглядит весьма прилично. Некий вечный, используя ресурсы России, стремиться превратить Землю в космическую державу. Вот только по дороге к цели он сам для себя закладывает такие мины замедленного действия, что уцелела бы при этом планета. Его-то точно на атомы разберут в лучшем случае.
И так, некий вечный Мойзель, вернее очень долго живущий человек, решил объединить планету и вывести на просторы вселенной. И для этого самой подходящей ему показалась Россия. Впрочем, это вполне закономерно. Всем Россия нужна, кто хочет миром править. Никто из них ее еще не обошел. И место хорошее, и ресурсов много и народ чудеса творит на раз. Вот только одному это делать сложно, поэтому, собрав друзей, решил себе помощников вырастить. И вот тут он сам себе мину заложил глобальную и даже не заметил. Возможно, даже сам автор это проглядел, но это уже другой вопрос.
Что это за мина? Мина психологического плана с отложенным действием. Первое – это ложь, положенная в основу отношений Мойзеля-императора со своими помощниками, выпускниками элитного учебного заведения. На втором курсе он подвергает всех учащихся перестройке, которая их из обычных людей превращает в таких же долгожителей, как и император. И первая инъекция делается под видом витаминов. И после нее уже назад ходу нет. И лишь потом Мойзель говорит им правду, утверждая, что между ними должна быть только правда. Но, по сути, это здание правды стоит на фундаменте лжи и насилия. Если бы он действительно хотел построить отношения с выпускниками на правде, то инъекция должна была делаться после того, как им все рассказали, а не до. И это уже само по себе потенциально крайне опасно.
Вторая опасность в особенностях этого дарованного бессмертия. Особенность в том, что при нем появление детей почти исключено. Для бессмертных это пустяк, но для обычных людей – это серьезно. Думаю, тут разница в психологии. Изложу свое понимание этой разницы. Инстинкт размножения один из самых сильных и чем короче жизнь – тем, скорее всего, он сильнее. Из этого следует, что если организм человека рассчитан на жизнь в десятки или сотни веков, то потребность в потомстве весьма слабая. Времени же для их появления полно. Если же жизнь меньше века, то приходится торопиться. Вот только такой расклад исключительно при изначальных вводных на долгую или короткую жизнь. Так сказать психика и организм изначально договариваются о гармоничном существовании. А если их изменить чуть позже? Вот тут возможны варианты.
Что если при изменении короткой жизни на долгую сила инстинкта размножения останется прежней? Ладно, лет 20 такой человек будет глушить инстинкт сексом и работой, а потом что? Скорее всего, с годами инстинкт будет набирать силу и требовать наличия потомства. И хорошо, если он согласится на чужих детей. А если потребует своих, родных? Тех, которых никак иметь уже нельзя. Достаточно вспомнить Генриха 8 с его кучей жен и распрями с папой. Столько всего мужик натворил и ради того, чтобы иметь здорового сына. Да он жизнь свою и своей страны на это положил и умер, понимая, что, по сути, проиграл. В потенциале таких у Мойзеля десятки тысяч, причем обоего пола. И если история помнит таких упертых мужчин, то у женщин этот инстинкт еще сильнее в силу их природы. И их тоже тысячи. Таких вот бессмертный и умных. И что будет делать этот император, если инстинкт победит и потребует от своих носителей либо детей, либо жертвы? Уже становится жалко этого бессмертного. Порвут же на атомы и скажут, что еще мало досталось. И будут правы.
Это можно было бы смягчить с помощью масштабных исследований в соответствующих областях, но императору не до них. Тем самым он сам себя лишает возможности защититься от грядущих проблем.
Третья опасность в том, что выпускники имеют власть и знакомы с безнаказанностью. Они убивают без суда, убивают, считая, что так правильно, и они имеют на это право. В описанных ситуациях с ними хочется согласиться, но ведь однажды могут быть и другие случаи. И тут встает извечный вопрос: кто сторожит стража? Сумеет ли внутренний страж в этих новых бессмертных удержать их от упоения вседозволенностью и безнаказанностью.  Такое испытание пройти по сути мало кому удается. Кто-то конечно из них справиться, но нет гарантий, что их будет большинство. Тем более, что слабые росточки того, что справившихся будет меньшинство, уже появляются. Это видно в эпизодах гибели одной выпускницы и студента. Меры, принятые в ответ, направлены совсем на другое, а значит, и эта опасность будет со временем нарастать.
Есть еще одна крупная проблема, которую пропустил Мойзель. Демографическая. В свои помощники он выбирает лучших. И если они не становятся бессмертными, то он все равно заваливает их работой так, что на создание семьи у них нет времени. По сути, у них нет времени даже толком об этом подумать. И вот их жизнь подходит к пенсии. И у них есть только блестящая карьера и пустой дом.  У них нет продолжения, их род прерывается на них. Лучшие остаются без потомства. Плодятся только худшие. Как же худшие будут пользоваться достижениями лучших? Да никак. В результате, космическая держава, созданная в будущем Мойзелем, достанется тупым худшим, которым будет плевать на этот космос и все с ним связанное. Если их еще будет достаточно много в количественном плане, то судьба бессмертных, причем всех бессмертных, уже предрешена и означает их гибель вслед за императором.
При такой мине замедленного действия, все старания и труды по созданию космической державы на планете Земля теряют смысл. Во всяком случае, при таком строительстве.
Отложим это в сторону и обратимся к романам. Они хороши. Несколько мрачноваты в сравнении с циклом «Берсерки» или «Вечный», но близки им по манере написания. Герои описаны живыми и эмоциональными. Рассуждения и описания еще не приобрели сходства со скучными официальными докладами, что будет в следующих циклах Злотникова Р. Интересно наблюдать за перипетиями жизни героев, за судьбой России и Земли. Россиянам будет приятно читать про то, как их держава становится сильнейшей и ведущей в мире. Вот только по мере развития событий, нарастает и ожидание того, что будет при взрыве мины. Ее часики тикают все громче. И вместе с этим тиканьем нарастает читательское любопытство, как автор сможет провести Россию, а с ней и Землю, через горящий впереди ад. Другие циклы Злотникова Р. напрочь отбивают даже мысли о том, что адом все и закончится. Упрямо верится в то, что все-таки за адом будет рай и кто-то сможет разминировать эту бомбу замедленного действия хотя бы за секунду до взрыва.
Постепенно в творчестве Злотникова Р. появляется тема альтернативной истории. Сегодня альтернативная история в творчестве стала ведущей. С одной стороны это хорошо и интересно, но появилась и проблема. И вызвана она, на мой взгляд, тем, что писатель слишком сосредоточился на описании альтернативных событий. Главные герои от этого стали механическими, из их жизни практически ушли отношения с противоположным полом, показ которых был одной из сильнейших сторон автора. Появилось однобокость показа создаваемого мира. И этот мир стал более плоским, почти мертвым. В результате у автора почти не осталось возможности для показа своего неповторимого юмора, тех восхитительных, ювелирных сцен, глубину и красоту которых, возможно, и не каждый читатель мог оценить в полной мере, но они однозначно всех очаровывали. И их было так приятно «растаскивать на цитаты» при удобном случае. Результат этого закономерен – интерес падает, читатели ищут новых авторов или настаивают на продолжении первых, старейших циклов. Если нет нового и хорошего, то хоть старое продлите. Читатели явно скучают по тем мелочам, что создали любимый авторский стиль, задали изначально высокую планку, которой так не хватает в последних произведениях. Теме альтернативной истории посвящены циклы «Царь Федор», «Генерал-адмирал», романы «Собор», «Русские сказки», «Элита элит».
Цикл «Царь Федор», состоящий сегодня из четырех произведений: «Ещё один шанс», «Орёл расправляет крылья», «Орёл взмывает ввысь» и небольшой рассказ об том, что было между смертью царя и пробуждением главного героя в больнице «Таймлайн», - один из самых оригинальных в творчестве Злотникова Р. Эта оригинальность проявилась в его финале. Герой, сделав на протяжении трех книг блестящую карьеру русского царя, возвращается в свое тело в своем, но уже изменившемся времени. Отличная завязка для еще четырех романов. Не припомню, чтобы кто-то писал цикл, состоящий по сути из двух. Причем второй обещает быть на порядок интереснее и захватывающе. Герой, прошедший столь серьезную подготовку, узнавший отдаленные, в четыреста лет, последствия своих достижений и ошибок, имеет возможность найти решение проблем, которые до сих пор либо не замечал, либо игнорировал, либо не знал, как подступиться. Весьма заманчивая перспектива и для читателя, и для писателя.
В моем понимании хороший цикл – это длинный роман и чем длиннее, тем лучше. Приятно, когда есть возможность начинать читать этот длинный роман с любой главы и легко входить в курс дела, чему способствуют рассказы или упоминания героев о прошлых событиях, но с ними надо быть предельно осторожными. Если герои постоянно вспоминают прошедшее, то это быстро начинает раздражать. Все-таки читателя интересует происходящее событие, а не то, что ему предшествовало. Если читателя заинтересует прошлое, то он легко найдет и прочитает соответствующую главу-роман. Данный цикл читается как одно произведение, нет утомительных воспоминаний и для цикла это без сомнения плюс. Автор придерживается золотого правила – должно быть только то, что нужно, для понимания происходящих событий.
С другой стороны мир, созданный в цикле, самодостаточный. Если вы ничего не знаете о данной эпохе и прототипах героев, то в произведениях вы получите всю необходимую информацию о них, чтобы понимать происходящее с надлежащей полнотой.   
Что касается исторической канвы, то тут мне судить сложно. Знания автора об эпохе значительно превосходят мои. В романе много исторических фактов и событий перетасовываются так, что Россия получает максимальную пользу. Размах и взлет порадуют душу того, кто хочет видеть Россию во всей красе в не зависимости от эпохи.
В этом цикле Злотников Р. показывает свое умение писать альтернативную историю, но при этом наиболее наглядно проявляются и слабые стороны, которые позднее будут только нарастать. И дело не только в том, что о событиях повествуется от первого лица, а не от третьего как в первых циклах. Дело в том, что герой становится более плоским, более механическим. Он занят исключительно своей работой и все остальное уходит даже не на десятый план, а сразу за горизонт. Бизнесмен и царь Федор Борисович заботится о тех, кто рядом с ним, но это касается его подчиненных, соратников, при этом отношения с семьей практически исчезают. Жена и дети живут во многом параллельно ему, как-то самостоятельно справляясь со своими проблемами, которые достаточно часто им создает их муж и отец.
В цикле глобально, хотя и достаточно замаскировано, встает проблема потомства. Проблема состоит не только в том, что у человека, у царя особенно, должны быть дети и желательно здоровые. Проблема в том, что это потомство должно быть качественным, как бы технично это не звучало. Потомство должно быть прежде всего готовым успешно справляться с любыми, возникающими в его жизни, трудностями и иметь моральные приоритеты, направленные на процветание и счастье как его самого, так и его потомства. И особенно это важно в отношении потомства царского. Царь Федор постоянно об этом забывает, а если вспоминает и после многочисленных и настойчивых требований находит на это время, то во многом портит качество своего потомства. В итоге за это расплачивается народ. Во истину платит любую цену без раздумий и торгов.
Так же в цикле показывается роль женщины в вопросе качества потомства и то, что для надлежащего выполнения этой роли, женщине нужна помощь, необходимо создание определенных условий. Царь Федор, женившись на юной принцессе, из лучших побуждений принимает меры, чтобы царица родила ребенка хоты бы после 18 лет, но забывает об этом сказать ей. Итог закономерен – царица годами ездит по святым местам, дабы скорее исполнить свой царский долг перед мужем и страной, родив наследника. Кажется пустяк, но это серьезная психологическая травма, в результате которой женщина к детям, доставшимся с таким трудом, относится с усиленной заботой и бережением. Она приучает своих детей к тому, что она всегда будет рядом с ними и всегда поможет. И в этом есть опасность – этим детям в жизни будет сложно научиться справляться с проблемами без маминой помощи. Как бы мама не старалась, но ее детям однажды придется столкнуться с маминым отсутствием в тяжкие моменты, хотя бы после ее смерти. С женой наследника царя Федора происходит та же история – единственный ребенок после нескольких выкидышей. Закономерно, что правление внука хоть и было блистательным в плане увеселений и роскоши, но народу стоило больших жертв. С другой стороны, если бы царицам были созданы определенные условия, если бы были приняты меры, которые бы помогли убрать эту излишнюю опеку над детьми, если бы сам царь Федор больше внимания уделял воспитанию и подготовке наследников, то подобных последствий удалось бы избежать.
Тот факт, что главный герой максимально занят исключительно работой, будь то своя фирма или своя держава, делает его механическим. Редкие эпизоды, когда герой вспоминает о жене и радуется тому, какая она у него умница, немного оживляют его образ, но этого слишком мало для создания живого и объемного представления о человеке. Как ни крути, а жизнь человеческая состоит не только из работы, но и из личной жизни. Сосредоточение повествования о человеческой жизни на одной из составляющих ее частей, неизбежно приводит к однобокости, обедняющей личность героя. Подобная «механизация» образа свойственна всем героям, от главного до второстепенного, и в последующих романах она нарастает. Об этом остается лишь сожалеть.
Повествование о том, как жила Российская империя между царской и бизнесменской жизнями Федора Борисовича, лишний раз показывают важность качества потомства в царской семье и пробуждает желание узнать, как же герой разрешит эту задачу. Этот интерес подогревается тем, что в своей бизнесменской жизни он общался исключительно с теми женщинами, для которых работой было развлекать состоятельных людей сексом и подчеркиванием их достоинств своей неотразимостью. Кто-то хлеб растит, кто-то машины делает, кто-то учит, а они зарабатывают вот таким образом. Они по своей сути те же бизнес-леди, но вместо фирм у них миллионеры. Эти женщины слишком заняты работой, чтобы найти время даже на мысли о потомстве, то есть для появления на свет потомства, да еще качественного, они профнепригодны. Недаром говорят, что есть женщины для развлечений, и есть женщины для семьи. Из этого следует, что герою придется искать совсем другой тип женщин. Вот где и как он это будет делать интересно уже само по себе. И это задачка для второй части цикла. Так же, как и вопрос построения отношений с детьми таким образом, чтобы из них выросли достойные наследники и продолжатели дела отца, способные не только решать возникшие проблемы, но и в свою очередь произвести на свет и воспитать качественное потомство.
Мне бы, как женщине, было бы интересно почитать о том, как мужчина создает своей женщине условия, которые ей необходимы для выполнения ее женской работы, той, для которой ее и создала природа. Чтобы там не говорили, но добывать мамонта с ребенком под сердцем или на руках практически невозможно. Если же приходится добывать мамонта, то потом с детьми куча проблем, которые крайне сложно решать. Уж очень многое в жизни человека необходимо делать во время. Ученые установили, что дети, лишенные материнского молока, после сорока лет имеют проблемы с пищеварением. И это простенький пример возможных проблем с отсроченной реализацией наказания. Сколько же их в человеческой жизни на сегодня никто не знает. Если же есть желание иметь качественное потомство, то со всеми ими придется разбираться и по отдельности, и оптом. Этакая глобальная задачка с множеством неизвестных. Почитать хоть про какой-то вариант ее реализации уж очень любопытно.
Появившаяся в этом цикле механизация образов проявилась и в циклах про попаданцев «Землянин» и «Ком».
В цикл «Землянин» на сегодня входит три романа: «Землянин», «Землянин. Шаг к звездам», «Землянин. На службе Великого дома». Воздержусь описывать каждый роман этого цикла в отдельности. Первые два романа цикла по эмоциональности и живости не намного лучше романов цикла «Царь Федор», но там показано становление личности, обучение главного героя, обретение им цели и путь к этой цели. Очень интересны рассуждения героя о том, почему у него получается то, что другие делать воздерживаются.
Наиболее примечательным в этом цикле, на мой взгляд, является показ цивилизации, обеспокоенной наличием качественного потомства. Эта цивилизация показывается во времена максимального давления из вне, которое губит то, что до этого веками способствовало не просто появлению потомства, но при это улучшало его качество от одного поколения к другому. Рассуждения героя о вреде этого влияния очень интересны и созвучны нынешней обстановке в мире. Со многими из них я лично согласна. На мой взгляд, возможность делать все, что хочется, при уменьшении ответственности за последствия этих действий, способна погубить не только человека, но и цивилизации в целом. И тому в истории полно примеров.
Упомянутая мною ранее механизация образов в этом цикле достигла своего пика в третьем романе. На мой взгляд, это самый провальный роман данного автора. Главный герой напоминает щепку в бушующем море. Вроде бы он и старается что-то сделать и у него даже что-то получается, но в целом он обречен делать то, что ему говорят, и брать то, что дают. Благо родился герой в длинной рубашке и ему везет на протяжении всего цикла. И сейчас ему предлагают то, к чему он и сам стремиться, но с большой нагрузкой, которая неизвестно каким образом еще скажется на его жизни и на воплощении его цели. При этом герой занят исключительно работой. Личная жизнь героя не просто уходит на задний план, она исчезает вообще.  Причем исчезает как раз в тот момент, когда у героя намечается возможность стать отцом. Интересно, насколько готовым к такой роли окажется герой, и как он при этом будет достигать поставленной цели.
С другой стороны, на бледном фоне третьего роман четвертый может блеснуть яркой звездой. Но лишь при условии, что автор сможет убрать не только возникшую механизацию образа, но и найти объяснения столь незавидной участи главного героя в третьем романе, найти новые краски, новые способы показа героя со всех сторон.
Цикл «Ком», состоящий из двух романов, повествует о том, как землянин не просто устраивает жизнь в новом мире, но готовит базу к прибытию других землян в обозримом будущем с самого нуля. Читается цикл интереснее «Змлянина», веселее, но в нем на данный момент герой занят исключительно делом, ему не до амурных похождений, семьи и детей. Задача максимально упрощена, автор словно отдыхает от сложностей других циклов. На протяжении обоих романов события медленно набирают обороты, обещая более интересное продолжение. Несколько портит впечатление уже не раз упомянутая мною механизация образов, но уже радует возращение любимого мной авторского юмора, ставшего наиболее явным к концу второго тома.
Хочется надеяться, что со временем в произведениях Романа Злотникова с новой силой засверкает все то, что выделило его из общей массы начинающих авторов и появятся новые, еще более притягательные особенности.
В заключении можно сказать следующее. Если вам интересно читать про:
- величие России (циклы «Царь Федор», «Генерал-адмирал», «Империя»)
- то, как люди достигают поставленных целей, оставаясь при этом людьми (циклы «Землянин», «Ком», «Царь Федор», «Генерал-адмирал», «Арвендейл»,  «Грон»)
- важность семьи и единомышленников в жизни любого человека (практически все романы)
- воспитание потомства (наиболее ярко циклы «Царь Федор», «Грон», «Империя»)
- космические баталии (циклы «Вечный», «Берсерки»,  «Землянин»)
- различные проекты от государственного до галактического масштаба (циклы «Вечный», «Берсерки», «Царь Федор», «Генерал-адмирал», «Империя»)
- отношения между мужчиной и женщиной (практически все романы)
и  при это хочется, чтобы действия героев были точно мотивированы, а повествование веселым и умным, то Роман Злотников однозначно ваш автор.


Рецензии